Правовое регулирование труда педагогических работников

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

К педагогическим работникам относятся лица, которые состоят в трудовых (служебных) отношениях с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации"; далее - Закон об образовании).

Особенности регулирования труда указанных работников установлены в гл. 52 ТК РФ, Законе об образовании, в других законодательных и подзаконных нормативных правовых актов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ

1. Право на занятие педагогической деятельностью >>>

2. Запрет на занятие педагогической деятельностью >>>

3. Особенности содержания трудового договора с педагогическими работниками >>>

4. Особенности выполнения педагогическими работниками дополнительной работы и работы по совместительству >>>

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

1. Сокращенная продолжительность рабочего времени педагогических работников >>>

2. Учебная нагрузка педагогических работников >>>

3. Особенности режима рабочего времени педагогических работников >>>

4. Учет рабочего времени педагогических работников >>>

Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени (ч. 1 ст. 91 ТК РФ).

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается:

- учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа;

- иная педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Это определено в ч. 6 ст. 47 Закона об образовании и примечании 1 к Приложению N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, изданному в соответствии с ч. 3 ст. 333 ТК РФ и пп. 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 466.

Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом учитывается количество часов по учебному плану, специальность и квалификация работника. Это предусмотрено ч. 6 ст. 47 Закона об образовании.

Периоды каникул или отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим и иным основаниям являются для педагогических работников рабочим временем.

Данные выводы следуют из п. п. 4.1, 5.1 Положения об особенностях режима рабочего времени.

Особенности работы педагогических работников в указанные периоды предусмотрены в п. п. 4.2 - 4.6, 5.2 Положения об особенностях режима рабочего времени.

ВРЕМЯ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

1. Особенности предоставления выходных дней и перерывов в течение рабочего дня >>>

2. Отпуска педагогических работников >>>

2.1. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск педагогических работников >>>

2.2. Длительный отпуск педагогических работников >>>

Отпуска педагогических работников

Порядок проведения аттестации для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям

Указанный порядок включает следующие этапы.

Подготовка представления на каждого педагогического работника, подлежащего аттестации.

В представлении указываются следующие сведения о работнике (п. 11 Порядка):

- фамилия, имя, отчество (при наличии);

- наименование должности на дату проведения аттестации;

- дата заключения трудового договора по данной должности;

- уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

- информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

- результаты предыдущих аттестаций;

- мотивированная всесторонняя и объективная оценка его профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности по выполнению обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

Каждый педагогический работник должен быть ознакомлен с подготовленным на него представлением под подпись в срок, не превышающий 30 календарных дней до дня проведения аттестации (абз. 1 п. 12 Порядка).

После ознакомления с документом работник может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности за период с момента предыдущей аттестации, а в случае первичной аттестации - с даты поступления на работу (п. 12 Порядка).

Если работник откажется от ознакомления с представлением, необходимо составить акт, который подписывают работодатель и лица (не менее двух), присутствующие при его составлении (абз. 2 п. 12 Порядка).

Представление на педагогического работника вносится в комиссию (п. 10 Порядка).

Проведение аттестации.

Аттестация педагогического работника проводится на заседании аттестационной комиссии (абз. 1 п. 13 Порядка). Такое заседание считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии (абз. 2 п. 13 Порядка).

Аттестация проводится с участием аттестуемого работника (абз. 1 п. 13 Порядка).

Действия работодателя в случае неявки работника на заседание комиссии.

Причина неявки Действия работодателя
Уважительная Аттестация переносится на другую дату. Необходимо внести соответствующее изменение в график проведения аттестации и ознакомить с ним работника под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации (абз. 3 п. 13 Порядка)
Неуважительная Комиссия проводит аттестацию в отсутствие работника (абз. 4 п. 13 Порядка)

Аттестационная комиссия рассматривает представление и дополнительные сведения, характеризующие профессиональную деятельность работника, если они были представлены (п. 14 Порядка).

