Организация работы экспертных комиссий, способы формирования экспертных групп.
Технология экспертной оценки при лицензировании дошкольных образовательных учреждений
Нормативно-правовым документом, определяющим технологию экспертной оценки, является Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений (приложение к приказу МО РФ от 17.11.94 №442).
Предметом и содержанием экспертизы выступает установление соответствия условий осуществления образовательного процесса в создаваемом учреждении государственным и местным условиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических
норм, охраны здоровья детей и работников образовательного учреждения, оборудования помещений, оснащенности образовательного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Содержание, организация и методика образовательного процесса предметом экспертизы не являются. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение.
Технология экспертизы базируется на экспертной оценке; экспертиза проводится по представленным документам или по решению экспертной комиссии с посещением ДОУ.
Для получения лицензии учредитель (учредители) представляет в орган управления образованием пакет документов:
1)заявление учредителя (учредителей) о выдаче лицензии на
право ведения образовательной деятельности;
2)копии утвержденного в установленном порядке устава образовательного учреждения исвидетельства о его государственной регистрации;
3)сведения о педагогических кадрах и укомплектованности
штатов;
4)данные о материально-технической базе и оснащенности образовательного процесса;
5)копии документов, подтверждающих право владения или
пользования помещением;
6)заключения санитарно-эпидемиологической службы, органов государственного надзора о пригодности помещений для осуществления образовательного процесса;
7)гарантийное письмо об оплате за проведение экспертизы и
выдачу лицензии. (Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителями лицензируемого учреждения.)
Лицензия на правоведения образовательной деятельности религиозным образовательным учреждениям выдается по представлению руководства конфессии, зарегистрированной на территории Российской Федерации в установленном порядке.
Ответственность за достоверность представленных для получения лицензии сведений несет заявитель.
Экспертная комиссия создается приказом органа управления образованием по заявлению учредителя образовательного учреждения в течение двух недель с момента предварительного рассмотрения документов и их регистрации.
В состав экспертов на паритетных началах входят представители государственного органа управления, местного органа представительной власти и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, заинтересованных министерств и ведомств,действующих образовательных учреждений, общественности. Членами экспертной комиссии не могут быть представители учредителя, находящиеся на оплачиваемой работе в лицензируемом образовательном учреждении. Экспертная комиссия проводит свою работу в месячный срок с момента ее создания (дата утверждения приказа).
По результатам экспертизы экспертная комиссия составляет мотивированное заключение о соответствии условий осуществления образовательного процесса в лицензируемом образовательном учреждении государственным и местным требованиям и возможности выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Заключение экспертной комиссии подписывают все члены комиссии и направляют в орган управления образованием для принятия решения в пятидневный срок.
Причинами отказа в выдаче лицензии могут быть:
• несоответствие учредительных документов соискателя лицензии требованиям, предъявляемым Законом РФ «Об образовании»;
• несоответствие материально-технической базы, оснащенности и кадрового обеспечения образовательного процесса установленным требованиям;
• представление недостоверных сведений;
• отрицательное заключение экспертной комиссии.
Отрицательное заключение экспертной комиссии и основанный на нем отказ в выдаче лицензии могут быть обжалованы учредителем образовательного учреждения в судебном порядке. Лицензия выдается на срок до пяти лет.
16.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области
«Чтение художественной литературы»
Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области - воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в т. ч. мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области Программы являются: 1) формирование круга детского чтения; 2) организация процесса чтения.
При формировании круга детского чтения педагогам и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения: систематичность (ежедневное чтение), выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.
Основные задачи психолого-педагогической работы:
- формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений);
- развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы);
- приобщение к словесному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе).