Специализация «Менеджмент спортивных и активных видов туризма».

В понятие «активный туризм» входят все виды туристских путешествий, которые характеризуются активным способом передвижения по маршруту, т.е. с затратой собственных физических усилий туриста. В Казахстане для иностранных клиентов культивируются горные, водные, велосипедные (маутинбайк) путешествия. Это направление туристского дела весьма выгодно экономически, т.к. способствует поступлению валюты и республику, созданию дополнительных рабочих мест и т.п. Фирм, занимающихся этим направлением в Казахстане мало, т.к. не хватает специалистов. Поэтому рынок труда в этой части туристского дела весьма перспективен для выпускников факультета.

Студенты выбравшие данную специализацию дополнительно изучают такие учебные дисциплины как основы техники тактики активных видов туризма, биологические основы активных видов туризма, туристско-спортивная подготовка по избранному виду туризма, методы научных исследование в спортивном туризме.

Два года (четыре семестра) студенты слушают все учебные дисциплины вместе. В первом семестре 3 курса студентам читается дисциплина «Содержание и методика написания дипломных сочинений »управление туризмом«. После этого студенты выбирают тему дипломной работы, за каждым из них закрепляется научный руководитель, начинается сбор материала на шестинедельной производственной практике в туристской фирме, культивирующей данное направление туризма. На 4-м курсе студенты по избранной теме слушают спецкурсы и проходят преддипломную практику в турфирмах в соответствии с избранной специализацией. Предварительный выбор специализации »Менеджмент спортивных и активных видов туризма« производятся по результатам учебно-производственных полевых практик (по четыре недели на первом и втором курсе), где выявляется способность тех или иных студентов к прохождению категорийных маршрутов по водному, горному, велосипедному или другому виду туризма.

25 августа 1994 года приказом Министерства образования Республики Казахстан № 427 был утвержден нормативный документ «Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан». Этот документ, согласно статьи 4 «Закона Республики Казахстан об образовании», определяет необходимый минимальный уровень требований к выпускникам учреждений образования различных типов, отраженных в соответствующих нормативных документах, утвержденных Правительством или Министерством образования Республики Казахстан.

Государственный стандарт высшего образования определял:

- перечни направлений подготовки, специальностей высшего и среднего специального образования по которым ведется подготовка специалистов в вузах Казахстана;

- уровни в структуре высшего образования республики;

- требования к уровню подготовки выпускников;

- максимальный объем учебной нагрузки студентов;

- обязательный минимум содержания обучения;

- формы документов о получении соответствующего уровня высшего образования;

- правила государственного контроля за соблюдением стандарта и качеством подготовки специалистов.

Госстандарт распространяет свое действие на все вузы Казахстана, вне зависимости от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Проект нового "Государственного общеобразовательного стандарта образования Республики Казахстан. Образование высшее базовое (бакалавриат)" был принят в начале 2004 года. Стандарт разработан в соответствии с измененным законом Республики Казахстан "Об образовании" и определяет основные принципы государственной политики в области высшего образования.

Стандарт обеспечивает реализацию международных требований уровню подготовки специалистов с высшем образованием в условиях интеграции в мировое образовательное пространство. Стандарт определяет основные подходы в организации учебного процесса по кредитной системе обучения, обеспечение их образовательных интересов, создание конкуренции между преподавателями, совершенствование различных методов обучения и форм контроля качества. Обеспечиваются применение дифференцированного, индивидуального подхода к обучающимся, развитие у обучающихся способностей к самообразованию, большие свободы в выборе педагогами методов обучения, организации и содержания учебного процесса. Стандарт призван на деле реализовать принцип демократического характера управления образованием, расширения границ академической свободы и полномочий высших учебных заведений, что обеспечит соответствие системы высшего образования и научных исследований к изменяющимся потребностям общества Стандарт устанавливает обязательный минимум знаний, умений, навыков и компетенций, который должен иметь выпускник-бакалавр при окончании вуза. Это позволит обеспечить конвертируемость документов об образовании, признание уровня подготовки специалистов в других странах.

В структуре высшего образования Республики Казахстан в соответствии с реализацией различных образовательно-профессиональных программ устанавливается 2 уровня:

I. Бакалавриат;

II. Магистратура.

В РК устанавливаются - академические степени: бакалавр; магистр наук (искусств). После получения академической степени магистра специалист после защиты соответствующей диссертации может претендовать на получение ученой степени доктора наук.

