Б2.У.1 Учебная (ознакомительная) практика
Рабочая программа практики
Б2.У.1 Учебная (ознакомительная) практика
Вид образования: | Профессиональное образование |
Уровень образования: | Высшее образование (бакалавриат) |
Квалификация выпускника: | Бакалавр |
Направление подготовки: | 44.03.02 Психолого-педагогическое образование |
Направленность (профиль) образовательной программы: | Психология и социальная педагогика |
Тип образовательной программы: | Программа академического бакалавриата |
Форма обучения: | заочная |
Срок освоения образовательной программы: | 5лет |
Номер внутривузовской регистрации образовательной программы: | 44.03.02(156)-15-З |
Нижневартовск
2015 г.
Цель учебной практики
знакомство с работой педагога – психолога и социального педагога образовательной организации, которые являются важным звеном в системе обеспечения социально-психологического сопровождения обучения и воспитания, а так же с содержанием и особенностями деятельности данных специалистов.
Задачи учебной практики
1. овладение исследовательскими методами и методиками социально-психологического сопровождения обучения и воспитания детей в рамках образовательных организаций;
2. создание установки на личностно-ориентированное общение с детьми;
3. формирование педагогической рефлексии и психолого-педагогической компетентности.
4. психодиагностическое исследование личности обучающегося;
5. формирование практических навыков ведения эмпирического психолого-педагогического исследования ребенка и проведение занятия направленного на развитие личности обучающихся .
Место учебной (ознакомительной) практики в структуре ООП бакалавриата
Учебная (ознакомительная) практика проводится на 3 курсе в 5 семестре на базе муниципальных бюджетных образовательных учреждений средних школ г.Нижневартовска и Нижневартовского района.
Учебная (ознакомительная) практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика». Учебная (ознакомительная) практика основывается на дисциплинах базовой и вариативной части профессионального цикла ООП, изучаемых студентами на первом–втором курсах.
Прохождение учебной (ознакомительной) практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин вариативной части и курсов по выбору, подготовки курсовой работы.
4. Вид практики:производственная
Тип практики:учебная (ознакомительная)
5. Способы и формы проведения практики:стационарная
Место и время проведения учебной практики
Учебная (ознакомительная) практика проводится на 3 курсе в 5 семестре на базе муниципальных бюджетных образовательных учреждений средних школ г. Нижневартовска и Нижневартовского района.
По согласованию с деканатом студенты заочной формы обучения могут проходить практику в дошкольных образовательных организациях, в общеобразовательных организациях. Учебная ознакомительная практика может быть по месту работы или проживания. Учебная (ознакомительная) практика проходит на 3 курсе в 5 семестре.
7. Компетенции, формируемые в результате прохождения производственной педагогической практики студентами:
ОПК-1,ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6.
Общие профессиональные компетенции (ОПК) | Компонентный состав компетенции | |
способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях | ОПК-1 | Знать: психологические особенности детей разного возраста и учитывать специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях; методики изучения психических явлений Уметь: проводить социально-психологическую диагностику: составление диагностической программы, обработка и интерпретация результатов исследования. разрабатывать рекомендации по итогам диагностики. Владеть: Навыком анализа, обобщения и интерпретации данных исследований |
готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов | ОПК-4 | Знать: иметь представление о структуре деятельности профессионала в рамках определенной сферы современные методы и технологии социально – психологической диагностики. Уметь: применять современные методы и технологии диагностики в соответствии с профессиональными задачами. |
готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую | ОПК-5 | Знать: методы и формы проведения мероприятий для детей и /или родителей. Уметь: организовывать просвещение родителей, по вопросам психического развития детей, особенностей организации различных видов деятельности. |
способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды | ОПК-6 | Знать: Методы и приемы эффективного взаимодействиясубъектов образовательной среды Уметь: Выстраивать взаимодействия с участниками образовательного процесса с учетом индивидуальных и психологических особенностей. |
8. Структура и содержание учебной практики
Общая трудоемкость педагогической практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов (2 недели).
