Хранение и использование выпускной квалификационной работы

8.1. Защищенные выпускные квалификационные работы студентов хранятся в следующем порядке: один экземпляр работы (на электронном носителе) обязательно сдается документоведом кафедры/института по акту приема-передачи на хранение в Научную библиотеку Университета для последующего размещения в электронной библиотечной системе Университета; второй экземпляр работы сдается документоведом кафедры/института по акту приема-передачи для хранения на выпускающую кафедру.

При этом в актах приема-передачи фамилии студентов, научных руководителей, темы ВКР должны полностью совпадать с распоряжением заведующего кафедрой об утверждении тем ВКР и назначении научных руководителей.

8.2. Тексты выпускных квалификационных работ на электронном носителе, за исключением текстов выпускных квалификационных работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, не позднее 14дней после защиты передаются в Научную библиотеку Университета документоведом кафедры/института для размещения в электронной библиотечной системе Университета (в формате: *RTF).

8.3. Доступ лиц к текстам выпускных квалификационных работ должен быть обеспечен в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учётом изъятия производственных, технических, экономических, организационных и других сведений, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, в соответствии с решением правообладателя.

9. Требования к структуре и оформлению выпускной квалификационной работы

9.1. Структура выпускной квалификационной работы определяется спецификой исследуемой проблемы, но во всех случаях включает: обложка, титульный лист, задание на ВКР, реферат, оглавление, введение, основную часть с разбивкой на главы и параграфы, заключение, список использованных источников. При необходимости в ВКР могут быть включены дополнительные материалы(графики, таблицы и т.д.), оформленные в виде приложения. Демонстрационная часть (структурный элемент ВКР, не обязательный для дипломного проекта) или графическая часть (структурный элемент ВКР, обязательный только для дипломного проекта). Работа сопровождается отзывом руководителя (не подшивается) и рецензией (не подшивается).

9.2. Первый лист (обложка) отражает информацию об образовательной организации, где выполнялась работа, наименовании направления подготовки (специальности), теме работы (Приложение 2).

9.3. Второй (титульный) лист выпускной квалификационной работы содержит информацию об образовательной организации, где выполнялась работа, об авторе, наименовании направления подготовки (специальности), научном руководителе, допуске работы к защите, оценке, и другие сведения(Приложение 3).

9.4. На третьем листе выпускной квалификационной работы представляется информация об образовательной организации, где выполнялась работа, наименовании направления подготовки (специальности),о теме работы, авторе работы, научном руководителе, консультанте по методическому разделу, рецензенте, допуске работы к защите, оценке, и другие сведения(Приложение 4).

9.5. На четвертом листе выпускной квалификационной работы в соответствии с ГОСТ 7.9-95 – «Реферат и аннотация. Общие требования (ИСО 214-76)» размещается реферат (Приложение 5).

9.6. На пятом листе выпускной квалификационной работы размещается «Оглавление», с указанием номеров страниц, с которой начинается каждый раздел. Оглавление включает: введение, наименование всех глав, параграфов, заключение, список использованной литературы и источников, наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы выпускной квалификационной работы (Приложение 6).

9.7. Во введении раскрываются: актуальность темы, цель и задачи исследования; степень освещения темы в литературе с указанием ученых, основных научных исследований; нормативная база; практическая и теоретическая значимость работы; структура ВКР.

9.8. Основной текст необходимо распределять по главам и параграфамв соответствии с поставленными задачами. Содержание глав и параграфов должно отвечать их названиям, раскрывать содержание ВКР, заключать в себе сравнительный анализ, постановку проблем и обоснованные предложения по их разрешению. В конце каждого параграфа подводятся итоги и делаются выводы. Рекомендуется равномерное распределение материала по главам и параграфам с учетом их соответствия друг другу по объему.

Каждый структурный элемент текстового документа ВКР оформляется с новой страницы.

