Стили родительского воспитания и развитие личности

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.

Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощенностью. Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка. Разные стили ухода и обращения с ребенком начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения.

А. Болдуин выделил два стиля практики родительского воспитания — демократический и контролирующий

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей. Дети отличались также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Кризис 1 года

Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накопившиеся изменения в поведении и развитии приводят к переходу на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается упрямством, непослушанием, капризами, которые ярко проявляются. Избежать их невозможно, практически все дети проходят через это. Хотя у одних все протекает относительно безболезненно, а у других — сопровождается серьезными поведенческими проявлениями.

Почему возникает кризис

У детей начинают появляться новые потребности. Старые формы их удовлетворения уже не подходят, а иногда даже мешают, сдерживают и поэтому не выполняют свои функции. В конце 1 года жизни малыш начинает понимать: я — ребенок, а он — взрослый. Мы — разные! В этом суть первого кризиса. Дети этого возраста приобретают определенную степень самостоятельности: произносят первые слова, делают первые шаги, учатся взаимодействовать с предметами. Но диапазон возможностей еще достаточно ограничен.

После того как малыш начинает ходить, расширяется пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по дому, находить множество интересных вещей, требующих изучения и экспериментирования. Но вдруг выясняется, что взрослым можно пользоваться всем этим, а ему — нет. Любопытство и желание изучить все что встречается вокруг — естественная потребность в этом возрасте. Запреты ребенок не понимает. Они вызывают у него протест, что и проявляется плачем, упрямством, недовольством, то есть всем тем, что так удивляет родителей и называется в психологии «кризисом».

Каждый малыш развивается по индивидуальной программе. Свои первые шаги одни детки делают в 9 месяцев, а другие — в год и позже. Так и кризис может возникнуть в разное время. Но чаще это происходит, когда ребенку исполняется год.

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций (аффект – вид эмоционального состояния, сильное кратковременное бурно протекающее чувство (ярость, восторг, ужас и др.).

Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Ребенок начинает самостоятельно ходить по дому, возрастает круг запрещенных и опасных для него предметов. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему или окружающим.

При очередном слове “нельзя” некоторые дети кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае.

Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. Большей свободы в действий в допустимых пределах, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.


Наши рекомендации