Пояснение к выполнению заданий практики

Программа практики

по направлению «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Дошкольное образование»

Курс

Цель:включение в работу учреждения, выполнение студентом профессиональных обязанностей педагога дошкольной образовательной организации и проведение дипломного исследования.

Задачи:

1. Включение интерна в профессиональную деятельность педагога дошкольной образовательной организации и овладение базовыми трудовыми действиями.

2. Формирование навыков научно-исследовательской работы по актуальной проблеме учреждения-базы интернатуры.

3. Оценка и анализ собственной профессиональной деятельности.

Сроки практики:

1 часть - 20.11.17 – 31.12.17 практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

2 часть - 12.02.2018 - 25.02.2018 преддипломная практика.

Перечень заданий и отчетная документация:

Часть

1. Разработка развивающего мероприятия с использованием современных образовательных технологий и его реализация.

2. Организация предметно-пространственной среды группы.

3. Разработка и проведение воспитательного мероприятия по запросу образовательной организации.

4. Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей.

5. Отчет о прохождении практики.

6. Характеристика.

Часть

1. Индивидуальный план реализации проекта выпускной квалификационной работы (утвержденный научным руководителем).

2. Отчет о выполнении проекта выпускной квалификационной работы.

3. Аттестационный лист о выполнении ВКР (подписанный научным руководителем).

4. Аналитико-рефлексивный отчет.

5. Характеристика.

Методические рекомендации к практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

В рамках практики студенты изучают 3 модуля. Модули неравномерны, зависят от учебного плана, по которому обучаются студенты, но по итогам каждого проводится промежуточный контроль. Работа по выполнению каждого задания включается в технологическую карту дисциплины и влияет на получение студентом итогового рейтинга.

Для успешного освоения практики необходимо:

– планировать прохождение практики, график работы в учреждении;

– своевременно выполнять задания практик;

– не затягивать оформление отчетной документации;

– не затягивать решение вопросов, связанных с получением положительной оценки на зачете;

– в случае возникновения проблем с оформлением отчетной документации обращаться к преподавателю на кафедру в дни консультаций;

– необходимо выделить время для написания отчета, подготовки доклада для выступления на итоговой конференции по практике.

Пояснение к выполнению заданий практики

Часть

Задание 1. Разработка развивающего мероприятия с использованием современных образовательных технологий и его реализация.

Разработать конспект НОД с использованием современных образовательных технологий и реализовать его.

Отчетная документация:

1. конспект НОД (приложение 1)

2. рефлексивный анализ (приложение 2)

3. фотоотчет

Задание 2. Организация предметно-пространственной среды группы.

Изучить условия, созданные в группе ДОО (ознакомиться с вариантами организации развивающей среды: «уголок природы», «уголок музыкального развития», «уголок творческого развития», «экологический уголок» и т.д.). Проанализируйте особенности среды группы и соотнесите с требованиями ФГОС ДО (приложение 3).

Опираясь на требования ФГОС ДО кпредметно-пространственной среде организуйте один из центров активности возрастной группы.

Отчетная документация:

1. Анализ предметно-пространственной среды (в свободной форме).

2. Методическая разработка центра активности в предметно-пространственной среде группы ДОО.

Задание 3. Разработка и проведение воспитательного мероприятия по запросу образовательной организации.

На основе плана работы организации и беседы с педагогом определить тему, форму и содержание воспитательного мероприятия с детьми одной (или нескольких) возрастной группы. Разработайте сценарий (конспект) мероприятия и реализуйте его с детьми. По итогам проведения мероприятия проанализируйте полученные результаты, заполните рефлексивный отчет

Отчетная документация:

1. Сценарий (конспект) воспитательного мероприятия.

2. Рефлексивный анализ воспитательного мероприятия (Приложение 4).

Задание 4. Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей.

Продемонстрировать умение разрабатывать совместные проекты воспитателя с детьми и их родителями.

Опираясь на типологию проектов детей дошкольного возраста, предложенную Вераксой Н.Е., определите возрастную группу, цели и задачи, тип проектной деятельности. Разработайте проект (или включитесь в уже имеющийся) для совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями по определенной теме, используя этапы, характерные для выбранного типа проекта.

Отчетная документация:

1. техническое задание на разработку и реализацию проекта (Приложение 5).

2. рефлексивный анализ о результатах проектной деятельности (Приложение 6).

Задание 5. Отчет о прохождении практики.

Напишите в виде отдельного текста отчет по практике, руководствуясь следующими положениями.

1. Описание собственных действий, затруднений при их реализации, способов решения возникающих проблем.

2. Что нового приобрели, чему научились в процессе учебно-воспитательной работы с детьми, с наставником практики, с родителями воспитанников, с администрацией?

