Организация процесса коррекционной работы
Нарушения речи (устной и письменной) частотны и вариативны среди учащихся общеобразовательных школ не только начальных, но и средних классов. При этом особого внимания со стороны учителя-логопеда требуют школьники первых классов и с такой формой речевой патологии, которая может повлечь трудности в развитии письменной речи и (или) нарушения письма.
Современная школьная логопедия располагает эффективной системой воздействия по предупреждению и преодолению нарушений речи, позволяющей достигать высоких результатов. По итогам коррекционной работы к моменту перехода учащихся из начальной в среднюю школу отсутствуют нарушения в звукопроизношении, сформированы навыки языкового анализа и синтеза, нет выраженных лексико-грамматических ошибок, достаточно развита разговорная и описательная речь, выработаны навыки правильного письма и чтения.
Тем не менее высокие программные требования в средней школе в определенной степени «провоцируют» проявление у учащихся остаточного речевого системного недоразвития. Об этом свидетельствуют катамнестические сведения учащихся, прошедших курс коррекционно-развивающего обучения в сочетании с логопедическими занятиями в начальной школе, а также наблюдения учителей, подтверждающих трудности, испытываемые данной категорией учащихся особенно при прохождении лингвистически зависимых программных дисциплин, предполагающих наличие рассуждающего вербально-логического мышления. Объективно с данными проблемами учащиеся средней школы сталкиваются через 2 3 года после окончания логопедической работы, т. е. примерно в 7 8 классах. Это свидетельствует о том, что обобщающая, познавательная, абстрагирующая функция речи, являясь главным средством формирования теоретического мышления, часто оказывается у старшеклассников недостаточно сформированной, что влечет за собой вторичную задержку развития сложных форм словесно-логической мыслительной и в целом учебно-познавательной деятельности.
Недостаточная сформированность языковых средств влияет на формирование функций речи, прежде всего, планирующей (вторично у детей с ОНР в сравнении с ЗПР) и определяет особенности речеязыкового развития: трудности в словесном обозначении действий, признаков, предметов, недостаточность словообразовательных процессов, несформированность грамматических операций, фонематического недоразвития, что указывает на системокомплекс нарушений. Это обнаруживается уже во время логопедического обследования учащихся 1 х классов с (НВ)ОНР, которые испытывают затруднения в построении связного высказывания: не дают развернутого ответа на вопрос, затрудняются или не могут пересказать даже небольшой текст, описать предмет или картину. Без опережающей коррекционно-развивающей работы аналогичные ошибки будут проявляться и в письменной форме речи, тем самым создавая неблагоприятный фон для формирования планирующей функции речи впоследствии.
Необходимость изменения системы занятий, предусматривающих развитие и дифференциацию форм и функций речи, подчеркивалась в работах многих специалистов. Но это относилось к работе с учащимися, имеющими тяжелые формы нарушения речи, следовательно, и обучающимися в речевых школах.
В настоящее время в средних общеобразовательных школах могут обучаться дети с аналогичными речевыми трудностями, и постановку вопроса о пересмотре системы логопедических занятий по отношению к данной категории детей можно считать также актуальной (особенно в тех случаях, когда классы КРО в общеобразовательном учреждении отсутствуют).
Следовательно, процесс коррекционной работы по успешному преодолению речевой некомпетентности (первично) должен быть организован в целях создания благоприятного фона для обучения детей в школе как 1 й ступени (1 4 классы), так и 2 й ступени (5 9 классы).
Итак процесс коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы начинается с его организации, а организация - с самоорганизации. В своей работе логопед руководствуется нормативными документами, следуя которым обязан правильно оформлять, своевременно подготавливать и регулярно вести требуемую документацию.
Ведение документации, безусловно, не единственный, но существенный показатель профессионализма.
Формальным выражением организуемого процесса являются те документы, в которых отражается содержательная сторона каждого этапа работы. Это и будет критерием, взятым за основу при рассмотрении вопроса его организации. Собственно он уже начинается с логопедического обследования, в ходе которого заполняется индивидуальная речевая карта, а по результатам обследования письма, письменной речи - карта специфических ошибок.
