Овладение новыми действиями восприятия и ощущениями, позволяющими более точно, полно и расчленено воспринимать мир.

Тесно связана с первой стороной и направлена на совершенствование имеющихся действия восприятия и овладения новыми перцептивными действиями, предполагающие, что процесс воприятия проходит как внутри протекающая организованная деятельность, без выполнения внешних ориентированных действий. Развитие перцептивных действий проходи в 3 этапа: 1 процесс их формирования, 2 перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы перестроившиеся под влиянием практической деятельности, при помощи достижения рецепторных аппаратов уже осуществляются эти действия, и предвосхищаются выполнения действия с воспринимаемыми предметами, 3 прецептивные действия становятся скрытыми, их внешние звенья восприятия возникает совсем. Извне восприятие становится пассивным. На этом этапе внешние перцептивное действие превращается во внутренне умственное, и начинает называться внутренним действием восприятия. Это также новообразование. Усвоение пространственно-временных св-в и отношений – это сложная для ребёнка задача и в основном отношениями он овладевает в среднем и старшем дошкольном возрасте. Действует закономерность ориентировка в пространстве предшествует ориентировке во времени. Усвоение пространства идёт под руководством взрослых и для построения ориентировки, определения местоположения предметов в пространстве ребёнок использует своё тело( связано с эгоцентрической позицией ребёнка) Усваивает право-лево, над-под, впереди-сзади. Важно, чтобы ребёнок усваивал эти пространственные отношения в паре. Временное отношение самое сложное, так как ребёнок щещё не владеет абстрактным мышлением.

Развитие внимания, памяти, воображения и мышления в дошкольном возрасте

Внимание

Приобретает большую сосредоточенность и устойчивость, свзянано с усложнением видов деятельности. Основное изменение внимания ДВ состоит в том, что дети начинают управлять своим вниманием, т е внимание становится произвольным (новообразование). Само по себе произвольное внимание развится не может, а развивается благодаря включению ребёнка в продуктивные виды деятельности. На первых парах овладение произвольным вниманием трудно им управлять. Поэтому в развитии способности произвольного внимания помога.т рассуждения вслух, это было доказано экспериментально, т.о. произвольное внимание свзяно с общм возрастанием роли речи в регуляции поведения ребёнка, в то же врем, произвольное внимание в ДВ не явл. Доминирующим, а доминирует по прежнему непроизвольное внимание.

Память

Процесс памяти преобретает особое значение, он становится ведущим. Память является основным процессом обеспечивающих развитие других процессов. ДВ явл. Периодом интенсивной нарастающей способностью. Память носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание независимо от воли и сознания ребёнка. Следовательно в первой половине ДВ доминирует непроизвольная память – зрительная и эмоциональная. У нормально развивающихся дошкольников среднего возраста начинает развиваться механическая память на хорошем уровне ( ребёнок воспроизводить всё запомненное если ему было интересно) В стареем дошкольном возрасте складываются условия для развития произвольного запоминания. Ключевую роль в этом играет сюжетно-ролевая игра. Овладение произвольной стадии происходит поэтапно: 1 ребёнок выделяет только задачу заполнить или припомнить, но ещё не владеет приёмами этого. Задача припомнить выделяется ребёнком раньше, чем помнить, это связано с тем, что взрослые требуют от ребёнка воспроизведения того, что ребёнок видел. 2 ребёнок уже начинает овладевать приёмами запоминания, т к осознаёт, что не запомнив он не сможет воспроизвести.

Произвольная память- новообразование, но она не явл. Ведущей, а ведущей остаётся непроизвольная. В ДВ у детей часто встречаются хорошее развитие особого вида зрительной памяти – ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ- это оч яркая и отчётливая по образом память (вспоминает в мельчайших деталях).

Воображение

Связано в своём развитии с зародившейся в РВ знаковой символической функцией сознания. Эта функция получает дальнейшее развитие в игровой функции. Ключ. Роль в развитии воображения играет игровая деятельность. В первой половине ДВ у ребёнка преобладает репродуктивное воображение, в кот. Ребёнок механически воспроизводит полученные ранее изображения в виде образов. Во второй половине ДВ благодаря игре, изобразительной деятельности у ребёнка начинается развивается более совершенная форма воображения – творческая или продуктивное, оно соединяется с наглядно-образным мышлением и начинает выполнять познавательно-интеллектуальную функцию и становится управляемым. Если ребёнок использует предметы заместители в игре- репродуктивное. Если не использует – символическое. Воображение наинает выполнять аффективно-защитную функцию.

Мышление

Выделяют следующие главные линии развития: 1 дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления. 2 появление ведущего наглядно- образного мышления основанного на произвольной памяти и связанного с творческим воображением. 3 начало формирования словесно-логического мышления путём использования речи, как средства постановки и решения интеллект. Задач. 4 развивается познавательная направленность мышления (проявляется в бесконечных вопросах)

Ведущим новообразованием – наглядно- образное мышление. ( мыслит в уме образами)

Важной линией развития явл. Развитие словесно – логического мышления. Его развитие проходи в 2 этапа: 1 – ребёнок усваивает систему понятий обозначающие отношения между предметами и благодаря этому он усваивает правила логики рассуждения. В ДВ начинает развиваться внутренний мыслительный план действий, но как новообрМлВ: 1 с помощью рук, манипулируя предметами решает задачи в наглядно-действенном плане, 2 в решении задачи ребёнок включает речь, но только для названия предметов, кот. он манипулирует, в наглядно действенном плане., 3 задача решается в образном плане через манипулирование представлениям объекта, здесь возникает элементарная форма рассуждения вслух. , 4 ребёнок действует по заранее продуктивному и внутренне представленному плану, в основе этого процесса – память и опыт. 5 задача решает в плане действий в уме и достаточно формирулировки вслух словами, но при этом присутствует к предметным действиям, 6 решение задачи и выдача результата происходит в уме без обращения к реальным действиям.

Если ребёнок прошёл все этапы это не значит, что он все задачи решает в уме, всегда и везде. В развитии мышления важную сторону составляет усвоение пронятий, и наиболее интенсивно этот процесс происходит когда мышление соединяется с речью. Соединение мышления и речи – новообразование. Если соединилось – то мышление уже наглядно-образное и нач. развиваться словесно- логическое. В ДВ развивается так же мыслит операции: сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей.

Наши рекомендации