3. Какие педагогические ситуации затруднения оказались самыми сложными для Вас? Как Вы их разрешили? Приведите конкретные примеры. Каковы причины затруднений? (Недостаток знаний, практических умений, свойств и качеств личности, недостаточная помощь группового руководителя и др.).

4. Были ли проблемы в установлении отношений на уровнях: дети-дети, практикант-дети, педагог-практикант. Если были, где они в большей степени проявлялись: в образовательной деятельности, во внеурочной деятельности, при обсуждении хода и результатов практики?

5. Изменила ли практика Ваше отношение к педагогической деятельности? Как?

6. Какие проблемы в организации образования в ДОУ вы видите? Какую исследовательскую проблему вы могли бы для себя поставить?

7. Недостатки практики. Ваши предложения по ее улучшению.

8. Какие новые проблемы, вопросы по содержанию педагогической деятельности возникли у меня в результате практики?

2 часть

Задание 1. Индивидуальный план реализации проекта выпускной квалификационной работы (утвержденный научным руководителем.)

Заполните индивидуальный план реализации проекта выпускной квалификационной работы (Приложение 7). Согласуйте с научным руководителем.

Задание 2. Отчет о выполнении проекта выпускной квалификационной работы.

Руководствуясь положениями, предложенными в Приложении 8, составьте текст отчета о выполнении проекта выпускной квалификационной работы.

Задание 3. Аттестационный лист о выполнении ВКР (подписанный научным руководителем).

Заполните аттестационный лист о выполнении ВКР (Приложение 9). Согласуйте с научным руководителем.

Задание 4. Аналитико-рефлексивный отчет о прохождении практики.

Напишите в виде отдельного текста аналитико-рефлексивныйотчет по практике, руководствуясь следующими положениями.

1.​ Учреждение, где проходила практика.

2.​ С какими категориями работал(а)?

3.​ Какие трудовые действия выполнялись на практике в качестве педагога дошкольной образовательной организации (посмотрите и соотнесите с профессиональным стандартом), оцените степень вашей самостоятельности при их выполнении.

4.​ Ваши впечатления о практике. Что для Вас было самым интересным? Что для Вас стало открытием во время практики?

5.​ Анализ собственной деятельности на практике.

6.​ Проанализируйте, какие профессиональные умения, компетенции, качества сформировались (развились) у Вас за время прохождения практики в большей степени. За счет чего произошли изменения?

7.​ Проанализируйте, какие профессиональные умения, компетенции, качества требуют особого внимания, т.к. сформированы (развиты) у Вас слабо. Какие факторы препятствовали формированию (развитию) у Вас данных умений, качеств, компетенций?

Приложение 1

Схема описания мероприятия для детей дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий

· Название мероприятия.

· Цель мероприятия.

· Задачи мероприятия:

- Дидактическая: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

- Воспитывающая: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

- Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

- Социализирующая: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

· Материалы и оборудование.

· Ход занятия.

· Ожидаемый результат.

Приложение 2

Рефлексивный анализ реализации мероприятия с использованием современных образовательных технологий

1. Опишите стратегию достижения поставленной цели.

2. Опишите ход реализации мероприятия.

3. Укажите свои успехи и неудачи, объясните их причины.

4. В чем, по-вашему, были преимущества и недостатки избранных направлений достижения цели?

5. Опишите, с какими трудностями вы столкнулись, реализуя данное решение?

6. Проанализируйте пути преодоления трудностей при выполнении работы.

7. Довольны ли вы полученным результатом?

8. Довольны ли вы своим участием в работе?

9. Что бы вы сделали по-другому, реализуя данное мероприятие в следующий раз?

Приложение 3

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) развивающая предметно-пространственная среда группы ДОО должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной:

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Приложение 4

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА

Запрос учреждения (актуальная проблема): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Категория участников (возраст, краткая характеристика) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество мероприятий___________________________________________

Примерные темы (направленность) мероприятий проекта ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОГЛАСОВАНО: _______________________________________________

ФИО, должность, подпись

Приложение 6

Аттестационный лист

(заполняется научным руководителем)

1.Студент ___________________________________________________________

Ф.И.О.

2. Тема выпускной квалификационной работы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. График посещения консультаций научного руководителя:

Дата______________________ Подпись_____________________

Дата______________________ Подпись_____________________

Дата______________________ Подпись_____________________

Дата______________________ Подпись_____________________

Дата______________________ Подпись_____________________

4. Оценка готовности выпускной квалификационной работы:

А) степень разработанности 0 1 2 3 4 5

Б) степень реализованности 0 1 2 3 4 5

В) инновационность 0 1 2 3 4 5

Г) экспертиза первичных материалов 0 1 2 3 4 5

Д) степень самостоятельности в подготовке и реализации 0 1 2 3 4 5

5. Наличие оформленной практической части ВКР ________(выполнено/не выполнено)

Научный руководитель _______________

Приложение 10

Характеристика студента-практиканта

Ф.И.О.