БАКАЛАВР - (от лат. слова - вассальный земледелец) - в большинстве зарубежных стран первая ученая степень в системе многоступенчатого высшего образования, присваиваемая по завершении 4-летнего обучения первого уровня, после успешной сдачи государственных экзаменов и (или), как правило, защиты выпускной работы. Во Франции автоматически присваивается по окончанию полной средней школы и дает право поступления в университет. БАКАЛАВРИАТ - система и форма подготовки многоступенчатого высшего образования (44,43).

МАГИСТР (от лат. - начальник, наставник, учитель) - вторая, средняя (между бакалавром и доктором наук) ученая степень в большинстве зарубежных стран в системе многоступенчатого высшего образования, присваиваемая лицам, окончившим университет, колледж (имеющим степень бакалавра, после 1-2 годичного обучения и публичной защиты диплома или магистрской диссертации); магистр наук - в дореволюционной России - первая, низшая ученая степень (44,230).

МАГИСТРАТУРА (от «магистр») - система и форма подготовки специалистов с законченным высшим образование (со степенью бакалавра) в большинстве стран Запада, в течение 1-2 лет, с защитой диплома или магистрской диссертации (44, 230).

Степень бакалавра (по направлению подготовки или по специальности) присуждается лицам, освоившим бакалаврскую программу основного высшего образования. Степень магистра наук (искусств) присуждается лицам, получившим углубленное университетское образование. Квалификация «специалист» и степень бакалавра присваивается по результатам итоговой аттестации выпускника Государственной квалификационной комиссией.

Степень магистра наук (искусств) присуждается решением ученого Совета высшего учебного заведения (факультета) по рекомендации специально созданного им органа.

Рабочие учебные планы и программы разрабатываются на основе структуры соответствующих образовательно-профессиональных программ в соответствии с требованиями к учебно-программной документации и утверждаются учеными советами вузов (факультетов).

В качестве государственных компонентов в образовательно-профессиональной программе, и следовательно, в учебные планы вузов обязательно включаются дисциплины, определяемые законами РК (например, казахский язык, русский язык, (Закон о языках), охрана труда (Закон об охране труда) и т.д.).

Лицам, освоившим бакалаврскую программу, выдается: в традиционных университетах - диплом бакалавра с присвоением квалификации по полученной специальности, в других вузах - аттестат о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления подготовки.

Лицам, освоившим образовательно-научную программу магистратуры, выдается диплом о присуждении академической степени магистра наук (искусств) с указанием специальности и специализации.

Образцы документов по каждому уровню образования, выдаваемые выпускникам вузов утверждаются Министерством образования РК.

Признание в РК документов о высшем образовании, полученных гражданами республики в учебных заведениях зарубежных стран и выдача соответствующих удостоверений осуществляется в порядке, установленном Министерством образования и науки.

Система контроля за качеством подготовки должна включать специальную проверку достижения уровня обязательной подготовки. Проверка соответствия знаний и умений студентов должна осуществляться на рубежных этапах учебного процесса и ориентироваться на итоговые результаты обучения, в частности, в конце каждого уровня обучения.

Средства контроля должны отвечать требованиям теории измерения качеств личности, в частности, теории тестирования. Содержание включенных в них заданий определяется на основе многолетних теоретико-экспериментальных исследований и должно обеспечить полноту и объективность проверок. Работы должны быть достаточно простыми по форме, пригодны для массовой проверки и иметь критерии оценивания (например, указывается сколько заданий необходимо выполнить верно для получения положительной оценки).

Т.о., тесты и контрольные задания для оценки уровня и качества подготовки по определенным специальностям должны носить характер стандартизированных материалов.

Контроль за соблюдением стандарта высшего образования осуществляют Министерство образования и науки РК, ведомственные органы управления вузами, органы аттестации, аккредитации и лицензирования вузов. Ректоры вузов несут персональную ответственность за реализацию гос. компонента содержания обучения и в целом за соблюдение Госстандарта высшего образования. Невыполнение настоящего стандарта влечет за собой лишение вуза права на выдачу выпускникам документа о высшем образовании государственного образца.