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Проверяемые их компетенции и их части | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |
Виды учебной работы | Самостоятельная работа | ||||
организационный | ОПК-1 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 | ü посещение установочной конференции / 2 ü производственный инструктаж в образовательной организации/2 ü инструктаж по технике безопасности/2 | Изучение программы практики / 14 | Подготовка дневника практики | |
Учебно-ознакомительный (основной) этап | ОПК-1 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 | 1 неделя ü Знакомство с руководителями практики и разработка индивидуальной программы практики (в зависимости от специфики базы практики). ü Знакомство с базой практики: изучение системы работы организации, режима. ü Знакомство с рабочим местом педагога-психолога и социального педагога. ü Ознакомление с функциональными обязанностями педагога-психолога и социального педагога. ü Изучение документации и отчетности деятельности педагога – психолога и социального педагога/30 | Заполнение соостветсвующей документации/18 | Режим работы специалистов (педагога-психолога. социального педагога) Программа календарно-тематического планирование работы педагога-психолога Программа календарно-тематического планирования работы социального педагога Описание основных видов деятельности и функционала педагога-психолога и социального педагога Перечень документации и отчетности педагога-психолога и социального педагога | |
2 неделя Помощь в работе педагога-психолога и социального педагога в рамках тематического планирования специалиста (по запросу специалиста) | Подготовка практических материалов для работы с детьми, родителями | Личное участие в мероприятии и предоставление методических материалов мероприятия с оценкой специалиста | |||
Провести психологическую диагностику одного воспитанника/обучающегося по предлагаемым методикам, написать количественный и качественный анализ результатов, а так же рекомендации для: а) родителей, б) воспитателя/педагога (Приложения) | Подготовка методических материалы для работы с детьми, родителями | Методические материалы для работы с детьми, протоколы исследования, выводы и рекомендации. | |||
Заключительный этап | ОПК-1 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 | ü Составление отчетной документации по практике ее своевременное предоставление/4 ü Участие в заключительной конференции по итогам практики/2 | Составление отчетной документации по практике ее своевременное предоставление/18 | ü рефлексивный анализ (письменно) ü отчет ü презентация (основные итоги практики) ü выступление на заключительной конференции |
Содержание учебной (ознакомительной практики) практики
Неделя
Этап – Организационный
Цель: получение информации об образовательной организации, в котором будет проходить практика, техническая подготовка к практике
Виды деятельности практиканта:
ü посещение установочной конференции;
ü производственный инструктаж в образовательной организации;
ü инструктаж по технике безопасности.
Отчетность:
дневник практики (методические материалы).
Неделя
Цель:
Провести психологическую диагностику одного воспитанника/обучающегося по предлагаемым методикам, написать количественный и качественный анализ результатов, а так же рекомендации для: а) родителей, б) воспитателя/педагога.
Виды деятельности практиканта (в дошкольной образовательной организации) (Приложение «Методики 2-5 лет» и Приложение «Методики 6-7 лет»).
Виды деятельности практиканта (в образовательной организации) (Приложение «Методики школа»).
Изучение и анализ сформированности компонентов учебной деятельности младших школьников. Проведение методик «Особенности мотивов учения» и «Изучение школьной мотивации». Анализ результатов и написание заключения по результатам психологического исследования.
Отчетность:
Профессионально оформленные результаты проведенного психолого-педагогического исследования (методика, протокол исследования (ручной вариант работы ребенка); заключение об особенностях учебной деятельности обучающегося и рекомендации для родителей и педагога).
Этап – Заключительный
Рефлексивный отчет (Приложение «Рефлексия»)
9. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в работе педагога-психолога и социального педагога активных и интерактивных форм при осуществлении различных видов деятельности специалиста.
В процессе учебной (ознакомительной) практики используютсятакие формы работы с практикантами, как деловые игры, разбор конкретных ситуаций, экспертно-оценочные технологии.
10. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся на практике
Приложения «Методики 2-5 лет»;
Приложение «Методики 6-7 лет»;
Приложение «Методики школа»;
Приложение «Рефлексия».
Формы отчетности
Формы текущего контроля
1. Подготовка дневника практики (методические материалы). Дневник практики.
2. Число психологов и социальных педагогов в учреждении. ФИО психолога, с которым непосредственно работает студент-практикант. Образование психолога, какие учебные заведения закончил. Какие дополнительные курсы, специализации проходил. Опыт работы, стаж.
3. Должностные обязанности и режим работы специалистов (педагога-психолога. социального педагога);
4. Тематическое планирование работы педагога-психолога;
5. Тематическое планирование работы социального педагога;
6. Описание основных видов деятельности и функционала педагога-психолога и социального педагога;
7. Перечень документации и отчетности педагога-психолога и социального педагога.
8. Результаты психологического исследования, выводы, рекомендации.;
9. Методические материалы для работы с детьми, протоколы исследования, выводы и рекомендации;
10. Личное участие - непосредственное включение в работу педагога-психолога и социального педагога;
11. рефлексивный анализ (письменно);
12. Рефлексия практики.
13. Законченный отчет;
14. презентация (основные итоги практики) на диске;
15. выступление на заключительной конференции
Оформление документации
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
1-й лист. Указывается название вуза, фамилия, имя, отчество студента, факультет, отделение, курс, группа. Выделяются вид практики и ее сроки.
2-й лист. Даются сведения о преподавателях вуза: фамилия, имя, отчество факультетского, группового руководителей, методистов по педагогике и психологии.
3-й лист. Предлагаются сведения о базовом общеобразовательном учреждении: номер, название, фамилия, имя, отчество директора (зав. д/с), заведующего по учебной работе (методиста),педагога-психолога, социального педагога.
4-й лист. Выделяются основные цель и задачи работы на период практики.
5-й лист. Основное содержание записывается по схеме:
Дата | Содержание деятельности | Анализ деятельности | Комментарии руководителя |
6-7-й листы (файлы). На отдельных листах оформляются результаты психолого-педагогических исследований.
8-й лист. Характеристика на студента (заполняется педагогом-психологм, социальным педагогом (см. Приложение 4).
9-й лист. Рефлексия практики.
Критерии оценки за практику
Оценка “отлично”ставится при условии:
1. Успешной реализации студентом основных задач практики.