института психолого-педагогического образования направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование».

Практика проводилась в ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Педагог ДОУ__________________________________________________________________

Мотивация деятельности

Творческая активность С желанием Безразличный
     

Отношение к труду

Ищет дополнительную работу Выполняет повседневные поручения Нуждается в постоянном контроле
     

Социальные отношения

Глубоко заинтересованный Заинтересованный Безразличный Недружественный
       

Надежность

Человек, которому можно доверять Легко поддающийся искушениям Ненадежный
     

Ответственность

Всегда принимает ответственность на себя Избегает ответственность Никогда не принимает ответственность
     

Понимание детей

Отличное Хорошее Среднее Слабое Плохое
         

Понимание взрослых

Отличное Хорошее Среднее Слабое Плохое
         

Способность наблюдать

Отличное Хорошее Среднее Слабое Плохое
         

Программа практики

по направлению «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Дошкольное образование»

Курс

Цель:включение в работу учреждения, выполнение студентом профессиональных обязанностей педагога дошкольной образовательной организации и проведение дипломного исследования.

Задачи:

1. Включение интерна в профессиональную деятельность педагога дошкольной образовательной организации и овладение базовыми трудовыми действиями.

2. Формирование навыков научно-исследовательской работы по актуальной проблеме учреждения-базы интернатуры.

3. Оценка и анализ собственной профессиональной деятельности.

Сроки практики:

1 часть - 20.11.17 – 31.12.17 практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

2 часть - 12.02.2018 - 25.02.2018 преддипломная практика.

Перечень заданий и отчетная документация:

Часть

1. Разработка развивающего мероприятия с использованием современных образовательных технологий и его реализация.

2. Организация предметно-пространственной среды группы.

3. Разработка и проведение воспитательного мероприятия по запросу образовательной организации.

4. Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей.

5. Отчет о прохождении практики.

6. Характеристика.

Часть

1. Индивидуальный план реализации проекта выпускной квалификационной работы (утвержденный научным руководителем).

2. Отчет о выполнении проекта выпускной квалификационной работы.

3. Аттестационный лист о выполнении ВКР (подписанный научным руководителем).

4. Аналитико-рефлексивный отчет.

5. Характеристика.

Методические рекомендации к практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

В рамках практики студенты изучают 3 модуля. Модули неравномерны, зависят от учебного плана, по которому обучаются студенты, но по итогам каждого проводится промежуточный контроль. Работа по выполнению каждого задания включается в технологическую карту дисциплины и влияет на получение студентом итогового рейтинга.

Для успешного освоения практики необходимо:

– планировать прохождение практики, график работы в учреждении;

– своевременно выполнять задания практик;

– не затягивать оформление отчетной документации;

– не затягивать решение вопросов, связанных с получением положительной оценки на зачете;

– в случае возникновения проблем с оформлением отчетной документации обращаться к преподавателю на кафедру в дни консультаций;

– необходимо выделить время для написания отчета, подготовки доклада для выступления на итоговой конференции по практике.

Пояснение к выполнению заданий практики

Часть

Задание 1. Разработка развивающего мероприятия с использованием современных образовательных технологий и его реализация.

Разработать конспект НОД с использованием современных образовательных технологий и реализовать его.

Отчетная документация:

1. конспект НОД (приложение 1)

2. рефлексивный анализ (приложение 2)

3. фотоотчет

Задание 2. Организация предметно-пространственной среды группы.

Изучить условия, созданные в группе ДОО (ознакомиться с вариантами организации развивающей среды: «уголок природы», «уголок музыкального развития», «уголок творческого развития», «экологический уголок» и т.д.). Проанализируйте особенности среды группы и соотнесите с требованиями ФГОС ДО (приложение 3).

Опираясь на требования ФГОС ДО кпредметно-пространственной среде организуйте один из центров активности возрастной группы.

Отчетная документация:

1. Анализ предметно-пространственной среды (в свободной форме).

2. Методическая разработка центра активности в предметно-пространственной среде группы ДОО.

Задание 3. Разработка и проведение воспитательного мероприятия по запросу образовательной организации.

На основе плана работы организации и беседы с педагогом определить тему, форму и содержание воспитательного мероприятия с детьми одной (или нескольких) возрастной группы. Разработайте сценарий (конспект) мероприятия и реализуйте его с детьми. По итогам проведения мероприятия проанализируйте полученные результаты, заполните рефлексивный отчет

Отчетная документация:

1. Сценарий (конспект) воспитательного мероприятия.

2. Рефлексивный анализ воспитательного мероприятия (Приложение 4).

