Самое страшное для неокрепшей психики подростка – это неокрепшая психика взрослого (когда взрослый сам не может быть взрослым).

I. Потребность принадлежности к группе

II. Потребность в дружбе

III. Потребность в любви

Для подростка важнобыть принятым в группу, иметь друзей.

Мотивы общения со взрослыми:

1. Подростки нуждаются в общении со взрослыми

2. Нуждаются в неформальном, неназидательном общении

3. Должна быть мотивация учебной деятельности (его надо стараться заинтересовать, выявить интересы)

4. Эмоции в подростковом возрасте (эмоциональные, обидчивые, очень резкие могут быть реакции, смена настроения, эмоционально себя плохо чувствуют).

Особенности подростков:

1. Оппозиция взрослым

2. Эмансипация

3. Группирование

4. Эмоциональная напряженность

5. Физиологические проблемы роста

6. Дисморфофобия (подросток видит свою внешность безобразной0

7. Проблемы с самооценкой

8. Недостаток жизненного опыта

У взрослого должна быть позиция «Я рядом, но ты сам!»

Проблемы с подростками:

1. Конфликтная возрастная группа

2. Агрессивность

3. Легкость возникновения патологических зависимостей

4. Трудности формирования личности, поиска идентичности, модели

5. Подверженность риску вовлечения в деструктивные группировки

6. Риск противоправных действий

7. Скрытность – опасность взрыва

8. Неэффективность правовых методов наказания, рецидивизм

Ведущая деятельность:

· Общение со сверстниками

· Общественная значимость

Новообразования:

· Бурные изменения в физиологии и внешнем образе. Половое созревание.

· Чувство взрослости

· Потребность в автономии от взрослых в суждениях и поведении

· Возникновение самосознания, потребности познать самого себя как личность

· Внутренняя рефлексия, открытие собственного Я

· Способность эмпатии по отношению к взрослым

· Потребность в идентификации со сверстниками и кумиром

· Потребность в обособлении

· Потребность быть принятым и уважаемым в коллективе сверстников

· Контролирование своего поведения, проектирование на его основе моральных норм

· Усвоение моральных норм

· Возникновение внутренней позиции

· Самовоспитание волевых качеств

· Сензитивность к социальным нормам

· Развитие социальной ответственности

· Теоретическое мышление в учебной деятельности

· Профессиональная направленность интересов и жизненных

· планов

· Появление избирательности и самостоятельности в учении

Главная задача:

Подросток должен вывести себя из меры «детей», принять себя, найти свой образ, осознать себя, научиться пользоваться выбором.

Задачи:

1.Идентификация

2.Найти формы поведения

3.Половая идентификация (внимание и принятие своего пола)

4.Научиться выстраивать отношения со взрослыми, научиться владеть собой

2. Особенности кадетского образования в современной России

Кадетское образование — четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование.

Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях, где могут, наряду с программами среднего (полного) общего образования (базовая образовательная программа, образовательные программы повышенного уровня, гимназические образовательные программы, лицейские образовательные программы), реализовываться программы профессионального начального образования, в первую очередь, начального военно-профессионального. Воспитание в кадетских учебных заведениях играет основную роль в формировании личности человека, поскольку происходит вне семейных отношений.

Отличительные особенности кадетских учебных заведений, по мнению экспертов, заключаются в следующем:

· Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших, и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе закрытого интернатного типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.

· Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.

· Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути.

· Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям (каждый из выпускных классов имеет свою направленность подготовки: гуманитарную, военную, техническую, физико-математическую и т.д.) и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и потребности в подготовке будущих специалистов.

· Воспитание, осуществляемое специально подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, долженствующих не только пройти необходимую школу военного и житейского опыта, но и быть готовым работать с подростками и юношами.

Воспитанниками кадетских учебных заведений являются, в первую очередь, дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, погибших военнослужащих, из неполных и многодетных семей, годных по состоянию здоровья, психологическим качествам к обучению в закрытых интернатах.

Воспитатели и преподаватели — специально подобранный и подготовленный персонал, осуществляющий весь спектр необходимой учебно-воспитательной работы в данных учебных заведениях. В системе кадетского воспитания и образования действуют курсы подготовки учебно-воспитательного персонала.

БИЛЕТ № 12

Наши рекомендации