По модальности сохраняемой информации
Ø Зрительная
Ø Слуховая
Ø Тактильная
Ø Кинестетическая ….
По способу запоминания
Ø Механическая
Ø Логическая
По целенаправленности запоминания
Ø Произвольное запоминание
Ø Непроизвольное запоминание
Анемические процессы:
Ø Запоминание – процесс запечатления новой информации.
Ø Сохранение – удержание в памяти полученной информации.
Ø Воспроизведение – актуализация сохраняемой информации.
Ø Узнавание - воспроизведение образа при повторном предъявлении объекта.
Ø «Забывание» - невозможность воспроизвести ранее закрепленную информацию.
Вопрос 2.Основные характеристики средств педагогической поддержки ребенка
Средства поддержки ребенка | Проф. кредо и оправданные позиции | Логика педагогических действий |
Диалог. общение | Позиции: «актуализатор проблемы», «активный слушатель», «исследователь», «эксперт». | · Установление эмоционального контакта; актуализация предмета общения; · выявление позиций участников диалогического общения относительно обсуждаемого предмета; · стимулирование поиска собственных смыслов ребенка в процессе обсуждения; · создание общего смыслового поля видения предмета общения. |
Средства поддержки ребенка | Профессиональное кредо и оправданные позиции | Логика педагогических действий |
Рефлексия | Ребенок сам для себя может многое сделать, если будет знать, в каком направлении ему двигаться. Позиции: «организатор», «исследователь», «проводник», «оппонент» | · Актуализация потребности в самопознании · Создание информационного пространства · Овладение механизмом самоанализа и проектирования развития позитивной « Я концепции» |
Детско-взрослая экспертиза | Пусть к себе и друг к другу (взрослых и детей) становится реальностью, если обе стороны на равных влияют на организацию совместной жизнедеятельности. Позиция «Эксперт», «Тренер», «Организатор». | Создание экспертных групп; выявление предварительных ожиданий; согласование позиций и постановка целей; организация обучающих семинаров; планирование деятельности экспертной группы и определение критериев экспертизы; выявление и обобщение проблем школьной жизни. |
БИЛЕТ № 5
Вопрос 1. Эмоции и чувства.
Эмоции и чувства – это то, без чего наша жизнь не была бы такой интересной и наполненной впечатлениями. Функции чувств в психологии весьма разнообразны, и чтобы разобраться в них более детально, можно обратиться к простым классификациям.
Эмоции и чувства в психологии
Эмоциями называют конкретные ощущения, которые человек переживает здесь и сейчас. Это ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам. У эмоций есть свои основные функции:
1. Сигнальная. Мы испытываем эмоции в те моменты, когда у нас есть какая-либо потребность.
2. Регуляторная. Эмоции позволяют человеку вести себя сообразно ситуации, исходя из норм, свойственных для общества, в котором живет человек. Кроме этого, эмоции позволяют оценивать ситуации.
3. Мотивационная. Чтобы человек начал действовать, ему нужны эмоции. Все мы по сути своей склонны к тому, чтобы переживать как можно больше различных ощущений, и отрицательных, и положительных.
Несмотря на то, что эмоции играют очень важную роль в жизни человека, мало кто из нас умеет или хотя бы стремится научиться понимать чужие впечатления. Кроме того, даже своими собственными чувствами и эмоциями умеет управлять отнюдь не каждый человек.
Психология разграничивает эмоции, чувства и волю. И каждое из этих направлений получает массу своих отдельных видов и ответвлений. Например, существует несколько видов эмоций:
1. Возбуждение – успокоение.
2. Удовольствие – неудовольствие.
3. Напряжение – разрешение.
4. Стенические (активность) и астенические (уныние, бессилие).
Так постепенно мы подобрались к определению чувств в психологии, ведь это – ни что иное, как устойчивые эмоциональные реакции на объекты. Чувства могут расцениваться как свойство характера, и указывает на определенные пристрастия и антипатии.