Задание 4. Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей.

Продемонстрировать умение разрабатывать совместные проекты воспитателя с детьми и их родителями.

Опираясь на типологию проектов детей дошкольного возраста, предложенную Вераксой Н.Е., определите возрастную группу, цели и задачи, тип проектной деятельности. Разработайте проект (или включитесь в уже имеющийся) для совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями по определенной теме, используя этапы, характерные для выбранного типа проекта.

Отчетная документация:

1. техническое задание на разработку и реализацию проекта (Приложение 5).

2. рефлексивный анализ о результатах проектной деятельности (Приложение 6).

Задание 5. Отчет о прохождении практики.

Напишите в виде отдельного текста отчет по практике, руководствуясь следующими положениями.

1. Описание собственных действий, затруднений при их реализации, способов решения возникающих проблем.

2. Что нового приобрели, чему научились в процессе учебно-воспитательной работы с детьми, с наставником практики, с родителями воспитанников, с администрацией?

3. Какие педагогические ситуации затруднения оказались самыми сложными для Вас? Как Вы их разрешили? Приведите конкретные примеры. Каковы причины затруднений? (Недостаток знаний, практических умений, свойств и качеств личности, недостаточная помощь группового руководителя и др.).

4. Были ли проблемы в установлении отношений на уровнях: дети-дети, практикант-дети, педагог-практикант. Если были, где они в большей степени проявлялись: в образовательной деятельности, во внеурочной деятельности, при обсуждении хода и результатов практики?

5. Изменила ли практика Ваше отношение к педагогической деятельности? Как?

6. Какие проблемы в организации образования в ДОУ вы видите? Какую исследовательскую проблему вы могли бы для себя поставить?

7. Недостатки практики. Ваши предложения по ее улучшению.

8. Какие новые проблемы, вопросы по содержанию педагогической деятельности возникли у меня в результате практики?

2 часть

Задание 1. Индивидуальный план реализации проекта выпускной квалификационной работы (утвержденный научным руководителем.)

Заполните индивидуальный план реализации проекта выпускной квалификационной работы (Приложение 7). Согласуйте с научным руководителем.

Задание 2. Отчет о выполнении проекта выпускной квалификационной работы.

Руководствуясь положениями, предложенными в Приложении 8, составьте текст отчета о выполнении проекта выпускной квалификационной работы.

Задание 3. Аттестационный лист о выполнении ВКР (подписанный научным руководителем).

Заполните аттестационный лист о выполнении ВКР (Приложение 9). Согласуйте с научным руководителем.

Задание 4. Аналитико-рефлексивный отчет о прохождении практики.

Напишите в виде отдельного текста аналитико-рефлексивныйотчет по практике, руководствуясь следующими положениями.

1.​ Учреждение, где проходила практика.

2.​ С какими категориями работал(а)?

3.​ Какие трудовые действия выполнялись на практике в качестве педагога дошкольной образовательной организации (посмотрите и соотнесите с профессиональным стандартом), оцените степень вашей самостоятельности при их выполнении.

4.​ Ваши впечатления о практике. Что для Вас было самым интересным? Что для Вас стало открытием во время практики?

5.​ Анализ собственной деятельности на практике.

6.​ Проанализируйте, какие профессиональные умения, компетенции, качества сформировались (развились) у Вас за время прохождения практики в большей степени. За счет чего произошли изменения?

7.​ Проанализируйте, какие профессиональные умения, компетенции, качества требуют особого внимания, т.к. сформированы (развиты) у Вас слабо. Какие факторы препятствовали формированию (развитию) у Вас данных умений, качеств, компетенций?

Приложение 1

Схема описания мероприятия для детей дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий

· Название мероприятия.

· Цель мероприятия.

· Задачи мероприятия:

- Дидактическая: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

- Воспитывающая: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

- Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

- Социализирующая: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

· Материалы и оборудование.

· Ход занятия.

· Ожидаемый результат.

Приложение 2

Рефлексивный анализ реализации мероприятия с использованием современных образовательных технологий

1. Опишите стратегию достижения поставленной цели.

2. Опишите ход реализации мероприятия.

3. Укажите свои успехи и неудачи, объясните их причины.

4. В чем, по-вашему, были преимущества и недостатки избранных направлений достижения цели?

5. Опишите, с какими трудностями вы столкнулись, реализуя данное решение?

6. Проанализируйте пути преодоления трудностей при выполнении работы.

7. Довольны ли вы полученным результатом?

8. Довольны ли вы своим участием в работе?

9. Что бы вы сделали по-другому, реализуя данное мероприятие в следующий раз?

Приложение 3

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) развивающая предметно-пространственная среда группы ДОО должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной:

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Приложение 4

Наши рекомендации