III.Знакомство с коренным народом ХМАО - манси.

Беседа.

- Ребята, о народе ханты вы уже не мало знаете, а что знаете вы о

манси?

Манси - народ, родственный хантам. Долгое время эти народы проживали вместе и поэтому они имеют много общего в культуре. Манси живут в таких же селениях, как и ханты и в таких же жилищах.

Закрепление знаний, полученных ранее.

-Как вы думаете в каких? – (Манси живут в чумах).

- Чем утепляли манси свои чумы? - (Они утепляли шкурами убитых животных).

- А как, по-вашему, где они брали эти шкуры?

(В случае затруднения я подсказываю вопросом: значит они, так же как и ханты, что делали?

(Они охотились).

- Ребята, манси это очень смелые люди и очень сильные. Мужчины

манси могли, вооружившись только ножом один на один сразиться медведем и победить его.

- Как вы думаете, на каких зверей охотились манси?

- Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете животных нашего края.

Отгадывание загадок.

Послушайте и угадайте на кого они охотились?

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит гордо и легко

Рога расставив высоко. (Олень).

Посмотрите - ка какая:

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой

На увертки мастерица,

А зовут ее ... (Лисица).

Сама мала, шубка пышна

В дупле живет, орехи грызет. (Белка).

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А. зимой, он спит в берлоге

От мороза, пряча нос. (Медведь).

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шубка серая для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц).

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

5. Беседа.

-Как называют людей, которые охотятся на зверей и птиц? - (Их называют охотниками).

- Подумайте, кроме охоты, чем еще могли заниматься манси? – (Ловили рыбу.)

- Давайте поиграем и узнаем заодно, какая рыба водится в наших водоемах (муксун, язь, сырок, налим, окунь, сорога, щука, стерлядь, нельма).

Игра: «Поймай рыбку».

- Как называют людей, которые ловят рыбу? – (Людей, которые ловят рыбу называют рыболовами).

Беседа.

- А еще манси выращивают оленей. Скажите, олень, это, какое животное, дикое или домашнее? Что олень дает человеку? - (Молоко, мясо, одежду; из него шьют шапки, малицы, кисы, сапожки, варежки; утепляют дом оленьими шкурами; олень - средство передвижения).

- Как называют людей, которые выращивают оленей? - (оленеводы)

- Как вы считаете, кто занимается охотой, рыбной ловлей, оленеводством? - (Этим занимаются мужчины).

- А зачем они это делают? Правильно, чтобы прокормить себя и свою семью. А женщины, как вы думаете, чем занимаются в это время? - (готовят пищу, шьют одежду).

- А еще женщины поддерживают огонь в очаге, к огню и воде они относились с особым почтением, потому что без них немыслима жизнь.

Рассказ воспитателя об особенностях хантыйской одежды.

- Как вы думаете, из чего женщины шили одежду? Правильно, из шкур животных, а украшали они одежду орнаментами. Очень красиво женщины украшали бисером обувь и платья. Малица - рубаха из шкур молодого оленя, шерстью внутрь с капюшоном и рукавами, а сейчас ее еще обтягивают сверху тканью (раньше она была из одного меха). Посмотрите как она украшена орнаментом.

- Очень разнообразен орнамент вышивок и аппликаций, украшающих одежду ханты и манси. В основе его лежат мотивы, связанные с животным и растительным миром. Каждому орнаменту давали название: «заячьи ушки», «чумы», «снежинки», «оленьи рога», «солнце» и др. Все увиденное и услышанное народы севера отображали в своих орнаментах.

Чтение стихотворения.

Заранее подготовленный ребенок читает стихотворение

М.Шульгина «Хантыйские орнаменты».

Хантыйские орнаменты красивы

В них все приметы Родины моей

Ты больше не найдешь во всей России

Таких цветков и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде,

Красны как солнце и белы, как снег

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся на век.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из - под иглы, и жести, резца

Ведь мастера по дереву и кости

В них вкладывают души и сердца.

Беседа.

- На орнаментах самые любимые ими краски. Какие? - (зеленый, синий, красный, белый).

- Зеленый - цвет тайги и леса, синий - цвет неба и воды, красный - цвет солнца, белый - цвет снега.

- Какие геометрические фигуры можно увидеть в орнаментах?

IV.Самостоятельная работа детей.

- А сейчас пройдите за столы, на ваших столах лежит все необходимое для аппликации. Попробуйте выполнить орнамент узора по заданной схеме.

Процесс выполнения работы.

- У всех получились замечательные аппликации, молодцы! Посмотрите теперь на эту хантыйскую девочку, она в шубке, украшенной орнаментом. Похож он на орнамент сделанный вами?

- Ну а теперь давайте отдохнем.

Наши рекомендации