Тема 4. «характеристика активных видов туризма».
В понятие «активный туризм» входят все виды туристских путешествий, которые характеризуются активным способом передвижения по маршруту, т.е. с затратой собственных физических усилий туриста. К активному туризму относится большинство видов самодеятельных туристских путешествий, в т.ч. спортивные - пешие, лыжные, горные, водные (с применением безмоторных судов), велосипедные и др. или комбинированные туристские путешествия с использованием транспорта (автобус, поезд, теплоход и др.) нередко включают т.н. активную часть путешествия - туристский поход в период пребывания в течение нескольких дней в одном пункте.
Другое толкование этого понятия подразумевает международный туризм, валютные поступления, от которого увеличивается (в отличие от т.н. пассивного туризма) актив платежного и туристского баланса страны, принимающей туристов (70, 17).
Под спортивным туризмом понимаются походы по маршрутам определенной категории сложности, а также участие в соревнованиях по технике туризма и чемпионатах, разновидность самодеятельного туризма. Основная цель спортиного туризма - повышение туристского мастерства, совершенствование техники и тактики прохождения маршрутов, отработка различных приемов страховки, освоение новых видов туристского снаряжения.
Как вид спорта в СССР спортивный туризм с 1949 г. был включен в «Единую всесоюзную спортивную классификацию». Спортивные разряды и звание мастера спорта по туризму присваивается с учетом количества и сложности совершенных походов, а также опыта самостоятельного руководства ими.
Сложность похода определяется категорией сложности маршрута. Порядок формирование туристских групп, права и обязанности их участников и руководителей, оформление документов, разработка и подготовка маршрутов и т.п. регламентируется «Правилами проведения туристских спортивных походов».
Первоначально с.т. насчитывал 4 вида: пешеходный, водный, лыжный и велосипедный. Со временем к ним добавились горный туризм, авто- и мототуризм, и в конце 1960-х годов спелеотуризм. В конце 1980-х годов самыми массовыми видами с.т. стали пеший, водный, горный и лыжный; наиболее динамично развивались горный и водный туризм.
Для спортивного туризма характерно постоянное самосовершенствование; походы по все более удаленным и все более сложным маршрутам требуют непрерывного повышения физической, технической и тактической подготовки туристов-спортсменов, что ведет к появлению новых видов туристского снаряжения, разработке и освоению новых технических приемов для преодоления естественных препятствий.
В целях повышения туристского мастерства с 1969 г. проводились соревнования на лучший туристский поход, а в 1981-1991 гг. чемпионаты СССР. К концу 1980-х годов свыше 1 млн. туристов выполнили разрядные нормативы по различным видам с.т., а более 1500 туристов стали мастерами спорта (70, 115).
Категория сложности (к.с.) маршрута спортивного туристского похода, определяется совокупностью 3 классификационных признаков: продолжительностью, протяженностью и технической сложностью маршрута, зависящей от характера, количества и разнообразия естественных препятствий. Маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяют на 6 к.с., велосипедных, авто-, мото- и спелеопоходов - на 5 к.с. (к 1 к.с. относятся простейшие маршруты, к 5 и 6 к.с. - наиболее сложные). К.с. устанавливают путем сравнения маршрута с эталонными, описания которых даны в «Перечне классифицированных туристских маршрутов».
Продолжительность маршрута определяется как минимальное время необходимое для его прохождения подготовленной туристской группой; протяженность - как наименьшая допустимая длина зачетного маршрута данной к.с. Установленные значения продолжительности и протяженности маршрутов могут быть изменены маршрутно-квалификационной комиссией (МКК), например, продолжительность увеличена по сравнению с нормативной при увеличении протяженности маршрута, количества и сложности естественных препятствий, а также за счет дней, отведенных на разведку местности на случай непогоды.