Свойства чувств в психологии
Как и в случае с эмоциями, понятие чувства в психологии позволяет создать определенную классификацию. Они могут быть:
1. Интеллектуальные чувства. Они связаны с познанием и возникают в ходе научной или учебной работы - это удивление, уверенность, любопытство, неуверенность, сомнение, любознательность, недоумение.
2. Нравственные чувства. Они связаны с отношением человека к общественной морали. Сюда относят долг, совесть, уважение и презрение, симпатию и антипатию, патриотизм и прочее.
3. Эстетические чувства. Они связаны с эстетическими потребностями. Это чувства прекрасного, возвышенного, безобразного, низменного и т.д.
4. Чувства справедливости. Люди болезненно реагируют на любую несправедливость, и стремятся выглядеть достойно и независимо в любой, даже самой угнетающей ситуации.
Психология человека различает чувства по силе, скорости возникновения и продолжительности. Одни возникают быстро и также быстро улетучиваются, другие медленны и стабильны. В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:
1. Эмоциональный тон. Это непосредственные переживания и ощущения, которые относятся к каждому объекту реальности.
2. Настроение. Это переживания слабой или средней силы и относительно устойчивые.
3. Страсть. Это устойчивое, длительное состояние. Оно связано с сильным накалом страстей. В позитивном смысле это отличный мотиватор, но страсть же и порождает зависимости.
4. Аффекты. Это чрезвычайно сильные, быстрые и бурные эмоциональные состояния, которые быстро проходят. Возникают в связи с внезапными шокирующими событиями.
5. Воодушевление. Это состояние большой устремлённости к определенной деятельности.
6. Амбивалентность. Это противоречивость переживаемых эмоций. 7. Апатия. Это последствие утомления или сильного переживания, которое протекает как безразличие к жизни.
8. Депрессия. Это подавленное состояние, в котором у человека нет желаний и все видится в мрачном свете.
9. Стресс. Это эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое нередко требует специальных восстановительных процедур.
10. Фрустрация. Это состояние дезорганизации сознания из-за серьезных препятствий на пути к цели.
Обладая такими знаниями о чувствах и эмоциях, становится проще понимать себя и окружающих.
Вопрос 2. Педагогическая поддержка: содержание тактики «Защита»
Кредо тактики "защита": «Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств».
Педагог:
а) через позицию «педагогической адвокатуры» защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие;
б) через позицию «буфера» смягчает негативные обстоятельства;
в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами. «Защита» используется в ситуации, когда по тем или иным обстоятельствам ребёнок становится «белой вороной», «гадким утёнком», «не таким, как все», вызывающим раздражение окружающих. Она квалифицирует как недопустимое, недостойное действие попытку взрослых «клеить на ребёнка ярлык неуспешности» — поскольку это прямое и целенаправленное посягательство на его самооценку, которая способствует стойкому неверию в свои силы, в себя — могущего стать хорошим и достойным человеком, «не хуже всех».
Педагог, защищающий ребенка, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Данная позиция состоит в том, что «адвокат» согласен с ребёнком, который в ситуации явной неуспешности заявляет: «Я не виновен. Я хочу быть в жизни успешным, и в этом я такой же Человек, как все!». Задача «адвоката» не разоблачать общественные пороки, а помочь конкретному человеку. Ему нужно «защищая — не нападать».
Умения и способности педагога, которые помогут в решении этой задачи:
- умение, разбираясь в функциональных конфликтах, не втягиваться в конфликты межличностные;
- умение занять организационную позицию по объединению вокруг себя людей, готовых так или иначе способствовать реализации прав ребёнка;
- готовность, оппонируя сложившейся в школе системе, демонстрировать свою добросовестность в её рамках, намерение связывать со школой свои дальнейшие планы, длительное время находиться вместе с проблемными детьми и т.д.;
- способность реально влиять на развитие системы, исподволь преобразовывая её;
- умение для реализации целей, связанных с педагогической поддержкой, использовать внешние ресурсы, находящиеся за пределами школы; выступать по отношению к коллегам не столько «ходячим обвинением», сколько источником новых возможностей.
БИЛЕТ № 6