Самое страшное для неокрепшей психики подростка – это неокрепшая психика взрослого (когда взрослый сам не может быть взрослым).
I. Потребность принадлежности к группе
II. Потребность в дружбе
III. Потребность в любви
Для подростка важнобыть принятым в группу, иметь друзей.
Мотивы общения со взрослыми:
1. Подростки нуждаются в общении со взрослыми
2. Нуждаются в неформальном, неназидательном общении
3. Должна быть мотивация учебной деятельности (его надо стараться заинтересовать, выявить интересы)
4. Эмоции в подростковом возрасте (эмоциональные, обидчивые, очень резкие могут быть реакции, смена настроения, эмоционально себя плохо чувствуют).
Особенности подростков:
1. Оппозиция взрослым
2. Эмансипация
3. Группирование
4. Эмоциональная напряженность
5. Физиологические проблемы роста
6. Дисморфофобия (подросток видит свою внешность безобразной0
7. Проблемы с самооценкой
8. Недостаток жизненного опыта
У взрослого должна быть позиция «Я рядом, но ты сам!»
Проблемы с подростками:
1. Конфликтная возрастная группа
2. Агрессивность
3. Легкость возникновения патологических зависимостей
4. Трудности формирования личности, поиска идентичности, модели
5. Подверженность риску вовлечения в деструктивные группировки
6. Риск противоправных действий
7. Скрытность – опасность взрыва
8. Неэффективность правовых методов наказания, рецидивизм
Ведущая деятельность:
· Общение со сверстниками
· Общественная значимость
Новообразования:
· Бурные изменения в физиологии и внешнем образе. Половое созревание.
· Чувство взрослости
· Потребность в автономии от взрослых в суждениях и поведении
· Возникновение самосознания, потребности познать самого себя как личность
· Внутренняя рефлексия, открытие собственного Я
· Способность эмпатии по отношению к взрослым
· Потребность в идентификации со сверстниками и кумиром
· Потребность в обособлении
· Потребность быть принятым и уважаемым в коллективе сверстников
· Контролирование своего поведения, проектирование на его основе моральных норм
· Усвоение моральных норм
· Возникновение внутренней позиции
· Самовоспитание волевых качеств
· Сензитивность к социальным нормам
· Развитие социальной ответственности
· Теоретическое мышление в учебной деятельности
· Профессиональная направленность интересов и жизненных
· планов
· Появление избирательности и самостоятельности в учении
Главная задача:
Подросток должен вывести себя из меры «детей», принять себя, найти свой образ, осознать себя, научиться пользоваться выбором.
Задачи:
1.Идентификация
2.Найти формы поведения
3.Половая идентификация (внимание и принятие своего пола)
4.Научиться выстраивать отношения со взрослыми, научиться владеть собой
2. Особенности кадетского образования в современной России
Кадетское образование — четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование.
Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях, где могут, наряду с программами среднего (полного) общего образования (базовая образовательная программа, образовательные программы повышенного уровня, гимназические образовательные программы, лицейские образовательные программы), реализовываться программы профессионального начального образования, в первую очередь, начального военно-профессионального. Воспитание в кадетских учебных заведениях играет основную роль в формировании личности человека, поскольку происходит вне семейных отношений.
Отличительные особенности кадетских учебных заведений, по мнению экспертов, заключаются в следующем:
· Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших, и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе закрытого интернатного типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.
· Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.
· Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути.
· Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям (каждый из выпускных классов имеет свою направленность подготовки: гуманитарную, военную, техническую, физико-математическую и т.д.) и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и потребности в подготовке будущих специалистов.
· Воспитание, осуществляемое специально подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, долженствующих не только пройти необходимую школу военного и житейского опыта, но и быть готовым работать с подростками и юношами.
Воспитанниками кадетских учебных заведений являются, в первую очередь, дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, погибших военнослужащих, из неполных и многодетных семей, годных по состоянию здоровья, психологическим качествам к обучению в закрытых интернатах.
Воспитатели и преподаватели — специально подобранный и подготовленный персонал, осуществляющий весь спектр необходимой учебно-воспитательной работы в данных учебных заведениях. В системе кадетского воспитания и образования действуют курсы подготовки учебно-воспитательного персонала.
БИЛЕТ № 12