Тема 8. школа и педагогическая мысль в киевской руси и русском государстве (x-xvii вв.)
Образование и воспитание в Киевской Руси (10-13 вв.)
Образование и воспитание в Московском и Русском государстве (14-17 вв.).
Зарождение общеславянской традиции обучения относится к 7-9 вв., когда возник новый письменный язык – славянский (старославянский или староболгарский). Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий. Этот язык был единым для Руси, Болгарии. Сербии и Моравии и предназначался для «книжного учения».
Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества - Велиграде в 863 г. Впоследствии их ученики расселились по всему славянскому миру и создали школы в Болгарии (Преславская книжная школа), Киевской Руси, где им покровительствовал Ярослав Мудрый (ок. 978-1054).
Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграло христианство, в частности его раскол на православие и католицизм. При этом восточные и южные славяне оказались под влиянием Греко-византийской религиозной и культурно-образовательной традиций, а западные славяне – под влиянием римско-католической, западноевропейской традиции образования. В определенные периоды такое влияние усиливалось. Например, в Польше 16 века в практике аристократического и высшего образования доминировала французская традиция.
Образование и воспитание в Киевской Руси. (10-13 вв.).
В эту эпоху происходит становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Как уже было упомянуто, восточные славяне оказались под влиянием византийской традиции, в частности православия, которое сделалось официальной религией с 988 г.
Важным передаточным звеном восточного христианства, византийской образованности и общеславянской традиции воспитания стала для Руси Болгария. Когда в 70-х гг. 10 века Болгария была опустошена войсками Византии, многие болгарские книжники нашли приют в Киеве. Именно они приняли участие в подготовке первого поколения книжно-образованных людей на Руси и в приобщении русской нации к византийской, античной и библейской мудрости. Из Болгарии пришли и первые учебные книги: «Азбучная молитва», «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «О письменах» Черноризца Храбра.
Педагогические идеи древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом.
Главным источником воспитания и обучения для всех сословий была семья, где дети могли получить элементарное образование. Церковь же контролировала семейное воспитание, которое, прежде всего, было религиозным. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.
Появление первых школ на Руси было вызвано как потребностями духовенства, так и увеличением числа грамотных людей. Дело в том, что в городах стали появляться церкви, в которых скапливались книги, а их нужно было уметь читать. Поэтому в первую очередь началось массовое обучение будущих священнослужителей. По мнению историков первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киев (10 в.).
Начальное обучение осуществляли мастера грамоты, которые занимались с детьми всех сословий. Они обучали детей письму, счету и чтению подобно тому, как мастера учили подмастерьев. Таким образом, для Руси было характерно то, что система начального образования выглядела не как совокупность регулярных учебных занятий, а как определенные формы общественно-педагогической практики. В качестве учебных пособий доступных всем использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Сначала учили писать и произносить буквы, потом – читать молитвы по Псалтырю. Писали (выцарапывали буквы) на бересте, создавая берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты относятся к 10-11 вв. Для начального уровня было необходимо освоить 26-буквенный алфавит, который был достаточен для записи речи, ведения торговых и деловых записей, но недостаточен для «учения книжного», основанного на 43-буквенном алфавите
Первая дворцовая школа учения книжного открылась при князе Владимире в Киеве в 988г. Эта школа была учебным заведением повышенного типа, т.к. ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели читать и писать. После этого начался быстрый расцвет педагогических и религиозных мыслей. Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Так, на протяжении периода с 10-13 вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и в Суздале. Чернигове, Муроме, Переяславле, Галиче, Ростове и др.) Школы создавались при княжеских дворах, церквях и монастырях и предназначались для обучения детей из высших сословий. В основном обучали церковному чтению, письму, пению, счету, занимались нравственным воспитанием. Кроме этого, ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе. Обучение начиналось с 7 лет, было индивидуальным, несмотря на то, что дети сидели вместе и платным.
Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, «Изборник Святослава» (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Обучали также и искусству делать книги. Ученик изготавливал «собственный» изборник, самостоятельно переписывая , иллюстрируя, и переплетая.
Итак, на протяжении 10-11 вв. письменность проникла во все слои населения Руси и Киевская Русь не уступала по уровню образования Центральной и Западной Европе.
В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образованности на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное, были уничтожены многие монастыри, в 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Все это привело к массовому уничтожению культурных ценностей и грамотных людей.
Образование и воспитание в Московском и Русском государстве (14-17 вв.).
Нападение монголо-татар было началом иноземного ига, длившегося четверть тысячелетия. Естественно, что очень негативно сказалось на процессах просвещения, резко снизилась книжная грамотность.
Главными центрами культуры, образования стали в этот период монастыри, т.к. церковь была освобождена от выплат дани в Орду, а также Новгородская и Псковская земли, которые наименее пострадали от нашествия. Именно здесь в 14-15 вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Но поскольку эти попытки были предприняты еретиками-стригольниками, они были пресечены официальной церковью.
Педагогическая мысль средневековой Руси 14-16 вв. была направлена на проблемы воспитания, идеалы и формы которого содержались в ряде произведений: «Пчела» (были собраны морально-этические правила жизни), «Домострой» (содержал советы, запреты, которые следует соблюдать для воспитания добродетелей). Особое значение придавалось патриотическому воспитанию.
