От книжно-письменной культуры – к экранно-клиповой
Переход к информационному сообществу связан, прежде всего, со сменой культурных форм передачи коллективного опыта, которая также оказала большое влияние на становление новой образовательной реальности.
Люди старшего поколения, педагоги и родители формировались как личности в условиях господства книжно-письменной культуры,насчитывающей уже несколько столетий. Они воспитывались на классическом романе XIX века с его эстетикой литературного языка, культурой устной и письменной речи, многообразием способов выражения эмоций, чувств, переживаний, на его морально-этических принципах. Они разделяют убеждение в том, что человек, не прочитавший произведения классической литературы, не знакомый с историко-культурным наследием человечества, не может считать себя и быть культурным человеком.
Люди старшего поколения формировались также на традиционном учебнике, в котором, как и в романе, автор ведёт повествование, а читатель пассивно следует за ходом его мысли, лишённый возможности изменить что-либо в сюжете или в подаче материала. Они мыслят категориями пересказа: плавной и связанной устной и письменной речи, последовательного, назидательного и логичного изложения событий, возможностью остановиться, подумать, неоднократно вернуться к прочитанному. И литературные произведения, и исторические нарративы строились по линейному принципу движения от эпилога (причин) к развитию событий, кульминации и развязке (последствиям). Педагогам очень хочется вести детей по заранее разработанному плану, чётко, поэтапно, «от автора», ставя и достигая определённые воспитательные и образовательные цели.
КНИЖНО-ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА
§ Чёткая грань между автором (создателем произведения) и потребителем культурных ценностей (зрителем, читателем, человеком, применяющим на практике сделанные открытия и изобретения и т.д.)
§ Высокий общекультурный уровень, необходимость специального образования для её постижения, мотивация к овладению культурным наследием человечества
§ Развитые навыки владения устной и письменной речью (логичность, последовательность, связность, образность, владение ораторским искусством, общая грамотность и т.д.)
§ Высокий уровень читательской и зрительской культуры (эрудиция, вдумчивость, созерцательно-размышляющий, ценностно-смысловой подходы, чёткие морально-нравственные ориентиры, развитая чувственно-эмоциональная сфера, эмпатия и т.д.), а также технической грамотности, технологической дисциплины
§ Способность к репродукции значительных объёмов информации, книжного авторского текста
Современные дети - представители иной, экранно-клиповой культуры(клип – англ. нарезка, стрижка; быстрота движения, вырезка (из газеты), отрывок из фильма, а также обман, воровство).Она проникает в их сознание не только детей, но также молодых людей благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с принципиально иной системой коммуникаций. Они не воспитывались на романе, читали в лучшем случае сокращённое изложение литературных произведений, очень мало читают книги и предпочитают остросюжетные действа, в которых нет места чувствам, переживаниям, выражению эмоций, описанию красот природы. Зато есть стремительно разворачивающийся сюжет, action - чистое действие, захватывающая интрига.
Это дети насыщенной информационной среды, кнопочного стиля, кратких команд, свободы выбора действий и программ, веера вариантов ответов. Они уходят от связной повествовательной линии, у них есть возможность создать свой гипертекст, в любой момент активно вторгаться и изменять ход и результаты игры, развёртывание обучающего материала. Их привлекает моделирование, проектирование, конструирование, программирование, а не пассивная репродукция чужих мыслей и действий, пускай даже очень умных. Их речь не изобилует изысками. С точки зрения педагога, она примитивна, как словарный запас Эллочки-людоедки, в её основе – не логика и план, а быстрая смена образов. Эти дети стремительно теряют интерес к традиционному обучению, они предпочитают обучаться и действовать на основе принципов интерактивности, используя современные информационные технологии, ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Им ближе инновационное оценивание в форме портфолио, чем традиционная отметка.
ЭКРАННО-КЛИПОВАЯ КУЛЬТУРА
§ отсутствие чёткой грани между автором (создателем культурной ценности) и потребителем культурных благ (зрителем, читателем, человеком, применяющим на практике сделанные открытия и изобретения и т.д.), способность выступать в роли соавтора произведения
§ высокий уровень проектно-технологической и информационно-коммуникативной культуры, развитые презентационные навыки
§ участие в сетевой коммуникации, предпочтение интерактивным формам
§ способность к творческой деятельности в форме моделирования, проектирования, конструирования, программирования
Одним из последствий утверждения экранно-клиповой культуры является формирование клипового мышления у учащихся. Клиповое мышление подобно видеоряду, серии быстро сменяющихся ярких картинок и образов, слабо связанных друг с другом. Такое мышление не может существовать без стробоскопических, мерцающих эффектов, воздействующих на эмоциональную сферу.
Привычка к быстрой, периодически повторяющейся смене образов не позволяет этим детям долго сосредоточиваться на значительном объёме информации в словесной или письменной форме. Осилить параграф учебника стандартного объёма нередко превращается для них в неразрешимую задачу, а нередко и в пытку. Это же касается работы с литературным произведением XIX века, а также со сложным, требующим значительных интеллектуальных усилий, запоминания или развитых чувств, историческим материалом. В результате – низкий уровень культуры чувств, неразвитая способность к сопереживанию, эмпатии. Информация или образ очень быстро стирается из памяти в ожидании новой порции ярких ощущений. Мы ещё не знаем всех последствий экранно-клиповой революции и интернетизации жизни для формирования личности, но такова сегодняшняя образовательная и социокультурная реальность, не считаться с которой уже нельзя.
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ
§ реакция на давление информационно насыщенной среды;
§ высокая степень воздействия СМИ, Интернета; работы с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с принципиально иной системой коммуникаций;
§ предпочтение остросюжетным действиям и интригам с быстрой сменой образов, стробоскопическим эффектам;
§ жажда новизны восприятия, обречённость на «инстинкт любознательного»;
§ повышенная эмоциональность, импульсивность, возбудимость
Психологически клиповое мышление имеет пониженную способность к анализу, к поиску смысла, к рациональному восприятию мира. Оно склонно к простым решениям, к разрешению проблем методом их устранения, подобно нажатию кнопки. Этот алгоритм переносится в реальную жизнь, при этом не всегда прослеживаётся чёткая грань между ней и виртуальной реальностью. По всей вероятности, отсюда и агрессивность, склонность к насилию, неспособность к компромиссам, к поиску взаимоприемлемых решений. Этим в определённой мере можно объяснить и невероятную тягу детей и молодёжи попробовать что-то новое, дающее яркую смену образов – склонность к употреблению наркотиков, алкоголизму, токсикомании. Отсюда проблемы с развитием чувства ответственности, а также подверженность суицидальным настроениям, массовый «пофигизм», равнодушие к судьбам даже самых близких людей.
Дети с клиповым мышлением стремительно теряют интерес к традиционному обучению и воспитанию, учебно-воспитательному процессу, построенному в логике линейности, по утверждённым извне программам, морализаторству. У них существует стойкое отвращение к традиционному толстому монологичному учебнику. Сегодня трудно представить подростка, который прочитал бы все четыре тома «Войны и мира». Дети с клиповым мышлением предпочитают обучаться и действовать самостоятельно, по индивидуальным образовательным планам и программам, на основе принципов интерактивности, используя современные информационные технологии. Это в лучшем случае. В худшем случае у них вообще отсутствует интерес к обучению и нужна целая система мотивирующих приёмов для повышения их обучаемости.