В дальнейшем организационный процесс предусматривает следующие его составляющие:
Этап | Документ |
1.Распределение учащихся по группам с учетом тяжести и форм проявления речевых нарушений. 2.Планирование (индивидуальное, групповое) с учетом всех направлений коррекционной работы. 3.Составление тематического плана занятий с учетом результатов обследования устной (и письменной) речи с указанием этапа, раздела, темы занятий, их примерного количества. 4.Проведение логопедических занятий. 5.Контролирование времени проведения, последовательности, количества логопедических занятий с учетом тематического планирования, а также с учетом посещаемости занятий учащимися. 6.Подведение итогов по результатам коррекционной работы. | Групповая карта Перспективное планирование (индивидуальное, групповое) Тематическое планирование занятий Конспект логопедического занятия Журнал логопедических занятий Журнал логопедических занятий + индивидуальная речевая карта + групповая карта + журнал обследования (графа «результат») |
Групповая карта
Групповая карта - документ, составляющийся при формировании групп на основании однотипности речевых нарушений и являющийся обоснованием объединения учащихся в соответствующую группу.
Предельная и минимальная наполняемость группы определяется характером речевого нарушения: (НВ)ОНР - 5 3 учащихся; (Ф)ФН - 6 3; ФНР - 7 3. (Инструктивное письмо «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г.)
Состав группы может быть подвижный в случаях:
- окончания занятий с учащимися по результатам успешной коррекционно-развивающей работы;
- неуспешной коррекционно-развивающей работы с учащимися, учитывая тяжесть речевого нарушения и ее продолжение в составе другой группы или индивидуально;
- перевода учащегося в другое общеобразовательное учреждения по месту жительства (по другим объективным причинам);
- добровольного перехода учащегося (решение принимают родители) в профильное образовательное учреждение по рекомендации ПМПК.
Образец заполнения
Фамилия, имя | Саша* | Дима* | Артем* | Мария* | Настя* |
Класс | 1* | 1* | 1* | 1* | 1* |
► Устная речь | |||||
Текст | |||||
■ Рассказ по ассоциации | + (агр м) | + (агр м) | + (агр м) | + | + (агр м) |
■Рассказ по серии картинок | + (агр м) | ||||
■ Рассказ по сюжетной картинке | |||||
Предложение | |||||
■ Завершение | + | + | |||
■ Верификация | |||||
■ Добавление | |||||
■ Составление по опорному слову | + | + | + | ||
■ Инверсия | + | + | |||
Слово | |||||
■ Обобщение, исключение | + + | + | — | + + | — |
■ Аналогии | |||||
■ Метафоры | . | ||||
■ Синонимы | |||||
■ Антонимы | + | + | + | ||
■ Словообразование | |||||
■ Словоизменение | + | ||||
Звук | |||||
■ Звукопроизношение | Норм. | Нарушено | Нарушено | Норм. | Норм. |
■ Фонематическое восприятие | |||||
►Моторика артикуляционная | |||||
■Статика | |||||
■ Динамика | + | + | + | ||
► Память речеслуховая | |||||
► Восприятие (оптико пространственное) | + | + | |||
► Моторика ручная | + | ||||
Заключение (I) | НВОНР | НВОНР | ОНР | НВОНР | ОНР |
Дата | * | * | * | » | * |
► Письменная речь | |||||
■Навык языкового анализа и синтеза | |||||
Нарушено (11 слов) | |||||
■ Навык чтения (на конец учебного года) | + (33 слова) | Нарушено (15 слов) | Нарушено (9 слов) | + (28 слов) | |
Нарушено | Нарушено | Нарушено | Нарушено | ||
■ Навык письма (на конец учебного года) | Нарушено | ||||
Заключение (2) | Нарушение письма (ФН) | Нарушение письма (НВОНР) | Нарушение письма(НВОНР) | Нарушение письма (ФН) | Нарушение письма. (НВОНР) |
Дата | * | * | * | * | * |
Фамилия учителя-логопеда | * | * | * | * | • |
Примечание
Оформление групповой карты не предполагает дополнительного обследования. Карта заполняется по аналогии с индивидуальной речевой картой, но в сокращенном варианте, исходя из оценочного критерия выполненного задания «верно», «неверно» (данные берутся из индивидуальной речевой карты). Результаты обследования письма и чтения для учащихся 1-х классов вносятся на конец учебного года.
