Развитие личности подростка.

В этом возрасте активно развиваются процессы самосознания, все это приводит к определению своей жизненной позиции к появлению потребности самоопределения, которая в следующем периоде реализуется.

В подростковом возрасте развитие личности не завершается. В развитии личности ведущее значение приобретают индивидуальные особенности развития.

В этом возрасте в развитии личности и появлению у нее противоречий в этом процессе, появляется новые внутренние препятствия (запреты), собственные убеждения, формирующееся мировоззрение.

Развитие личности в ПВ связано с двумя важнейшими приобретениями этого периода:

Чувство взрослости – центральное новообразование этого периода;

Новый уровень самосознания;

Всвязи с этими 2мя новообразованиями они активизируют подростка в познании самого себя как личности, обладающей качествами принадлежащими только ей, также эти новообразования активизируют развитие деловых и волевых качеств личности, а также влияет на эмоциональные особенности подростка и на характер его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Чувство взрослости позволяет подростку чувствовать себя не реб, а взрослым, приводит к тому, что подросток стремится быть взрослым. Чувство взрослости оказывает влияние на социальную активность подростка. Социальная активность возрастает, он пытается со взрослыми решать какие либо вопросы, а также включения в социальные отношения приводят к тому, что он начинает усваивать те нормы и ценности которые существуют в мире взрослых и их отношениях.

Развитие самосознания.

Проявляется у подростков в формировании образа Я, представление о себе как о личности, которая отличается от других. Развитие самосознания активизирует у подростка интерес к своему внутреннему миру к его оценке.

Формирование самосознания – выделяет ряд своих качеств в отдельных видах деятельности и поступках, он их обобщает, осмысливает и позднее относит их к своей личности. Но в начале подростку очень трудно принимать решения «что я такой». Он ориентируется на оценки других людей – сверстников, которые для него значимы. Т.о. подросток сравнивает оценки других и собственную оценку и это позволяет ему выделять в своих качествах те которые совпадают и те которые расходятся. Предметом особого внимания для него становятся оценки, которые не совпадают с его оценками. Поэтому подростки чутко реагируют на то как к ним относятся окружающие, становятся более ранимые к оценкам, это приводит к колебаниям настроения или уходу в себя, либо это может проявляться в вспышках агрессии.

В развитии самооценки подростка важную роль играет сравнивание себя с окружающими, подросток в окружающих людях выделяет те качества которые ему нравятся или какие он не хотел бы иметь. Т.о. в основе развития самооценки и образа Я, подросток выделяет те особенности личности которые необходимо изменить, развить, это способствует развитию самовоспитания, самовоспитание возможно, когда у подростка присутствуют волевые и деловые качества.

Развитие деловых качеств личности в подростков возрасте происходит в связи с возрастанием интереса у подростка к различным видам деятельности, стремлению достигать каких то важных целей и первыми мечтами о будущей профессии. Подросткам свойственна познавательная и творческая активность, они появляются в следствии мечтаний о будущей профессии.

У подростков познавательная активность может стимулировать появление новых мотивов учения.

В подростковом возрасте создаются хорошие условия для развития организаторских способностей, предприимчивости, инициативности, умения налаживать контакты, распределять обязанности. Эти качества развиваются во всех сферах деятельности подростка: общение, учение, игра, труд.

Развитие волевых качеств связано с осознанием подростком своих слабых сторон и чтобы их преодолеть он усилием воли пытается изменить себя или определенные качества, у мальчиков развитие этого качества связано с занятием спортом, а у девочек развитие волевых качеств происходит в учебной деятельности, занятиями творческими видами деятельности.


Наши рекомендации