Более подробно остановимся на роли чтения в составе универсальных учебных действий.
Требования к уровню чтения в основной школе и современное состояние проблемы грамотности
Как показывает практика, учащиеся часто затрудняются в выполнении заданий, требующих соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла, что еще раз показывает актуальность введения целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в рамках основной школы.
Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения. К видамчтения относятся:ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации;выразительное чтениеотрывка в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.
Типамичтения являютсякоммуникативное чтениевслух и про себя,учебное, самостоятельное.
Обучение наиболее развитому виду чтения – рефлексивному чтению – заключается в овладении следующими умениями:
а) предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;
б) понимать основную мысль текста; в) формировать систему аргументов;
г) прогнозировать последовательность изложения идей текста;
ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ
д) сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
е) выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; ж) понимать назначение разных видов текстов;
з) понимать имплицитную (подразумеваемую, невыраженную) информацию текста;
и) сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; к) выражать информацию текста в виде кратких записей; л) различать темы и подтемы специального текста;
м) ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
н) выделять не только главную, но и избыточную информацию; о) пользоваться разными техниками понимания прочитанного;
п) анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и ее осмысления.
Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Один из главных критериев уровня навыка чтения – полнота понимания текста. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующиеумения:
–общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста; формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста; объяснение порядка инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставление основных частей графика или таблицы; объяснение назначения карты, рисунка; обнаружение соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом);
–нахождение информации (умение пробежать текст «глазами», определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);
–интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в нем информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);
–рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения);
ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ
–рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).
Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, в каждом из которых предусматривались задания следующих типов:
–найти в тексте искомую информацию, которая может содержаться как
вявном, так и в скрытом виде, как в основном, так и во вспомогательном тексте (подписи под иллюстрацией, в примечании) выраженной вербально или в иной (графической, цифровой) знаковой системе, быть однозначной или противоречивой;
–интерпретировать текст: в легких случаях определить и обосновать главную мысль текста, в более сложных заданиях – установить связи и отношения между частями текста, проявить способность к классификации материала, рассуждениям по аналогии и к пониманию контекстного значения слова, смыслов языковых тонкостей;
–рефлектировать: в легком варианте установить связи текста с внешним опытом, в более сложном – аргументировано и критически оценивать текст, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.