Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация

Медицинские исследования причин нарушения слухауказыва­ют на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосу­дистые расстройства, механические, акустические или контузион-ные травмы и т. д. По своей причине тугоухость и глухоту подраз­деляют на наследственную, врожденную и приобретенную. Нару­шения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. В числе причин значительное место занимают последствия острого воспа­ления среднего уха. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и др.) и связанной с этими заболеваниями непроходимостью евста­хиевой трубы. Наиболее серьезно отражаются на слухе эти забо­левания в тех случаях, когда они возникают в раннем возрасте.

При менингите нарушение слуха возникает вследствие пораже­ния звуковоспринимающего аппарата, при других детских инфек­циях слуховая функция может пострадать как в результате пора­жения среднего уха, так и в результате заболевания нервного вос­принимающего аппарата. Заболевание звуковоспринимающего аппарата ведет, как правило, к более тяжелым нарушениям слухо­вой функции, чем заболевания среднего и наружного уха.

К числу сравнительно редко встречающихся причин нарушения слуха можно отнести поражения центральных отделов слухового анализатора, возникающие в результате повреждений или заболе­ваний головного мозга (энцефалит, черепно-мозговая травма, кровоизлияние, опухоль). При таких поражениях наблюдается либо небольшое понижение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность анализа, синтеза, и, сле­довательно, понимания того, что человек слышит.

Специалисты обращают внимание на выраженную зависи­мость распространенности и причины различных видов тугоухо­сти от принадлежности детей к той или иной возрастной группе. Так, если на первом году жизни преобладает наследственный и врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем возрастает роль приобретенных факторов понижения слуха. Сре­ди последних главное место наряду с последствиями воспалитель­ных заболеваний органа слуха занимают неадекватное примене­ние ототоксических медикаментов, в частности антибиотиков, Длительное воздействие звуковых раздражителей предельной ин­тенсивности (например, широко распространенное в настоящее время среди молодежи использование современной аудиомузы-кальной техники - плейеров).

Важное значение имеет определение критериев риска возмож­ности нарушений слуха у ребенка раннего возраста, которые мож­но установить на основе тщательного изучения анамнестических данных. Это прежде всего вирусные заболевания матери в первом триместре беременности, особенно такие, как краснуха, корь, грипп, вирус герпеса. Нарушения слуха часто сочетаются с раз­личными врожденными пороками развития, например расщели­нами губы и нёба, а также при недоношенности, когда вес при рождении составляет менее 1500 г. На состояние слуховой функ­ции могут отрицательно влиять неблагополучные роды.

Причиной нарушений слуха могут быть алкоголизм матери во время беременности, проявление в период новорожденности жел­тухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся также дети с различными хромосомными и наследственными за­болеваниями или имеющие родителей или родственников с врож­денными дефектами слуха. Однако процент наследственной пере­дачи глухоты не настолько велик, как принято считать: по дан­ным зарубежной статистики, почти 90% детей, рожденных от глу­хих родителей, не имеют нарушений слуха.

Диагностика состояния слуховой функции человеканаходится сегодня на таком уровне развития, который позволяет определять у ребенка нарушение слуха еще до его рождения или в первые ча­сы и дни после рождения.

Место и степень поражения слуха определяются при помощи аудиометрии,с применением специальных методов. Существуют тональная аудиометрия, речевая аудиометрия, детская аудиомет-рия, аудиометрия раннего возраста, импеданс-аудиометрия, элек­трокорковая аудиометрия и др.

Тональная аудиометрия - исследование слуха при помощи аудиометра, подающего простейшие сигналы (тоны), изменяемые по частоте и силе звука. Задача обследуемого - внимательно сле­дить за своим восприятием звуков и информировать аудиолога о том, слышит ли он тот или иной звук. Результаты восприятия ос­новных тонов по частоте (в герцах) и по интенсивности (в децибе­лах) фиксируются в аудиограмме. Тональная аудиометрия применя­ется при обследовании состояния слуховой функции у взрослых и детей такого возраста, когда ребенок уже способен ответственно подойти к этой процедуре (в 8-10 лет). Для детей раннего и до­школьного возраста этот способ исследования слуха неэффективен.

Речевая аудиометрия позволяет определить у слабослышащего область его речевого слуха и уровень понимания речи. Воспри­ятие слабослышащим специально подобранных списков высоко частотных и низкочастотных слов переменной громкости позво­ляет аудиологам определить реальные границы восприятия и по­нимания слабослышащим словесной речи и соответственно более точно подобрать и настроить для него слуховой аппарат.

Приемы речевой аудиометрии позволяют педагогу массового детского сада или школы, родителям без специальных техниче­ских средств провести первичную проверку слуха у ребенка при наличии симптомов его нарушения.

Выбор способа исследования слуха у детей зависит от возраста ребенка, его зрелости, способности к концентрации внимания, готовности к сотрудничеству, а также от его самочувствия на мо­мент обследования.