Обязательными частями будущей ВКР должны быть следующие основные разделы:

1. Аналитическая часть (литературный обзор) – для подготовки этого раздела необходимо ознакомление с научно-технической или нормативно-методической документацией, а при необходимости проведение патентного поиска. Это позволит критически проанализировать имеющиеся технические или технологические решения, предложить и согласовать свой вариант решения поставленной задачи, способствующий улучшению организации труда, повышению его производительности, улучшению качества выпускаемой продукции, в том числе образовательных услуг и др.;

2. Отраслевая (технологическая, конструкторская, расчетная или исследовательская) часть – данный раздел является основным в случае разработки новых решений, технологий или выполнении научно-исследовательских работ. Предполагает анализ существующего положения дел, определение несоответствий современным требованиям и предложение рекомендаций по ликвидации выявленных несоответствий;

3. Педагогическая (методическая) часть - раздел является основным в случае написания выпускной работы педагогического содержания и направленного на разработку новых технологий и дидактических средств в образовательном процессе.

В тоже время педагогическая (методическая) часть является обязательной и специфической особенностью выпускных квалификационных работ профессионально-педагогического университета. Она должна отражать связь отраслевых решений дипломного проекта (работы) с процессами обучения в системе профессионального образования, их возможное применение при обучении будущих рабочих. Поэтому в пояснительной записке отраслевой работы должен быть разработан и приведен план-конспект учебного мероприятия, тема которого связана с темой дипломного проекта (работы).

В связи с этим, в ходе прохождения преддипломной практики студентам необходимо собрать материал методического характера для использования его в разработке методической части пояснительной записки. В качестве методического задания может выступать:

– проектирование различных форм учебных занятий для учреждений системы профессионального обучения, профессионального образования (в том числе СПО), дополнительного профессионального образования по соответствующей отрасли с применением инновационных технологий обучения;

– разработка и изготовление дидактических средств;

– разработка учебно-методических материалов для обеспечения учебного процесса по дисциплинам общепрофессионального и специального циклов;

– разработка мероприятий по формированию профессионально важных качеств будущих рабочих;

– разработка диагностического инструментария в рамках учебной темы дисциплины;

– разработка учебных занятий для переподготовки и повышения квалификации рабочих предприятий;

– проектирование учебного кабинета по одной из общепрофессиональных дисциплин или спецтехнологии;

– проектирование учебных мастерских для подготовки рабочих по отрасли.

4. Экономическая часть (для дипломных проектов). Содержанием экономической части является:

– изучение применяющейся на предприятии методики определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии;

– сбор данных для анализа стоимости имеющегося на предприятии оборудования и предлагаемого в проекте в качестве замены;

– сбор материалов по текущим затратам на производство детали (изделия): объём производства (шт.), номенклатура, трудоёмкость (норма/час), разряд работы, нормы затрат и стоимости материалов, стоимость режущего инструмента, контрольно-измерительных средств и приспособлений;

– расчёт и выбор аналогичных данных по проектному решению, их анализ;

– расчёт эффективности внедрения новых методик выполнения измерений, исследований, материалов;

– расчёт затрат, направленных на аккредитацию испытательных лабораторий и сертификацию продукции и услуг;

– экономическая эффективность внедрения новых технологий и дидактических средств в образовательный процесс;

5. Охрана труда и техника безопасности (для дипломных проектов) – студент должен собрать материалы описательного характера, необходимые для разработки соответствующей части дипломного проекта (работы), применительно к требованиям кафедры охраны труда университета;

6. Охрана окружающей среды (для дипломных проектов) – должно быть дано описание соответствующих мероприятий, осуществляемых принимающей организацией с оценкой их эффективности.

Компоновка, содержание и объём 2-го и 3-го разделов является вариативной и может изменяться в соответствии с тематикой ВКР.

9.9. В заключении подводятся итоги исследования, в обобщенном виде излагаются выводы и предложения автора.

9.10. Приложения включают проекты нормативно-правовых документов, статистические и социологические анализы и обзоры, подготовленные автором, схемы, таблицы и т.д. Каждое приложение нумеруется и содержит один информационный массив.

9.11. В список использованной литературы и источников включаются все информационные источники, использованные автором (Приложение 7).

Рекомендуется выделять следующие разделы:

– нормативно-правовые акты (располагаются в зависимости от их юридической силы, при этом нормативные акты, обладающие равной юридической силой, располагаются в соответствии с календарной очередностью их принятия);

– научная литература;

– учебная и справочная литература;

– статьи в научных журналах и сборниках;

– диссертации и авторефераты диссертаций;

– материалы правоприменительной практики;

– интернет-ресурсы.

Монографии, учебники, учебные пособия, статьи, диссертации, авторефераты диссертаций рекомендуется располагать в алфавитном порядке по авторам, а если автор на титульном листе не указан, то по названию книги, учебника, учебного пособия, статьи.

В сносках указание на цитируемую страницу источника – обязательно (Приложение 8).

9.12. Текст выпускной квалификационной работы выполняетсяна одной стороне стандартных листов белой бумаги формата А4(210´297 мм) согласно ГОСТ 9327-60;межстрочный интервал – полтора (1,5). Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (кегль не менее 12). При компьютерном оформлении текстового документа ВКР рекомендуется использовать текстовый редактор MicrosoftWord: шрифт – TimesNewRoman, кегль 14. Недопустимо включать в разделы текстового документа листы с текстом, отпечатанным на ксероксе или другой аналогичной множительной аппаратуре.

Количество строк на странице – 28-32, примерное количество знаков на странице – 1500.

Листы выпускной квалификационной работы должны иметь следующие границы полей текста: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

Каждый абзац начинается с абзацного отступа, который должен составлять 1,25 см от левого поля текста и быть неизменным по всему тексте ВКР. Абзацный отступ подстрочных ссылок (сносок) должен быть равен абзацному отступу основного текста. Сноски постраничные печатаются кегль 12, шрифт Times New Roman, межстрочный интервал 1.

При наборе текста в текстовом редакторе устанавливается запрет «висячих строк», т.е. не должен осуществляться перенос на новую страницу одной (последней) или оставление на предыдущей странице одной (первой) строки абзаца. Каждый абзац должен содержать законченную мысль и состоять (в большинстве случаев) из 4÷5 предложений.

9.13. Нумерация страниц производится вверху по центру. Страницы выпускной квалификационной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, включая приложения.

Каждый структурный элемент работы (введение, наименование всех глав, заключение, список использованной литературы и источников, наименования приложений) следует начинать с новой страницы (параграфы начинаются не с новой страницы). Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Номера страниц на титульном листе и оглавлении не проставляются. Не допускаются какие-либо дополнительные, кроме номера страницы, знаки (например, нельзя указывать: -4 -, 4).

9.14. Объём основного текста работы составляет 50-60страниц, в него не входят приложения и список использованной литературы и источников.

9.15. После оформления текстового документа ВКР жестко скрепляется (прошивается). К внутренней стороне переплета приклеивается специальный конверт из плотной бумаги, в который вкладываются следующие документы:

– задание кафедры на выполнение ВКР (Приложение 9);

– отзыв руководителя (Приложение 10);

– рецензия на ВКР (Приложение 11);

– акт о принятии к внедрению результатов выпускной квалификационной работы (Приложение 12).

9.16. Текст ВКР должен быть тщательно выверен. Обязанность выверять текст и вносить соответствующие исправления лежит на авторе ВКР и научном руководителе. Научный руководитель несет полную ответственность за соответствие текстов письменных работ в печатной форме и на электронном носителе, о чем ставит подпись на обложке диска.

9.17. К выпускной квалификационной работе может прилагаться Акт о принятии к внедрению результатов выпускной квалификационной работы, включающий информацию о создании автором, положительных результатов и разработок, которые были применены в организации (компании).

Акт о внедрении результатов служит подтверждающим свидетельством к выпускной квалификационной работе в качестве подтверждения фактического значения внедренных студентом, рекомендаций и предложений для объекта исследования.

В качестве объекта исследования, на котором эффективно введение результатов, в зависимости от направления подготовки (специальности) студента выступает образовательная организация, коммерческая компания или банк, государственное или муниципальное учреждение, общество с ограниченной ответственностью или индивидуальный предприниматель.

Приложение 1

Образец заявления

Наши рекомендации