Дни отдыха (дневки) не входят в нормативную продолжительность, причем их количество составляет не более 20% от общей продолжительности похода. Уменьшение продолжительности маршрута допускается в исключительных случаях. Протяженность может быть уменьшена при большой технической сложности маршрута, но не более чем на 25% по сравнению с нормативной. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой, протяженностью не менее 75% от установленной для данной к.с. и содержать наиболее сложные препятствия. Расстояния, пройденные в кольцевых радиальных выходах, засчитываются полностью, в линейных радиальных выходах - лишь в одну сторону.
Техническая сложность маршрутов любой к.с. предполагает определенный уровень типичных для каждого вида туризма препятствий, при этом для более высоких к.с. характерны препятствия более сложные, чем в маршрутах низших к.с. Техническая трудность преодоления, разнообразие и характер препятствий в доходе данной к.с. должны быть не ниже, чем для классифицированных маршрутов той же категории в данном районе. Удлинение маршрута при неизменном характере препятствий не является основанием для повышения к.с. В зависимости от характера препятствий МКК определяет уровень квалификации и технического мастерства участников похода, необходимый для прохождения данного препятствия при условии гарантированное безопасности.
При классификации маршрутов в горном туризме пользуются набором перевалов, обусловливающих сложность маршрута (табл.2).
В случае ряда усложняющих горный поход факторов (сложные подходы по долинам, первопрохождения, большая высота над уровнем моря в т.д.) общее количество перевалов может быть снижено (исключение составляет 6 к.с.). В зависимости от опыта и квалификации группы, района и продолжительности похода количество наиболее трудных перевалов может быть увеличено по согласованию с МКК.
С 1989 года в маршруты горных походов могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов. Число таких элементов на маршруте не должно превышать двух, а трудность - не выше трудности перевалов, определяющих сложность маршрута. Число перевалов, необходимых для зачета похода, содержащего восхождения на вершины и траверсы, может быть сокращено по усмотрению МКК. При оценке спелеомаршрутов учитывается набор пещер, определяющий сложность их прохождения (табл.3).
Каждый набор пещер необходимо пройти в течение одного похода. Если пещера 1 к.с. или 2 к.с. имеет большую протяженность, то прохождение нескольких пещер может быть заменено несколькими маршрутами в одной пещере.
Максимальная к.с. походов по видам туризма и основным туристским регионам СНГ приведены в таблице 4 и 5 (приложения).
Походы по маршрутам менее продолжительным, протяженным или сложным, чем маршрут 1 к.с., считаются некатегорийньми (например, походы выходного дня). На некатегорийных маршрутах, а также категорийных (кроме высшей к.с.) могут встречаться участки, характерные для классифицир. маршрутов любой (в т.ч. и более высокой) категории. Опыт участников, требуемый для таких походов, должен соответствовать трудности преодоления этих участков. Их прохождение учитывается при решении вопроса о допуске туриста к походам по классифицированным маршрутам, но не принимается в зачет при установлении спортивной квалификации туриста и присвоении ему спортивного разряда.
КАТЕГОРИЯ ТРУДНОСТИ, классификац. показатель, характеризующий степень трудности преодоления отд. препятствий, горных и спелеомаршрутах (в отличие от категории сложности, относящейся ко всему походу в целом). Отдельными препятствиями в пеших походах являются, напр., переправа, перевал, вершина, траверс гребня, каньон, лес, болото, пески, осыпь, снежный, ледовый и водный участки пути; в горных походах - перевалы и вершины; в спелеопоходах - пещеры. Для организации туров с активными способами передвижения менеджер должен знать общую характеристику всех видов спортивного туризма.
