Проблема построения периодизации развития взрослого человека
Ш. Бюлер выделила 5 фаз жизненного пути. Фазы не имеют названий, но определены возрастом в годах и общей характеристикой фаз:
1) 0 – 16/20 лет: нет семьи, нет профессии, нет жизненного пути;
2) 16/20 – 25/30 лет: предварительное самоопределение, выбор супруга;
3) 25/30 – 45/50 лет: зрелость – собственная семья, найдено призвание, ставятся конкретные жизненные задачи и цели, самореализация;
4) 45/50 – 65/70 лет: стареющий человек; трудный возраст душевного кризиса; к концу фазы исчезает самоопределение, постановка жизненных целей;
5) 65/70 – … лет: старый человек; нет социальных связей; бесцельной существование; обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность.
Эта периодизация (Ш. Бюлер) – начала 20 века. (Моргун, Ткачева).
Э. Эриксон (1902-1994) в книге «Детство и общество» (1963) разделил жизнь человека на 8 отдельных стадий психосоциального развития ЭГО (на восемь возрастов человека).
6 стадия: ранняя зрелость: 20 – 25 лет (молодость); задача развития: могу ли я полностью отдать себя другому человеку? Пути развития: 1) душевная теплота, понимание, доверие → результат чего: близость (интимность); 2) одиночество, боязнь потерять себя в отношениях с другими → результат чего: изоляция.
7 стадия: средняя зрелость (взрослость): 25 – 65 лет; задача развития: что я могу предложить будущим поколениям? Пути развития: 1) целеустремленность, продуктивность → генеративность (продуктивность эго); 2) обеднение личной жизни, регрессия → инертность (стагнация эго).
8 стадия: поздняя зрелость (зрелость): 65 лет и …; задача развития: доволен ли я прожитой жизнью? Пути развития: чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности → целостность эго (эго-интеграция); 2) отсутствие чувства завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью → отчаяние. (Теории личности:Крайг).
Периодизация по Д. Левинсону (1978, 1986, 1990). Эта периодизация вначале была разработана для мужчин, а впоследствии исследования подтвердили ее применимость и к развитию женщин.
В жизненном цикле взрослых Левинсон выделил 3 главные эры, каждая продолжительностью около 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни. Эта структура образует основу образа жизни, служа одновременно границей и связующим звеном между личностью и обществом. Структура жизни образуется преимущественно из отношений индивидуума с внешним миром. Это могут быть отношения с отдельными людьми, группами, системами и даже предметами. В определенные возрастные периоды люди начинают испытывать сомнения и разрушать существующую структуру жизни. Затем они создают новую структуру, соответствующую текущим потребностям. (Эти периоды называются переходными, или кризисами развития). Эта структура является доминирующей в течении устойчивого периода деятельности, пока человек не «перерастает» ее, - и весь процесс начинается заново.
1) Эра предвзрослости: 0 – 22 года (Левинсоном не рассматривалась, он только указывал на нее);
2) Эра ранней взрослости: 17 – 45 лет; включает в себя:
- переход к ранней взрослости: 17 – 22 года (это может быть кризисом определения жизненных целей);
- структура жизни в период вхождения в раннюю взрослость: 22 – 28 лет;
- переход 30-летия: 28 – 33 года;
- структура жизни в кульминационный период ранней взрослости: 33 – 40 лет.
3) Эра средней взрослости: 40 – 65 лет, включает в себя:
- переход к средней взрослости: 40 – 45 лет (кризис середины жизни);
- структура жизни в начальный период средней взрослости: 45 – 50 лет;
- переход 50-летия: 50 – 55 лет;
- структура жизни в кульминационный период средней взрослости: 55 – 60 лет.
4) Эра поздней взрослости: 60 – …, включает:
- переход к поздней взрослости: 60 – 65 лет, а дальше Левинсон не рассматривал. (Крайг).
Б.Г. Ананьевцикл взрослости делил на 4 стадии: 1) ранняя взрослость (21 – 25 лет); 2) средняя взрослость (25 – 40 лет); 3) поздняя взрослость (40 – 55 лет); 4) предпенсионный возраст (55 – 65 лет), который является переходным к циклу старости.
В рамках нашего курса мы будем придерживаться следующей периодизации (3 стадии):
1) ранняя взрослость: 20 – 40 лет;
2) средняя взрослость: 40 – 60 лет;
3) поздняя взрослость: 60 и дальше…
Однако эта периодизация сильно зависит от социоэкономического статуса, среды (город – село), этноса, культурно-исторического периода (войны, экономические депрессии и т.д.). В целом, имеется одна тенденция, или закономерность: границы стадий взрослости отчасти определяются социальным классом: чем он выше, тем больше вероятность, что человеку доставляет удовольствие «задержаться» с переходом от одной стадии к другой. Например, взрослый, который связан с тяжелым физическим трудом, и взрослый, связанный с умственным трудом (2-ой может продуктивно трудиться и после 60 лет, а 1-ый – вряд ли, т.е. у него раньше наступит поздняя взрослость).
В связи с этим (относительностью возрастных стадий) введено понятие возрастных часов, по которым взрослые переходят от одной стадии к другой. Возрастные часы – вид внутреннего временного графика жизни, используемого в качестве критерия развития во взрослости; средство узнать о том, насколько человек в своем развитии отстает или опережает ключевые социальные события, приходящиеся на конкретный период взрослости (стадию). Например, учеба в ВУЗе может быть сразу после школы или после 30 лет, или 40 лет.
Отмечено, что в последние 20 лет произошло размывание границ традиционных периодов жизни. Если в 1950 г. 80% мужчин и 90% женщин полагали, что мужчине лучше всего жениться в возрасте от 20 до 25 лет, то в 1970 г. с эти согласились лишь 42% мужчин и женщин.
Примеры к изменениям границ возрастных периодов:
1) в 1890 г. до 80 лет доживало 14% женщин (США), а в 1980 г. → 50% США;
2) в 1600 г. до взрослости доживали 50% детей;
3) в 1860 г. родители были живы у 16% 50-летних, то в 1960 г. – до 60%;
4) в 1940 г. люди проводили только 7% своей взрослой жизни в статусе пенсионеров, в 1977 г. – доля пенсионных лет возросла до 23%.
Возрастные часы – это внутренний хронометр, а постороннему наблюдателю необходимо пользоваться знаниями об определении возраста. Он может быть: 1) биологический – средняя продолжительность жизни человека; он значительно варьирует у разных людей. Как правило, чем выше продолжительность жизни, тем дольше «растягиваются» возрастные стадии и наоборот; 2) социальный – степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам (50-летний мужчина с 3-мя детьми и карьерой и 50-летний холостяк, проводящий время в барах в поисках партнерши на ночь); 3) психологический – указывает, насколько человек адаптировался к требованиям среды. Он включает уровень интеллекта, способность к изучению, двигательные навыки, а также субъективные формы, как чувства, установки и мотивы.
Объединение факторов биологического, социального и психологического возраста приводит к понятию зрелости.