По-прежнему главную роль в воспитании играла семья, приходские наставники и книжники-монахи (Сергий Радонежский, Стефан Пермский) Это связано с тем, что вплоть до конца 16 века действовала система, при которой регулярная школа была необязательной.
Становление Московского государства повлияли на принципы, направления и результаты воспитания и образования. Общественность московского государства проявляла отрицательное отношение как к традициям античного и византийского образование, так и к западноевропейскому образованию, как к носителям ереси. Идеологически обосновывалась культурная самоизоляция Московского государства. В связи с этим отклонялись предложения европейских правительств об оказании помощи в обучении языкам и другим наукам. Вплоть до второй половины16 в. образование на Руси не предусматривало изучение латыни и греческого языка. «Латинская ученость» продолжала вызывать резко отрицательное отношение.
Между тем, в связи с включением Московского государства в политическую и экономическую жизнь Европы, возрастает объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования. Растет нужда в образованных людях, обладавших, в частности, знанием латинского языка, поскольку латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок. В связи с этим во второй половине 16 века московское правительство организует выезд своих людей за границу для изучения латинского и греческого языков. Однако такая практика не привилась.
После собрания Стоглавого собора (1551) было постановлено открывать при монастырях школы грамоты. В школах учились только мальчики из знати и духовенства. Первая школа с западноевропейской программой, где обучали и латыни, была открыта в Москве в конце 16 века, при лютеранской церкви немецкой слободы, где обучались и русские дети.
Во второй половине 16 века появляются печатные учебники – азбуки (основоположник И. Федоров – 1510-1583). В качестве дидактического материала в них использовались Священное писание, грамматика Иоанна Дамаскина и азбуки мастеров грамоты.
К концу 16 века образование становится доступным не только для знати и духовенства, но и для зажиточных городских слоев, однако большая часть населения по-прежнему неграмотна, следовательно, уровень образованности в русском государстве оставался низким.
В первой половине 17 века в русском обществе начинает пробуждаться нетерпимость к массовому невежеству и слабой грамотности верхов. Именно в повальной неграмотности видели источник социальной смуты, крамолы, экономического неблагополучия. Кроме того, созревает понимание, что собственными педагогическими силами невозможно улучшить состояние просвещения. Поэтому Москва начинает вызывать учителей из Киева, ученых греческих иноков.
Во второй половине 17 века определились 4 основные подхода к воспитанию и обучению: 1) «латинофильский» (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев),
2) византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин),
3) славяно-греко-латинский (братья Иоанникий и Софроний Лихуды),
4) старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум)
По сути, эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (19 в.) получили названия западников и славянофилов.
В этот же период появляются учебные заведения повышенного образование, программы которых были выстроены по западному образцу, с обязательным обучением латинскому и греческому языкам. В качестве связующего звена с западной культурой выступают польская культура, украинская и белорусская. При определении содержания повышенного образования развернулась острая полемика между сторонниками греческого (византийского) и латинского (западноевропейского) вариантов. Представитель византийско-русского направления Славинецкий полагал, что ориентация на греческую культуру и образование послужит укреплению православия, и выступал против изучения латыни как транслятора еретических взглядов. Сторонники «латинофильского» направления Полоцкий и Медведев видели в латыни источник светской культуры и образованности Запада. Своеобразным компромиссом между этими двумя подходами оказалась деятельность греческих монахов, выпускников Падуанского университета (Италия) братьев Иоанникия и Софрония Лидухов, которые прибыли в Москву в 1685 г. В этом же году они открыли школу в Богоявленском монастыре, где преподавались греческий, латинский, итальянский языки. В 1687 школа перешла в специально отстроенное здание и получила статус Славяно-греко-латинской академии (первоначальное название Эллино-греческая академия). Программа напоминала программу латинской городской школы и помимо языков включала в себя: диалектику, философию, логику, физику, грамматику, риторику, богословие, юриспруденцию и другие светские науки. В академии было 8 основных классов и 1 подготовительный. Обучение длилось 15-20 лет. Братья Лихуды составляли учебные пособия на греческом и латинском языках, а ученики старших классов затем переводили их на славянский. Деятельность братьев в Академии продлилась 7 лет, после чего в 1694 году в результате интриг противников греко-латинского образования они были сосланы и заточены в Новоспасском монастыре. После этого в академии прекратилось преподавание латыни (до 1700) и ее образовательная деятельность постепенно стала приходить в упадок.
Таким образом, на рубеже 17-18 вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ с привлечением иностранных программ и учителей. Постепенно исчезала традиция самообразования в стенах монастырей и обучения у частных учителей. Намечался путь к созданию регулярных учебных заведений. Большинство населения оставалось невежественным.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие факторы повлияли на развитие образования в Киевской Руси?
2. Какие образовательные ступени существовали в Киевской Руси? Назовите их;
3. Как и по каким направлениям развивалась образовательная система в Русском государстве в период 14 -17 вв.?
Темы для самостоятельной разработки:
Тема 1. Школьное и домашнее образование в Киевской Руси;
Тема 2. Памятники педагогической литературы Киевской Руси и Русского государства как источник просветительской мысли;
Тема 3. Школа и педагогическая мысль в Московском государстве.