ТУРИЗМ АВТОМОБИЛЬНЫЙ И МОТОЦИКЛЕТНЫЙ (АВТОМОТОТУРИЗМ) - туристские путешествия на автомобилях, мотоциклах, мопедах. Для авто- и мототуризма характерны путешествия по маршрутам большой протяженности в различных природно-климатических зонах, сравнительно малая зависимость от погодных условий, возможность обеспечения высокой автономности группы, меньшие, по сравнению с другими видами туризма, затраты физического труда, поскольку основная нагрузка приходится на транспортные средства. Для путешествия на автомобиле и мотоцикле необходимо наличие дорог на большей части маршрута. Главным препятствием в автопутешествиях являются дороги без твердого покрытия, заболоченные, каменистые, заснеженные или песчаные, броды, горные дороги и высокогорные перевалы.
Спортивный автомототуризм регламентируется требованиями Единой спортивной классификации и Правилами проведения туристских спортивных походов. Спортивные походы на автомобилях и мотоциклах в зависимости от протяженности маршрута, продолжительности и сложности похода подразделяются на 6 к.с.
ТУРИЗМ ВЕЛОСИПЕДНЫЙ - туристские путешествия и спортивные походы на велосипедах. Велотуризм доступен людям любого возраста, т.к. нагрузки в нем легко дозируются. На велосипеде можно проехать практически по любой дороге, по тропинке и просто по ровному грунту, с ним можно перелезать через глубокий овраг, преодолевать пески, каменистые горные тропы и осыпи, переходить реки вброд. За день в зависимости от темпа движения, погоды, состояния дороги и наличия препятствий велотуристы проезжают от 40 до 120 км. В походе все снаряжение велотуриста крепится на велосипеде. В экологическом отношении велосипед наиболее чистый вид транспорта.
ТУРИЗМ ВОДНЫЙ - походы по рекам, озерам, морям и водохранилищам на судах туристских, а также путешествия по водным маршрутам на теплоходах. В водном туризме удачно сочетаются элементы познавания, активного отдыха, оздоровления и спорта. Он доступен каждому здоровому человеку независимо от возраста. Этому способствует также наличие в распоряжении туристов довольно большого числа разборных байдарок, надувных лодок, катамаранов, а также других видов туристских судов, зачастую собственной конструкции.
В самом простом походе турист-водник должен уметь хорошо плавать, собрать (при необходимости построить) и отремонтировать судно, правильно упаковать, разместить и защитить от воды продовольствие и снаряжение, правильно садиться и сходить с судна, грести и управлять им, подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от него. Турист-водник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах, владеть приемами их преодоления. В противном случае возможны аварии, которые могут привести к травмам, переохлаждению организма и асфиксии (утоплению). Турист должен уметь применять различные способы самостраховки и взаимной страховки, быть готовым оказать первую помощь, особенно при утоплении. Страховка необходима не только при прохождении сложных и опасных препятствий, но и потенциально опасных участков водоема. Цель страховки - как можно быстрее поднять из воды на берег или страхующее судно пострадавший экипаж и вытащить аварийное судно.
КОННЫЙ ТУРИЗМ - путешествия на лошадях верхом или в экипаже. Конный туризм (особенно езда верхом) оказывает оздоровительное воздействие, обеспечивая активную нагрузку на всю скелетную мускулатуру (при езде шагом мышцы всадника «загружаются» не меньше, чем у пешехода при ходьбе со скоростью 4,5 км/час). Конные путешествия не исключают возможности двигаться пеплом, что позволяет дозировать нагрузки в достаточно широких пределах. К преимуществам конного туризма относится то, что во время похода все снаряжение (личное и групповое), а также грузы перевозятся в переметных сумах, притороченных к седлу верховой лошади или в повозках, санях, либо на вьючных лошадях.
На турбазах, имеющих конные маршруты, туристов обучают верховой езде и обращению с лошадью - в открытом манеже (на огороженной площадке 40x60 с мягким грунтом) и на плацу (не огороженной площадке). Подготовка к многодневным путешествиям осуществляется в полевых условиях, в программу подготовки обязательно входит тренировочный поход. На основную часть маршрута туристы допускаются только после успешной сдачи зачета.
Маршруты конных походов верхом могут проходить по любым дорогам, лесным и горным тропам, а также без дорог - по степи, лугам и полям, по берегам рек и озер.