2. Полного выполнения объема программы практики.
3. Содержательного анализа полученных результатов.
4. Установления в ходе практики положительных отношений с детьми и сотрудниками; проявления инициативы, самостоятельности, дисциплинированности.
5. Своевременного представления отчетной документации по практике.
6. Качество оформления документации;
7. Активного участия в итоговой конференции по практике на факультете.
Оценка “хорошо” ставится при условии:
1. Успешной реализации студентом основных задач практики.
2. Полного выполнения объема программы практики.
3. Недостаточно глубокого анализа полученных результатов.
4. Установления в ходе практики положительных отношений со всеми детьми и сотрудниками; проявления дисциплинированности.
5. Своевременного представления отчетной документации по практике.
6. Качество оформления документации;
7. Участия в итоговой конференции по практике на факультете.
Оценка “удовлетворительно” ставится при условии:
1. Освоения основных задач практики не в полном объеме.
2. Выполнения не всех диагностических заданий.
3. Формального анализа полученных результатов.
4. Неумения установить положительные отношения с детьми и сотрудниками детского сада, а также несамостоятельности, недисциплинированности.
5. Несвоевременного представления отчетной документации по практике.
6. Качество оформления документации;
7. Неучастия в итоговой конференции по практике на факультете без объективной причины.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Студенты проходят практику: в классах начального звена общеобразовательных организациях и в дошкольных образовательных организациях, имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности. На период практики студенты получают возможность пользоваться материально-техническим оснащением ОУ и ДОО.
12.1. Основная и дополнительная литература
Распределение учебных изданий** (включая учебники и учебные пособия): О - Основное / Д - Дополнительное ( О / Д ) | Автор, название, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы | Год издания | Форма издания: печатное / электронное | Места хранения (печатные издания) / Ссылка на ресурс (электронные издания) | |
Д | Богус М. Б. Психолого-педагогические основы развития умственных способностей младших школьников: монография [Электронный ресурс] / М., Берлин: Директ-Медиа, 2015 | электронное | Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364895 | ||
Д | Шадриков, В.Д.. Развитие младших школьников в различных образовательных системах: [монография]/ В. Д. Шадриков, Н. А. Зиновьева, М. Д. Кузнецова ; под общ. ред. В. Д. Шадрикова. - М.: Логос, 2011. | печатное | |||
Д | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. | печатное |
Приложение 1
Нижневартовск
Приложение 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
28 марта по 02 апреля 2016г. | |||||
04 апреля по 09 апреля 2016г. | |||||
11 апреля по 16 апреля 2016г. | |||||
18 апреля по 23 апреля 2016г. | |||||
Приложение 3
Приложение 4
Отзыв
Примерная
Характеристика на студента
(заполняется педагогом – психологом/или (социальным педагогом, методистом ДОУ)
Студент ФИО ____________ курса ___________ группы _________________________
_________________________________________________________________________
Проходил(а) учебную практику в дошкольном образовательном учреждении
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
За период учебной практики с ______ по _____ 201___ г. ФИО студента показал(а) себя (профессиональные и личностные качества, уровень психолого-педагогической компетентности)_______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Результаты проведенных психолого-педагогических исследований _____________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
При взаимодействии (общении) с обучающимися (воспитанниками) практикант(ка) показал(а) _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Выполнение заданий учебной практики (в полном или неполном объеме)____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Оценка за практику__________________________________________________________
Методист по практике: |
подпись Ф.И.О.
Печать школы «___» _______________ 201___г
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления (специальности) 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 40623 от «18» января 2016 г.
Составитель рабочей программы:
Романко Оксана Анатольевна – доцент, канд.психол.наук, доцент кафедры психологии образования и развития
Дополнения и изменения
Рабочая программа практики
Б2.У.1 Учебная (ознакомительная) практика
Вид образования: | Профессиональное образование |
Уровень образования: | Высшее образование (бакалавриат) |
Квалификация выпускника: | Бакалавр |
Направление подготовки: | 44.03.02 Психолого-педагогическое образование |
Направленность (профиль) образовательной программы: | Психология и социальная педагогика |
Тип образовательной программы: | Программа академического бакалавриата |
Форма обучения: | заочная |
Срок освоения образовательной программы: | 5лет |
Номер внутривузовской регистрации образовательной программы: | 44.03.02(156)-15-З |
Нижневартовск
2015 г.
Цель учебной практики
знакомство с работой педагога – психолога и социального педагога образовательной организации, которые являются важным звеном в системе обеспечения социально-психологического сопровождения обучения и воспитания, а так же с содержанием и особенностями деятельности данных специалистов.
Задачи учебной практики
1. овладение исследовательскими методами и методиками социально-психологического сопровождения обучения и воспитания детей в рамках образовательных организаций;
2. создание установки на личностно-ориентированное общение с детьми;
3. формирование педагогической рефлексии и психолого-педагогической компетентности.
4. психодиагностическое исследование личности обучающегося;
5. формирование практических навыков ведения эмпирического психолого-педагогического исследования ребенка и проведение занятия направленного на развитие личности обучающихся .