Перспективное планирование (индивидуальное, групповое)
Планирование перспективное (групповое, индивидуальное) - документ, в котором отражаются направления коррекционно-развивающей работы с указанием целей, задач, используемого дидактического материала. Планирование составляется для каждой группы учащихся (групповые занятия) или каждого учащегося (индивидуальные занятия).
Образец
Фамилия, имя | Заключение | |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
« | ||
^. |
Цели | Задачи | Материал |
■коррекция нарушений в устной речи, развитие устной речи | ■корригировать артикуляционные нарушения, формировать правильное звуко-произношение; ■развивать: фонематическое восприятие; фонемный анализ, синтез; ■развивать понимание речи; ■расширять, уточнять и активизировать словарный запас; ■учить: словоизменению и словообразованию; различению частей речи по грамматическим категориям и аффикса различению грамматических форм; ■развивать диалогическую и монологическую речь; | ■специальные дидактические упражнения (могут быть использованы рабочие тетради разных авторов по коррекции и автоматизации звуков; дидактические пособия по развитию речи) |
■предупреждение нарушений в письме, в развитии письменной речи; ■коррекция нарушений в письме, в развитии письменной речи; ■развитие и совершенствование мыслеречеязыковой деятельности | ■формировать правильный навык письма, чтения; ■развивать письменную речь как форму общения; ■способствовать усвоению языка как средства общения; | ■специальные дидактические упражнения (могут быть использованы учебно-дидактические пособия разных авторов по предупреждению, коррекции нарушений письма, письменной речи) |
■развитие познавательной деятельности; ■развитие мышления (наглядно действенное, наглядно образное, словесно логическое); ■развитие восприятия (зри тельное, слуховое, тактильное, кинестетическое); ■развитие памяти (двига тельной, образной, словесно логической); ■развитие произвольного внимания | ■учить соотносить условия задачи с их требованиями; ■формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей действительности; ■формировать понятия о причинно следственных связях, временных отношениях, представления о количестве, пространстве; ■учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины; ■учить сравнению предметов по определенным признакам (длине, ширине, высоте); ■учить классифицировать, обобщать предметы; ■развивать пространственные представления, представления о схеме тела; ■развивать динамический и кинестетический праксис; ■развивать зрительный, слуховой контроль; | ■рисование, конструирование, аппликация, дидактические настольно-печатные, словесные (сюжетно роле вые) игры, слушание рассказов, сказок, музыки; ■специальные дидактические упражнения (могут быть использованы рабочие тетради разных авторов по развитию логического мышления, мелкой моторики, восприятия, внимания, памяти) |
■ преодоление эмоционально поведенческих расстройств | ■способствовать предупреждению негативизма, эмоционального дискомфорта, тревоги; ■стимулировать произвольную психическую активность; ■развивать словесную регуляцию поведения. | ■ игры сюжетно ролевые |
Примечание.
Впредлагаемом варианте документа, который может быть взят за основу при составлении собственного, достаточно выделить соответствующие пункты планирования, учитывая общие и частные перспективные цели, задачи коррекционной работы с учащимися, имеющими такие формы речевых нарушений, как:
■ общее недоразвитие речи выраженной или нерезко выраженной формы; (фонетико)фонематическое недоразвитие речи;
■ нарушение письменной речи, обусловленное (нерезко выраженным) общим недоразвитием речи; нарушение письма, обусловленное (фонетико) фонематическим недоразвитием речи;
■ фонетическое нарушение речи.