Для пояснения профиля будущего специалиста обучающегося на факультете следует дать определение понятий «менеджмент» и «менеджер»

МЕНЕДЖМЕНТ - (от англ. - управление) - форма управления предприятием в условиях рыночной экономики, цель которой - достижение наивысшей эффективности материального и духовного производства, повышение качества продукции и увеличение прибыли (44, 240).

МЕНЕДЖЕР - (англ. - управляющий) – 1) наемный руководитель производства, администратор, профессиональный управляющий, обладающий ограниченной самостоятельностью в административно-хозяйственной сфере; 2) участник руководящей группы банковских синдикатов, осуществляющих эмиссию и размещение облигационных займов на рынке капиталов; 3) тренер и организатор выступления спортсменов-профессионалов (44, 240).

Профессиональные знания и умения будущих менеджеров туризма формируются квалифицированными педагогами через такие учебные предметы как введение в специальность, основы туристско-краеведческой деятельности, картографическое обеспечение туристского бизнеса, основы географии туризма, экскурсоведение, организация и планирование туристского бизнеса, основы техники и тактики активных видов туризма, гостиничный менеджмент и другие,

На факультете туризма действуют две формы обучения: дневная и заочная. Желающие могут получить и второе высшее образование поступив на 4 курс и занимаясь по индивидуальному учебному плану на факультете послевузовского и дополнительного образования.

Выпускнику КазАСТ выдается согласно имеющейся лицензии диплом о высшем образовании государственного образца, аккредитованный в государствах СНГ и других странах на основе межгосударственных соглашений. Дипломом (от греч. слова - лист, документ, сложенный вдвое) называется официальное свидетельство об окончании учебного заведения, а также о присвоении ученого звания или ученой степени.

Для того, чтобы подготовка будущих специалистов осуществлялась на научной основе, преподаватели факультета туризма постоянно работают над усовершенствованием модели подготовки менеджера туризма в высшем учебном заведении. Под моделью специалиста исследователями понимается перечень знаний и умений, которыми должен обладать выпускник вуза, развернутый до уровня учебного плана.

Совершенствование модели подготовки студентов ФТ осуществляется путем максимального ее приближения к модели реальной деятельности менеджера современной туристско-экскурсионной структуры, а для этого специалисты ФТ осуществляют т.н. мониторинг.

МОНИТОРИНГ (англ.) – 1) регулярное наблюдение, оценки и прогноз (с помощью электронного ср-ва) состояния окружающей среды, а также различных процессов происходящих в некоторых странах; 2) сбор информации с целью изучения общественного мнения по какому-либо вопросу (44, 255).

На основании проведенного мониторинга совершенствуются учебные программы и пособия традиционных предметов и создаются Новые программы и учебные средства. Многие из этих программ в средств являются исключительным достижением преподавателей факультета - т.н. „ноу-хау".

НОУ-ХАУ (от агл. - знать как) – 1) мастерство, умение, практическая сметка, высококвалифицированная работа; компетенция и опыт, приобретаемые длительной практикой; 2) техническая, технологическая или коммерческая информация о производстве, изготовлении чего-либо, оказании услуг, производственном опыте и т.п. в виде спец. технической документации, являющаяся товаром на национальном и международном рынке; используется в лицензиях, соглашениях, договорах о техническом сотрудничестве (44, 279).

Управление учебно-воспитательным процессом на факультете туризма осуществляется деканом и сотрудниками деканата.

ДЕКАН - (от лат. - десятник) руководитель факультета в вузе.

ДЕКАНАТ - административно-учебное управление факультетом вуза, возглавляемого деканом (44, 101).

Выпускники факультета туризма КазАСТ имеют возможность работать менеджерами, главными менеджерами, коммерческими директорами туристско-экскурсионных структур всех направлений туристского бизнеса и разных форм собственности. Однако приобщение студентов к профессиональной деятельности происходит уже в процессе обучения через практические занятия в туристских фирмах, летнюю работу в бригадах сопровождения иностранных туристов и сотрудничество в туристском агентстве при факультете. Некоторые студенты вечернего и заочного отделения начинают работатьв турфирмах на менеджерских должностях. Дальнейшие профессиональные перспективы студентов КазАСТ зависят от их дисциплинированности, трудолюбия и уровня подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азар В.И. Введение в экономику иностранного туризма: Вопросы методологии. М., Экономика, 1975.