ГОРНЫЙ ТУРИЗМ - путешествие в горах, связанное с прохождением относительно сложных участков горного рельефа (склонов, гребней, ледников, перевалов), форсированием горных потоков и т.д. Для горного туризма характерны: большой объем физических нагрузок на организм при пониженном атмосферном давлении и высоком уровне солнечной радиации, необходимость преодолевать препятствия с применением разнообразных средств и приемов передвижения и страховки, специальная тактика прохождения маршрута. Главным препятствием в горных походах считаются перевалы, их число и категории трудности определяют спортивную сложность всего маршрута. Наибольшую опасность в горах представляют крутые склоны и гребни (на которых срывы и падения приводят к травмам), снежные лавины, камнепады, сели, паводки, покрытые снегом трещины, грозы, а также ветер, осадки, туман, белая мгла, повышенная солнечная радиация. Природные условия в горах определяют особенности тактики горных походов: обязательная адаптация к высоте (высотная акклиматизация); максимальное облегчение рюкзаков (в связи с этим предпочтительны линейно-радиальная и радиально-кольцевая схемы маршрутов), минимум грузов на сложных участках, движение преимущественно в утренние часы, когда неблагоприятное влияние солнечной радиации минимально, меньше вероятность камнепадов и схода лавин, наименьший уровень воды в реках; максимальная осторожность в начале похода (из-за плохой адаптации организма, резкого обострения ранее не проявляющихся заболеваний), в конце похода и во второй половине дня (вследствие утомления, ослабления внимания и снижения быстроты реакции) и на спусках, чтобы свести к минимуму возможность несчастных случаев.
К тактическим мерам безопасности в горах относятся: выбор пути на склонах по ребру, тщательный выбор безопасных мест для устройства ночных биваков, обязательная разведка (налегке) технически сложных, а также не просматриваемых с подходов или допускающих несколько вариантов участков пути, предварительная обработка сложных мест. Разведку осуществляют путем наблюдений с удобного пункта или пробным прохождением. Разведка и обработка пути в пределах зоны видимости группы производится одной связкой-двойкой, вне пределов видимости - связкой-тройкой или двумя связками-двойками с обусловленным контрольным сроком возвращения. Разведку и обработку маршрута обычно проводят вечером (после остановки на ночлег, но до ужина) или утром (до выхода основной группы).
Современный уровень развития горного туризма позволяет совершать несложные в техническом отношении горные туристские походы практически всем здоровым людям независимо от возраста. Благоприятным временем для путешествия в горах умеренного пояса считается период с середины июня по сентябрь включительно.
До 1991 г. руководство развитием спортивных видов туризма осуществляли специальные комиссии Федерации туризма СССР, в состав которой входила и Федерация туризма Казахской ССР. В последующий период все основные документы, регламентирующие проведение спортивных туристских походов, разрабатывались компетентными организациями Республики Казахстан.
Так, постановлением коллегии Минтурспорта (протокол № 2 п.2) от 29 июля 1993 г. были утверждены «Правила проведения туристских спортивных походов на территории Республики Казахстан». А 19 февраля 1994 г. был утвержден «Устав Федерации спортивного туризма Республики Казахстан». 28 апреля 1994 г. Федерация была зарегистрирована Министерством юстиции Казахстана (регистрационное свидетельство № 0424) в качестве республиканской общественной организации. К основным целям создания Федерации относятся организация спортивного туризма в Республике Казахстан, участие в укреплении здоровья населения, развитии физической культуры испорта, содействие развитию международного туризма и проведению акций милосердия.
Необходимость конструктивных связей туристских фирм с активом Федерации спортивного туризма продиктована потребностью в подготовке кадров и проведением экспедиций с целью разработки новых коммерческих маршрутов с использованием активных видов туризма.