Тематическое планирование занятий
Тематическое планирование занятий (групповых, индивидуальных) - документ, составление которого определяется логопедическим заключением по результатам обследования устной речи (для учащихся 1-х классов) и письма, письменной речи учащихся начальной и средней школы (индивидуальная речевая карта), уточняется наличием и характером дисграфических ошибок (карта специфических ошибок) и является составной частью перспективного планирования (группового, индивидуального).
При составлении тематического планирования руководствоваться необходимо следующим:
■ Основная категория зачисленных на занятия учащихся школы - это дети, нуждающиеся в помощи учителя-логопеда по предупреждению и(или) коррекции отклонений в развитии устной, письменной форм речи с основным логопедическим заключением (НВ)ОНР.
■ Недоразвитие речи в системе (фонетико-фонематическое лексико-грамматическое) требует и системного подхода к организации коррекционно-развивающего процесса.
■ Целевое направление - развитие речемыслеязыковой деятельности, реализуемое вследствие решения целого комплекса задач: формирование навыка правильного письма, развитие устной и письменной речи как формы общения, освоение языка как средства общения, учитывая при этом, что главная функция языка - коммуникативная, а основная коммуникативная единица - связное речевое высказывание, т. е. текст.
Известно, что одна из важнейших характеристик человека как личности - его речь (устная и письменная), оценка которой определяется уровнями ее владения:
□ фонетико лексико грамматическим;
□ познавательным;
□ прагматическим.
Каждый из этих уровней характеризуется своим набором взаимодействующих единиц, который в совокупности охватывает все речеязыковые единицы:
■ Фонемы, морфемы, лексемы, синонимы, словосочетания, предложения, управления, согласование и т. д.
■ Фразеологизмы, метафоры, поговорки, афоризмы и т.д.
■ Способы артикуляции, план и программа речевого высказывания, текст и т. д.
В соответствии с этим рассматривается организация коррекционного процесса по преодолению нарушений в развитии письменной речи с учетом аналитико-синтетического метода, руководствуясь принципом концентричного расположения учебного материала, который находится в тесной связи с логопедическими принципами (патогенетический, онтогенетический принципы; принципы учета симптоматики, степени выраженности нарушений и поэтапного формирования психических функций, принцип учета «зоны ближайшего развития» и др.); орфографическими принципами (фонетический, фонемный, традиционный), общедидактическими принципами (научность и наглядность обучения, прочность усвоения знаний, систематичность, последовательность и сознательность в обучении и др.).
Коррекционная работа проводится в два этапа, хотя деление это условное. С одной стороны, предполагается преобладание определенного вида деятельности (анализ над синтезом на первом этапе, синтез над анализом - на втором). С другой стороны, концентричное расположение речеязыкового материала стимулирует, закрепляет и совершенствует аналитико-синтетическую деятельность в целом.
1 этап аналитический:
■ Восприятие и понимание устной речи, а также фонетическое оформление речи предполагает анализ ее составляющих в такой последовательности: текст è предложение è слово è звук è буква.
/ Работа над текстом: вид (устный), тип (повествование, описание), внешняя связность, внутренняя осмысленность.
/ Работа над предложением: тип (простое), правильность построения, оформления, интонационно смысловая законченность, грамматическая связность.
/ Работа над словом: лексическая, грамматическая значимость, уточнение, расширение, углубление словарного запаса, слоговая структура.
/ Работа над звуком и буквой: развитие фонематического восприятия, фонемного анализа и синтеза, соотнесение с графическим образом.
2 этап синтетический:
■ Дальнейшее (корригирующее) фонетическое оформление речи и перевод фонемы в графему осуществляется в контексте со словом, предложением, текстом и предусматривает синтез составляющих письма, письменной речи: буква èзвук è слово è предложение è текст (на более высоком лингвистическом уровне).
/ Работа над звуком и буквой: дифференциация смешиваемых пар (в плане восприятия и воспроизведения).
/ Работа над словом: звуковой, слоговой, морфемный состав, расширение, углубление словарного запаса, грамматическая значимость, орфографическая зоркость.
/ Работа над предложением: тип (простое распространенное, сложное), синтаксическая законченность, грамматическая связность (согласование; управление беспредложное, предложное; примыкание).