2. Акимов П. Каникулярные занятия и развлечения учеников средне-учебных заведений - Русская школа, 1991, № 1-4.

3. Ананьев М.А. Основы международного туризма. М., 1978.

4. Арепьев Н. Общеобразовательные экскурсии в средней школе - Русская школа, 1990, № 5-6.

5. Бедные богатые китайские дети - Караван, 21.10.94.

6. Берг А.А. География развития экскурсионного дела в дореволюционной России // Проблемы территориальной организации туризма и отдыха. Ставрополь, 1978.

7. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.- СПБ, 1999-310 с.

8. Вододохов А.А. Горный туризм. Алма-Ата, Казахстан, 1974, С.4. Вуколов В.Н. Введение в специальность. Алматы, 1995.

9. Вуколов В.Н. История и практика туризма. Программа учебного курса для учащихся 11 класса. Алматы, 1996.

10. Вуколов В.Н. История и теория международного туризма. Программа учебного курса. Часть 1,2. Алматы, 2000.

11. Вуколов В.Н. К вопросу о движущих факторах и периодизации истории туризма // Теория и методика физической культуры, 2000, №2, с. 31-36.

12. Вуколов В.Н., Закирьянов К.Х. Международный опыт и региональные особенности стандартов туристского образования в Республике Казахстан // Международная научно-практическая конференция посвященная 10-летию независимости РК "Актуальные проблемы теории и практики физической культуры", Алматы, 2001.

13. Вуколов В.Н. О возможности формирования "Концепции совместного функционирования туристской индустрии в республиках Средней Азии и Казахстана // Вестник "САМАN" вып. 3, 1997, с.16-22.

14. Вуколов В.Н. Основы техники и тактики активных видов туризма. Алматы, 1996-242 с.

15. Вуколов В.Н. По Северному Тянь-Шаню М., Профиздат, 1991-240с.

16. Вуколов В.Н. Современная практика коммерческого туризма в Республике Казахстан. Алматы, 1997-42с.

17. Вуколов В.Н. Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях. Алматы, 1999-266с.

18. Вуколов В.Н. Туризм. Альпинизм. // Казахстанская книга рекордов - 1999. КИНЭС, Алматы, 1999, с.с. 43-46.

19. Вуколов В.Н. Активным видам туризма - зеленую улицу // Вестник гор, 2000 №1.

20. Вуколов В.Н. Туризм // Республика Казахстан., Энциклопедический справочник. "Казаº энциклопедиясы" 2001, с. 569-576.

21. Вуколов В.Н. Никитинский Е.С. Экологический туризм: научные понятия и реальная действительность // Теория и методика физической культуры, 2001, №1, с. 28-30.

22. Высокогорные перевалы: перечень высокогорных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня. Сост: В.Арсенин, В.Вуколов, Р.Деянов, А.Джулий, Л.Директор, А.Ярошевский и др. М., 2001-406с.

23. Выпуск № 159 Российского бюро путешествий „Пилигрим" - ТВ - Россия, 18.02.95.

24. Героический поход Байкал - Мурманск завершен // Правда, 1935, 5 мая.

25. Гориневская А., Иттин В., Калиновский А. и др. За здоровый туризм. // На суше и на море, 1932, №28-30.

26. Гурвич Л. - Туризм и отдых - На суше и на море, 1932, № 8.

27. Двенадцать месяцев путешествий. Туристские маршруты. Сост. В.И.Степанова, Л.Г.Лезговко, Л.П.Тертус. Алма-Ата, Казахстан, 1977.

28. Дворниченко В.В. Развитие туризма в СССР. М., 1985.

29. Дильмухамедов О.Е. Историко-краеведческая работа с учащимися по месту жительства. Алма-Ата, 1987.

30. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Издательство Ростовского университета. 1988.

31. Единая спортивная классификация Республики Казахстан на 1997-2000 г.г. Алматы, Альфараби, 1997.

32. Ердавлетов С.Р. География туризма Казахстана. Алма-Ата, Галым, 1992, с.83-85.

33. Ердавлетов С.Р. Туризм в свете науки - Круиз - Новое поколение, №3(90)20.01.95.

34. Ердавлетов С.Р. География туризма: История, теория, методы, практика. Алматы, 2000-333с.