До 1991 г. начальный уровень подготовки туристских кадров обеспечивался в туристских клубах и секциях предприятий и учреждений. Средний и высший уровень подготовки туристских кадров осуществляли Федерации туризма на средства выделяемые профсоюзными комитетами.
В понятие «туристские общественные кадры» входят туристские организаторы, руководители походов выходного дня, руководителя спортивных туристских походов 2-3 и 4-5 к.с., общественные инструкторы, туристский актив (члены Федерации туризма, комиссий, правлений туристских клубов и секций), судьи туристских соревнований, члены контрольно-спасательной службы занимаются организацией самодеятельного туризма, на общественных началах. В обязательном порядке проходят общую и специальную подготовку - начальную, среднюю и высшую (57).
Профессиональные союзы финансировали и проведение туристских экспедиций (э.т.). Экспедиция туристская (от лат. слова - поход) :
1) поход или несколько походов с взаимоувязанными маршрутами), выполняемый с целью изучения и освоения перспективных для туристских районов, разработки новых маршрутов, уточнения классификации существующих туристских маршрутов и их отдельных элементов (в т.ч. препятствий), сбора информации и разработки рекомендаций по природоохранной деятельности, испытания новых видов туристского снаряжения, разработки мер безопасности и т.д. Как правило э.т. комплектуются в составе не более 12 чел. Ее участниками обычно являются члены местных туристских клубов;
2) Мероприятия краеведческого, поискового, воспитательного характера; в качестве обязательного компонента включают туристский поход (70, 140).
Сбор информации о новых районах для фирм, организующих активные туристские путешествия не может осуществляться без туристских экспедиций. В ряде случаев такие экспедиции финансируются иностранными турагентами, заинтересованными в проведении туров по территории Казахстана. Так, в 1991 г. экспедицию сборной команды Казахстана по Центральному Тянь-Шаню (с прохождением горного маршрута 6-й категории сложности и восхождением на пик Хан-Тенгри) финансировала одна из чехословацких туристских фирм.
Активные виды туризма приносят людям огромное удовлетворение, соединяя умственное напряжение и физическую нагрузку. В век гиподинамии это особенно полезно. Активные виды туризма, по утверждению ученых-медиков, наиболее соответствуют научно обоснованным требованиям к занятиям физической культуры, которые дают наивысший оздоровительный эффект. Люди, которые участвуют в туристских походах, менее подвержены целому ряду заболеваний, особенно связанных с гиподинамией, у них реже наблюдаются нервные расстройства организма.
Популярность активных туристских путешествий по Казахстану за рубежом постепенно повышается. Однако, для их обеспечения уже в настоящее время не хватает квалифицированных специалистов. Даже крупным туристским фирмам Казахстана в летних сезонах 1994-1995 г.г. было сложно сформировать необходимое количество бригад сопровождения иностранных туристов с квалифицированными носильщиками, поварами, переводчиками и гидами.
Существует прямая взаимосвязь и взаимозависимость подготовки туристских общественных кадров и кадровым обеспечением современного туристского бизнеса. Особенно отчетливо это видно на бизнесе тех туристских структур, которые специализируются на приеме иностранных туристов, приезжающих для совершения активных туристских путешествий по Республике Казахстан. Прежде всего, по горным и водным маршрутам.
Есть два пути решения проблемы подготовки кадров для культивирования активных видов туризма в республике, как для отечественных, так и для иностранных туристов. Первый путь - восстановление государственного финансирования подготовки туристов-разрядников, руководителей походов выходного дня, инструкторов горного, водного и других видов активного туризма. Второй путь - осуществлять подготовку указанных специалистов за счет частных туристских фирм, исходя из их конкретных потребностей. Серьезнейшей проблемой остается подготовка квалифицированных спасателей, для осуществления профилактики аварийности, поисково-спасательных и транспортировочных работ на горных и водных туристских маршрутах Казахстана. В решении этих проблем необходима более масштабная помощь различных государственных учреждений Республики.