/ Работа над текстом: вид (письменный), тип (смешанный: повествование с элементами описания, рассуждение), правильность построения, связность, осмысленность.
Что позволяет формировать осмысленную речь, вырабатывать стойкий навык правильного письма и способствует формированию сознательного письменного речевого высказывания, созданию осознанной системы речеязыковых знаний.
В зависимости от подхода к совершенствованию и активизации речемыслеязыковой деятельности могут варьироваться и этапы работы и, как следствие, последовательность изучения функциональных языковых и речевых единиц, поэтому работа может начинаться или со звука как минимальной структурной единицы, или со слова как основной структурно семантической единицы, или с текста как основной коммуникативной единицы.
В любом из перечисленных вариантов предполагается комплексность, т. е. параллельная работа по формированию, развитию, совершенствованию фонетико-фонематических, лексико-грамматических представлений и реализация их в связном речевом высказывании, но с более выраженным акцентом в зависимости от этапа коррекционной работы.
В тематическом планировании указываются:
□ этап, раздел (название);
□ последовательность прохождения тем;
□ тема каждого занятия;
□ примерное количество занятий по определенной теме.
/ При условии работы с детьми, имеющими (НВ) общее недоразвитие речи, а также с учетом периодичности занятий (три занятия в неделю), работа рассчитана примерно на 2-4 учебных года.
/ Длительность работы может варьироваться по нескольким причинам:
• Во первых, успешное усвоение тем 1 этапа создает основу для прохождения 2 этапа, темы которого проходятся избирательно по факту проявления специфических ошибок.
• Во вторых, необходимо учитывать компенсаторные возможности. Но это фактор предполагаемый и имеет свой предел допустимости и элемент непредсказуемости.
Предлагаемое тематическое планирование занятий составлено с учетом предположения тяжелой формы нарушения речи (общее недоразвитие речи), что позволяет его использовать как базовое при разных формах речевого недоразвития (фонетико-фонематическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, общее недоразвитие речи), обусловливающих нарушения письма и (или) письменной речи соответственно. Учитывая возраст учащихся, предлагаются два варианта тематического плана:
1 вариант составлен для работы с учащимися 1 класса, имеющими ОНР, НВОНР.
Данный вариант может быть использован как базовый для работы с учащимися, имеющими (Ф)ФН.
При этом проходятся только темы 2 раздела (1 этап), которые могут быть дополнены темами 1,2 разделов (2 этап).
2 вариант составлен для работы с учащимися других классов, имеющими нарушения письменной речи, обусловленные ОНР, НВОНР.
Данный вариант может быть использован как базовый для работы с учащимися, имеющими нарушение письма, обусловленное (Ф)ФН.
В этом случае проходятся избирательно только темы 2 раздела (1 этап), которые могут быть дополнены темами 1,2 разделов (2 этап).
Оформление тематического планирования групповых или индивидуальных занятий в данном случае сводится к следующему:
■ указываются необходимые для прохождения темы занятий, их количество, которое может быть изменено в сторону их уменьшения или увеличения;
■ определяется ориентировочное количество занятий по каждому этапу, разделу, а также их общее количество.
Примечание.
Данное тематическое планирование предлагается использовать как ориентировочное, взяв его за основу при составлении или разработке авторского варианта.