По результатам аттестации комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии педагогического работника занимаемой должности (п. 15 Порядка). Решение принимается в отсутствие аттестуемого открытым голосованием большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании (абз. 1 п. 16, п. 17 Порядка).

Следует учитывать, что при аттестации педагогического работника, являющегося членом комиссии, он не участвует в голосовании по своей кандидатуре (абз. 2 п. 16 Порядка).

Если аттестуемые не имеют специальной подготовки или стажа работы в соответствии с требованиями ЕКС и (или) требованиями профессиональных стандартов, аттестационная комиссия дает работодателю рекомендации о возможности их назначения на должности педагогических работников. При этом комиссия учитывает, обладают ли работники достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняют ли качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности (п. 23 Порядка).

Оформление результатов аттестации и ознакомление с ними педагогического работника.

После подведения итогов голосования аттестационная комиссия сообщает о принятом решении работнику, если он присутствовал на заседании (п. 18 Порядка).

Результаты аттестации заносятся в протокол, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и присутствовавшие на заседании члены аттестационной комиссии (п. 19 Порядка).

В течение двух рабочих дней со дня проведения аттестации секретарь комиссии готовит выписку из протокола на каждого педагогического работника. Оформление этого документа предусмотрено п. 20 Порядка. В выписке из протокола необходимо указать следующие сведения о работнике:

- фамилию, имя, отчество (при наличии);

- наименование его должности;

- дату заседания аттестационной комиссии;

- результаты голосования;

- принятое решение.

Работодатель должен ознакомить педагогического работника с выпиской из протокола в течение трех рабочих дней после ее составления под подпись. Данный документ должен храниться в личном деле работника (п. 20 Порядка).

Проведение аттестации.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов (п. 34 Порядка).

Педагогический работник вправе присутствовать на заседании комиссии, на котором проводится его аттестации. В случае неявки аттестация проводится в его отсутствие (п. 35 Порядка).

В ходе аттестации комиссия оценивает профессиональную деятельность работника на основе результатов его работы, критерии оценки которых предусмотрены в п. 36 Порядка, если аттестуемый претендует на первую квалификационную категорию, и п. 37 Порядка, если он претендует на высшую квалификационную категорию.

По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений (п. 39 Порядка):

- установить первую (высшую) квалификационную категорию по должности, указанной педагогическим работником в заявлении;

- отказать в ее установлении.

Решение принимается в отсутствие аттестуемого работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории (абз. 1 п. 40 Порядка).

Следует учитывать, что педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре (абз. 2 п. 40 Порядка).

Если принято решение об отказе установить высшую квалификационную категорию, присвоенная ранее категория сохраняется до истечения срока ее действия (п. 42 Порядка).

Оформление результатов аттестации и ознакомление с ними педагогического работника.

После подведения итогов голосования члены комиссия сообщают работнику, присутствующему на заседании, результаты аттестации (абз. 3 п. 40 Порядка).

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, принимавшие участие в голосовании (абз. 1 п. 41 Порядка).

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения (абз. 2 п. 41 Порядка). На основании данного решения соответствующие федеральные органы исполнительной власти (уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ) издают распорядительный акт об установлении педагогическому работнику первой или высшей квалификационной категории с этого дня. Акт размещается на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет. Это следует из п. 44 Порядка.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

К педагогическим работникам относятся лица, которые состоят в трудовых (служебных) отношениях с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации"; далее - Закон об образовании).

Особенности регулирования труда указанных работников установлены в гл. 52 ТК РФ, Законе об образовании, в других законодательных и подзаконных нормативных правовых актов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ

1. Право на занятие педагогической деятельностью >>>

2. Запрет на занятие педагогической деятельностью >>>

3. Особенности содержания трудового договора с педагогическими работниками >>>

4. Особенности выполнения педагогическими работниками дополнительной работы и работы по совместительству >>>

Наши рекомендации