35. Жиздыбаев Т.К. Школьный туризм и краеведение Республики Казахстан. Алматы, 2001-165 с.

36. За здоровый туризм. - На суше и на море, 1932, № 28-30.

37. Зеленин С.М., Никольский В.В. Основы туризма. Киев, Здоровье, 1975-200с.

38. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. М., Сов. спорт, 1999.

39. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития. М., Сов. спорт, 1998.

40. Концепция развития туризма в Республике Казахстан. Одобрено пост. Правительства РК от 6 марта 2001 г. №333 // Туристская деятельность, Алматы, 2003, с.с. 16-30.

41. Кондор А. Выставка туризма - Караван, 16.02.95.

42. Краткий справочник туриста. Изд. З. Сост. Ю.А.Штюрмер. М., 1985.

43. Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. М., 1999.

44. Краткий словарь современных понятий и терминов. М., Республика, 1993.

45. Кушенова Л. - Великий шелковый...от реставрации к возрождению - Круиз - Новое поколение, 16.02.94.

46. Ларина Г. Америка - страна толстых - Караван, 21.10.94.

47. Луговьер Д. - Факультет в Баку, Турист, 1978, № 3.

48. Мельников Н.П. К истории альпинизма в России - В кн.: Записки горного клуба 1892 г., вып.2.

49. Москва - Астрахань на байдарке - Катера и яхты, 1967, № 11.

50. На Боровском кургане - На суше и на море, 1932, № 7.

51. Накатков Ю.С. История туризма в Казахстане. Алматы, 2001.

52. Народное хозяйство СССР ... Статистические ежегодники за 1959-1985 г.г. М: Финансы и кредит, 1960-1986.

53. Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента. Закон РК от 31 декабря 2003 г. № 513-II 3РК // Нормативные документы по развитию туризма. Алматы, 2004, с.с. 7-28.

54. Об опыте работы Республиканского Совета по туризму и экскурсиям. Алма-Ата, 1982.

55. "О туристской деятельности в Республике Казахстан". Закон РК от 13 июня 2001 г. №211-II // Туристская деятельность. Алматы, 2001. с.с 3-16.

56. Павленок П.Д. Введение в профессию "Социальная работа". Курс лекций. М., ИНФРА, 1998.

57. Подготовка туристских общественных кадров. М, 1982.

58. Постановление Правительства РК от 14 мая 2003 г. №450 "Об утверждении перечня специализированных служб, оказывающих необходимую помощь туристам, терпящим бедствие на территории РК" // Нормативные документы по развитию туризма. Астана, 2004.

59. Правила лицензирования туристской деятельности. Утверждены постановлением Правительства РК от 14 сентября 2001 г. №1213 // Туристская деятельность. Алматы, 2001, с.с. 30-36.

60. Романовский Н.Т., Фещенко Ф.С. Медико-педагогические проблемы организации учебного процесса и изучения дисциплин специализации „Краеведение, методика и организация экскурсионного дела // Социально-географические проблемы повышения эффективности туристско-экскурсионного обслуживания. Минск, 1978.

61. Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область. Алматы, 1994.

62. Сенин В.С. Введение в туризм: Учебное пособие. М., 1999.

63. Сенин В.С. Об одном варианте организации социального туризма. М., 1997.

64. Список действующих туристских фирм на территории Республики Казахстан // ж-л АТS, 2003 №1, с.с. 54-59.

65. Страны мира. Справочник. М., Республика, 1993.

66. Туризм в Республике Казахстан в 2002 году. Статистический сборник. Алматы, 2003.

67. Устав Общества велосипедистов - туристов Русского туринг-клуба - Русский турист, 1899, № 5.

68. Шаповал Г.Ф. История туризма. Минск, Экоперспектива, 1999.

69. Щурова А., Кантарбаева Ж., Саурамбаев О. Рынок туристических услуг в Казахстане // Аль-Пари, 1997, май-июль.

70. Энциклопедия туриста. М., Научное издательство „Большая Российская энциклопедия" 1993.

71. Юрков А.М. и др. - Некоторые итоги развития специализации „Краеведение, методика и организация туристско-экскурсионного дела" в Ростовском университете // Известия СКНЦ ВШ. Естественные науки, 1984, №2.

Наши рекомендации