Сравнительная характеристика тематического планирования занятий (используемого как базовое) для учащихся 1 класса, имеющих (НВ)ОНР; (Ф)ФН
Критерии | (НВ)ОНР | (Ф)ФН |
Тип | Опережающее коррекционно-развивающее. | Опережающее коррекционно-развивающее. |
Этапы | 1этап: предупреждение и коррекция. 2 этап: развитие. | Предупреждение и развитие. |
Количество | 300 занятий (проходятся все темы разделов). | 110 занятий (проходятся все темы второго раздела). |
Продолжительность | 4 года (из расчета 80 занятий в год с периодичностью трех занятий в неделю). | 1,5 года (из расчета 80 занятий в год с периодичностью трех занятий в неделю). |
Сравнительная характеристика тематического планирования занятий
(используемого как базовое) для учащихся, кроме 1-х классов, имеющих нарушения
письменной речи, обусловленные (НВ)ОНР; нарушение письма, обусловленное нарушением (Ф)ФН
Критерии | (НВ)ОНР | (Ф)ФН |
Тип | Коррекционно-развивающее. | Коррекционно-развивающее. |
Этапы | 1 этап: коррекция 2 этап: развитие | Коррекция и развитие. |
Количество | 280 занятий (темы проходятся избирательно). | 110 (темы второго раздела проходятся избирательно). |
Продолжительность | Может варьироваться (4 2 года). | Может варьироваться (1 0,5 года). |
Примерное тематическое планирование занятий
(с 1 класса).
Заключение (нужное подчеркнуть): ОНР, НВОНР, ФФН, ФН.
Форма занятий | Этап. Раздел. Тема | Кол во |
Индивидуальные Групповые | Этап 1 (предупреждение) | 132+12 |
Раздел 1: Текст. Предложение. | 32 + 2 ( ) | |
Словосочетание. Слово. | ||
Группа №______ Фамилия, имя | 1.Текст (описательный). Предложение. Слово предмет. 2.Текст (повествовательный). Предложение. Слово действие. 3.Текст (описательный). Предложение. Слово признак. 4.Текст (описательный, повествовательный). Предложение. Слово (лексико-грамматическое значение). 5.Текст (басня). Предложение. Слово (лексико-грамматическое значение). 6.Предложение (простое нераспространенное). Согласование в числе, роде. 7.Предложение (простое распространенное). Управление беспредложное (Р.п.., В.п.; Д.п.,Т.п.). 8.Предложение (простое распространенное). Управление предложное. 9.Предложение. Предлоги места (в, на, над, под, у). 10.Предложение. Предлоги направления (из, к, от, по, из под). 11.Предложение (деформированное). 12.Слово предмет. Обобщение. Классификация. 13.Слово предмет. Антонимы. Синонимы. Омонимы. 14.Слово действие. Антонимы. Синонимы. 15.Слово признак. Антонимы. Синонимы. 16.Подготовка к проверочной работе. 17.Проверочная работа «Текст. Предложение. Словосочетание. Слово». | |
Раздел 2: Звукобуквенный состав слова | 100+10 ( ) | |
■Буквы зеркальные (печатные). Буквы, оптически сходные (прописные). | 15 + 2 ( ) | |
1.Звукобуквенный состав слова. 2.Звуки и буквы О, X. 3.Звуки и буквы А, Ф. 4.Звуки и буквы М, Т. 5.Звуки и буквы П, Д. 6.Звуки и буквы Н, Ш. 7.Звуки и буквы Л, Ж. 8.Дифференциация П Т. 9.Дифференциация Л М. 10.Дифференциация X Ж. 11.Дифференциация О А. 12.Подготовка к проверочной работе. 13.Проверочная работа «Буквы зеркальные (печатные). Буквы, оптически сходные (прописные)». | ||
■ Буквы незеркальные (печатные). Буквы, оптически сходные (прописные). | 28 + 2 ( ) | |
1.Звуки и буквы Б, Г 2.Звуки и буквы В, 3 |