Существует два основных способа исследования слуха у ма­леньких детей: до и после трех лет.

Для исследования слуха у детей от года до трех лет использует­ся метод рефлекторной реакции на звук (ребенок может моргнуть, замереть, сделать паузу в игре с игрушками и поднять глаза, на­чать оглядываться, чтобы увидеть, что происходит у него за спи­ной и найти источник звука. Очень маленький ребенок может за­плакать). Меняя громкость и тональность звука, внимательно на­блюдая за реакциями ребенка, специалисты, регистрируя все на­блюдения, постепенно могут составить примерную аудиограмму, которая тем не менее не будет отражать абсолютно точно состоя­ние слуховой функции ребенка.

У детей после трех лет исследование слуха проводится с помо­щью игровой аудиометрии. Применяется та же аппаратура, что и при обследовании взрослых, но способ обследования иной: ре­бенка постепенно готовят к обследованию слуха, вводя в ситуа­цию с помощью игры, которая ему доступна. Например, ребенок при каждом восприятии услышанного им звукового тона кладет в стоящую перед ним коробочку кубик (или совершает какое-либо другое, интересное для него игровое действие).

Для получения объективных данных о слухе (когда активное участие человека в процессе обследования не требуется) могут ис­пользоваться объективные методы: импеданс-аудиометрия (иссле­дование реакции барабанной перепонки), исследование электри­ческих потенциалов мозга и слуховых нервов (электрокорковая аудиометрия).

Технические возможности компенсации утраченной или нару­шенной слуховой функцииотражают развитие возможностей тех­ники и технологий в целом. Прообраз первого слухового аппарата (микрофон и телефонная трубка), телефон, был изобретен А. Г. Бел-лом в 1875 г. В начале XX в. была изобретена электронная лампа, позволяющая во много раз усиливать электрические колебания, что сняло все препятствия для развития производства слуховых аппаратов. С тех пор технический прогресс в создании слуховых аппаратов был направлен на:

миниатюризацию (от устройства значительных размеров до современного слухового аппарата, свободно помещающегося в наружном слуховом проходе в виде вкладыша);

совершенствование качества передачи звуковой информации;

комфортность пользования;

учет характера нарушения слуха и индивидуальных особенно­стей органа слуха и возможностей каждого пользователя;

надежность.

Современная микроэлектроника и компьютеризация позволя­ют создавать не только весьма совершенные слуховые аппараты, но и дополнять их аппаратурой, увеличивающей возможности слухового аппарата, например дополнительным микрофоном для получения более полной звуковой информации.

Сегодня осуществляется компьютерный подбор индивиду­альных слуховых аппаратов на основе многочисленных индиви­дуальных характеристик слуховых и других данных пациента; в слуховом аппарате программируются его индивидуальные дан­ные, которые могут быть восстановлены при ремонте аппарата или замене каких-либо его блоков. Устанавливаются сенсорное включение и регулировка слухового аппарата, идет поиск более совершенных материалов для изготовления деталей слуховых аппаратов, не подвергающихся окислению и иным неблагопри­ятным воздействиям окружающей среды (например, керамиче­ские материалы).

Высокий уровень развития медицины, техники и технологий позволяет сегодня в отдельных случаях посредством операции вер­нуть слух при помощи кохлеарной имплантации. Кохлеарная им­плантация - это частичная имплантация (за ушной раковиной) при помощи хирургического вмешательства высокоразвитой электронной слухопротезирующей системы.

Далеко не всем неслышащим специалисты рекомендуют кохле-арную имплантацию. Она показана тем, кто отвечает следующим медицинским, психологическим и логопедическим критериям:

имеет место полная двусторонняя глухота, невозможно поль­зование общепринятыми слуховыми аппаратами, имеются функ­ционирующие нервные волокна, отсутствуют заболевания средне­го уха и заболевания, ослабляющие иммунную систему, имеется общее хорошее состояние здоровья;

сформированы удовлетворительные речевые навыки, отсутст­вует снижение интеллектуальных возможностей и нет психических заболеваний, имеется удовлетворительное социальное окружение, существуют реалистические ожидания последствий данной опера­ции и позитивная мотивация;

детям раннего возраста, когда процесс речеслухового и психи­ческого развития не приобрел отклоняющийся характер.

Следует также иметь в виду, что кохлеарный имплантат требу­ет периодической (раз в несколько лет) замены с помощью хирур­гического вмешательства.

Сегодня в сообществе неслышащих кохлеарная имплантация не воспринимается однозначно положительно. Глухие родители нередко считают нецелесообразным и неэтичным вмешиваться в судьбу своего глухого ребенка такой операцией, а глухие от рождения не всегда стремятся ее сделать не только из-за весьма высокой стоимости, но и понимая, что такая операция может круто изменить всю жизнь, разрушая прежний образ жизни, круг общения, сложившиеся социальные отношения, восприятие мира и пр.

Наши рекомендации