Позновательное развитие в подростковом возрасте.
Восприятие: становится хорошо управляемым и происходите его интеллектуализация, которая состоит в том, что подросток становится способным к сложному анализу и синтезу воспринимаемых объектов. В процессе восприятия большое место начинает занимать мыслительные приемы, логические рассуждения и операции. Подросток может мысленно ставить цель восприятия. Интеллектуализация восприятия становится необходимым условием для успешного овладения такими предметами как геометрия, черчение, проявляется это в том, что подростки осваивают графические схемы и способны создавать графические образы воспринимаемых объектов, эта способность связана с умением видеть предмет и передать его основные свойства в графическом образе, поэтому подростки становятся способными не только создавать, но и читать планы, схемы, географические карты. Подросток связи с усвоением графических схем может испытывать чувство эстетического удовольствия разглядывая изображения, у некоторых проявляется потребность передавать в изображениях. Подростки становятся сенситивными к воздействию музыки, они в музыке начинают выделять ее ритм, им начинает доставлять удовольствие танцы. Воспринимая ритм и двигаясь в ритм музыки подросток начинает выражать определенные чувства и переживания, музыка становится для подростков и юношей регулятором построения поведения.
Исследования Теплова показали, что подросток способен к восприятию музыка т.к. у него развиваются музыкальные способности: ладовые чувства, слуховое представление сопровождающее музыку, музыкальное ритмическое чувство.
Внимание: подросток управляет вниманием по своей воле, становится хорошо управляемым контролируемым процессом, становится произвольным. Существенно увеличивается объем внимания, развивается способность к распределению внимания и особенностью этого возраста является то что появляется пост произвольное внимание.
Внимание подростка также отличается специфической избирательностью.
Память: также произвольна, способность к запоминанию до 13 лет постепенно возрастает, а с 13 до16 лет наблюдается более быстрый рост к способности запоминания, связано с тем, что память перестраивается от механического запоминания к смысловому, логическому, а это в свою очередь оказывает влияние на содержание материала.
Мышление: становится все более теоретическим, специфика рассуждать от общего к частному.
С 12 лет развивается формальное мышление, поэтому подросток может действовать в логике рассуждения не связывая себя с конкретной информацией. Подросток начинает ориентироваться на потенциально возможные, а не только обязательно очевидные, поэтому он может вообразить все, что может произойти. Он может строить гипотезы, требующие проверки и доказательства. Насколько хорошо подросток овладел уровнем теоретического мышления определяет его возможности в усвоении учебного материала, в тоже время ряд подростков остается на уровне конкретно – операционального мышления. Поэтому изучение таких дисциплин как история, литература, алгебра, геометрия для них становятся очень сложными.
Развивающаяся способность к обобщению, которые стоят за частными фактами, но эта особенность иногда гипертрофирована могут стать широтой космического масштаба. Это особенность связна с отсутствием четких знаний.
Воображение: превращается в самостоятельную внутреннею деятельность. Воображение тесно соединяется с мышлением, восприятие и это помогает проигрывать мыслительные задачи в плане представлений, позволяет легко оперировать значениями и смыслами языка.
Воображение играет большую роль в развитии некоторых личностных особенности, в частности развитие такого образования как самосознания, благодаря воображению он может переносить себя в различные ситуации.
Развитие воображения проявляется так же в том, что появляется потребность в творческой самореализации.
Речь: подростки овладевает сложными синтаксическими конструкциями языка, они активно используют сложные предложения для выражения своих мыслей. Это создает предпосылки для правильного речевого оформления выявленных закономерностей и связей между предметами и явлениями. Овладевают образной речью, становится легко использовать метафорические выражения, начинает понимать анекдоты, т.к. понимают их взрослые.