■ | 3.Звуки и буквы К, С. 4.Звуки и буквы У, Щ. 5.Звуки и буквы Э, Ч. 6.Звуки и буквы Ы, Ц. 7.Звуки и буквы Р, И. 8.Звук и буква Й. 9.Буквы Ю, Е. 10.Буквы Я, Ё. 11.Ударение. 12.Дифференциация Д Б. 13.Дифференциация Б В. 14.Дифференциация И У. 15.Дифференциация И Ц. 16.Дифференциация И Й. 17.Дифференциация И Е. 18.Дифференциация Е Я. 19.Дифференциация Ё Ю. 20.Дифференциация 0 У. 21.Подготовка к проверочной работе. 22.Проверочная работа «Буквы незеркальные (печатные). Буквы, оптически сходные (прописные)». | |
■ Звуки согласные твердые-мягкие (1 способ смягчения: гласные 2 ряда). | 12 + 2 ( ) | |
1.Звуки согласные твердые-мягкие (1 способ). 2.Диктант. 3.Дифференциация А Я. 4.Дифференциация О Ё. 5.Дифференциация У Ю. 6.Дифференциация Э Е. 7.Дифференциация Ы И. 8.Подготовка к проверочной работе. 9.Проверочная работа «Звуки согласные твердые мягкие (1 способ смягчения)». | ||
■ Звуки согласные твердые-мягкие (2 способ смягчения: буква Ь). | 10 + 2 ( ) | |
': | 1.Звуки согласные твердые мягкие (2 способ). 2.Диктант. 3.Буква Ь (функция смягчения). 4.Буква Ь (функция разделения). 5.Буква Ь (дифференциация функций). 6.Подготовка к проверочной работе. 7.Проверочная работа «Звуки согласные твердые- мягкие (2 способ смягчения)». | |
■ Звуки согласные твердые-мягкие (непарные). | 25 + 2 ( ) | |
; | 1.Звуки согласные твердые (непарные). Буквы Ц, Ш, Ж. 2.Звуки согласные мягкие (непарные). Буквы Ч, Щ, Й. 3.Диктант. 4.Дифференциация Ц С. 5.Дифференциация Ш С. 6.Дифференциация Ж 3. 7.Дифференциация Ч ТЬ. 8.Дифференциация Ч Щ. 9.Дифференциация Ч Ц. 10.Дифференциация Ч Ш. |
11.Дифференциация Ш Щ. 12.Дифференциация Й Ц. 13.Устойчивые сочетания (ЖИ ШИ, ЧА ЩА, ЧУ ЩУ, ЧК ЧН,ЩН). 14.Подготовка к проверочной работе. 15.Проверочная работа «Звуки согласные твердые мягкие (непарные)». | ||
22 + 2 ( ) | ||
■Звуки согласные звонкие-глухие (парные). | ||
1.Звуки согласные звонкие-глухие (непарные). Буквы й, м, л, н, р; х, ч, ш, ш. 2.Звуки согласные звонкие глухие (парные). 3.Диктант. 4.Звук и буква Б. Звук и буква П. Дифференциация Б-П 5.Звук и буква Д. Звук и буква Т. Дифференциация Д-Т | ||
6.Звук и буква В. Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф 7.Звук и буква 3. Звук и буква С. Дифференциация 3-С 8.Звук и буква Ж. Звук и буква Ш. Дифференциация Ж-Ш 9.Звук и буква Г. Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация Г-К-Х. 10.Подготовка к проверочной работе. 11.Проверочная работа «Звуки согласные звонкие-глухие (парные)». | ||
Этап 2 (развитие) | 134+22 | |
Раздел 1: Морфемный состав слова. | 53 + 6 | |
■ Окончание. Основа. Корень. | 21+2 (…) | |
1.Слово (лексико-грамматическое значение). Морфемный состав. 2.Окончание и основа. 3.Корень. Однокоренные слова. 4.Корень. Корневая омонимия. 5.Корень. Сложные слова. 6.Подготовка к проверочной работе. 7.Проверочная работа «Морфемный состав слова. Окончание, основа, корень». | ||
■ Суффикс | 22 + 2 ( ) | |
Суффикс. Образование имен существительных. 1.Правописание суффиксов оньк (еньк), ичк (ечк). 2.Правописание суффиксов ушк (юшк); ышк (ишк). 3.Правописание суффиксов иц (ец); ищ. 4.Правописание суффиксов арь, тель, чик (щик). 5.Правописание суффиксов ость (есть); изн. Суффикс. Образование имен прилагательных. 6.Правописание суффиксов ан (ян.ин); н. 7.Правописание суффиксов они (енн). 8.Правописание суффиксов лив (чив.ист); ив (ев). 9.Правописание суффиксов оньк (еньк); оват (еват). Суффикс. Образование глаголов. 10.Правописание суффиксов ыва (ива); ова (ева). 11.Правописание суффиксов а,я,и,е. 12.Подготовка к проверочной работе. 13.Проверочная работа «Морфемный состав слова. Суффикс». |
■ Приставка. | 12 + 2 ( ) | |
1.Приставка. Правописание приставок, не изменяющихся на письме. 2.Приставка. Правописание приставок на 3 (С). 3.Приставка. Правописание приставок при (пре). 4.Приставка предлог. Дифференциация. 5.Подготовка к проверочной работе. 6.Проверочная работа «Морфемный состав слова. Приставка». | ||
Раздел 2:Корневые орфограммы | 40 + 7 ( ) | |
■ Проверяемый безударный гласный в корне слова. | 13 + 2 ( ) | |
1.Проверяемый безударный гласный в корне слова. Гласный в корне слова: ударный ~ безударный. 2.Безударный гласный А в корне слова. Способы проверки. 3.Безударный гласный О в корне слова. Способы проверки. 4.Безударный гласный И в корне слова. Способы проверки. 5.Безударный гласный, обозначаемый буквой Е, в корне слова. Способы проверки. 6.Безударный гласный, обозначаемый буквой Я, в корне слова. Способы проверки. 7.Безударный гласный в корне сложных слов. Способы проверки. 8.Подготовка к проверочной работе. 9.Проверочная работа «Проверяемый безударный гласный в корне слова». | ||
■ Проверяемый сомнительный согласный в корне слова. | 11+2 ( ) | |
1.Проверяемый сомнительный согласный в корне слова. Сомнительный согласный в корне слова звонкий глухой (парный). 2.Сомнительный согласный Д Т в корне слова. Способы проверки. 3.Сомнительный согласный Ж Ш в корне слова. Способы проверки. 4.Сомнительный согласный 3 С в корне слова. Способы проверки. 5.Сомнительный согласный В Ф в корне слова. Способы проверки. 6.Сомнительный согласный Г К в корне слова. Способы проверки. 7.Подготовка к проверочной работе. 8.Проверочная работа «Проверяемый сомнительный согласный в корне слова». | ||
■ Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова. | 10 + 2 ( ) | |
1.Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова: Д, Т, В, Л. 2. Непроизносимый согласный Д в корне слова. Способы проверки. 3.Непроизносимый согласный Т в корне слова. Способы проверки. 4.Стечения согласных СН СТН; ЗН ЗДН. Дифференциация. 5.Непроизносимый согласный В, Л в корне слова. Способы проверки. |
6.Подготовка к проверочной работе. 7.Проверочная работа «Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова». | |||
■ Непроверяемый согласный (гласный) в корне слова. | 6+1 ( ) | ||
1.Непроверяемый удвоенный согласный в корне слова. 2.Непроверяемый безударный гласный в корне слова. 3.Проверочная работа. | |||
Раздел 3:Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение. Текст. | 41+9 ( ) | ||
■ Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение. | 20 + 2 ( ) | ||
1.Имя существительное. Категория числа, рода. 3.Глагол. Категория времени, числа, рода. 4.Имя прилагательное. Категория числа, рода. 5.Имя существительное, имя прилагательное. Категория падежа. 6.Словосочетание. Согласование (в роде, числе, падеже). 7.Словосочетание. Управление (беспредложное: Р. п., В. п., Д.п., Т.п.). 8.Словосочетание. Управление (предложное: П.п., Р.п., Д.п., В.п.). 9.Словосочетание. Предложение. | |||
10.Подготовка к проверочной работе. 11.Проверочная работа «Слово. Словосочетание. Предложение (связь слов)». | |||
■ Предложение. Текст. | 21+7 ( ) | ||
1.Предложение (простое распространенное). Порядок слов. 2.Предложение (простое распространенное). Деформированное. 3.Предложение (простое распространенное). Определение границ. 4.Предложение (простое распространенное). Повторение слов. 5.Предложение (простое распространенное). Выбор местоимения. 6.Предложение (сложносочиненное). 7.Предложение (сложноподчи |