Особенности организации проблемного обучения.
Основные функции проблемного обучения. Особенности проблемного обучения. Виды проблемного обучения. Организация проблемного обучения. Организация проблемного обучения в средней школе. Методы проблемного обучения.
22. Межпредметные связи в образовательном процессе.
Понятие «межпредметные связи», структура и система. Классификация межпредметных связей: содержательно-информационные, операционно-деятельностные, организационно-методические; по составу, по направлению действия, по способу взаимодействия связеобразующих элементов. Функции межпредметных связей. Методические особенности использования межпредметных связей в предметном обучении. Значение межпредметных связей в образовательном процессе. Роль учителя в организации межпредметных связей.
Имидж педагога и педагогическая деятельность.
Понятие о педагогическом имидже. Проблема формирования педагогического имиджа. Технология построения имиджа: морально-психологическая подготовка, подбор и ношение одежды, использование аксессуаров, владение словом, коммуникативная механика (мастерство общения), правила речевой культуры педагога.
Характеристика преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности. Характеристика его деятельности.
Должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ и допризывной подготовки. Основные направления деятельности преподавателя-организатора ОБЖ. Необходимый перечень элементов знаний и умений преподавателя-организатора ОБЖ.
25. Безопасный образовательный процесс и его основные характеристики.
Безопасность образовательного учреждения. Психологическая безопасность учащихся в школе (психологическое насилие, психологическая помощь учащимся). Культура здорового образа жизни в школе. Формирование знаний негативных факторов риска здоровью учащихся. Работа с родителями. Информационные опасности в школе, способы защиты от них.
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности как наука и учебный предмет.
Определение понятия. Объект, предмет, цели, задачи методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности. Функции и значение методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности. Связь методики обучения основам безопасности жизнедеятельности с другими науками. Характеристика учебного предмета «ОБЖ» как интегративной области знаний.
Краткая история становления и развития методики обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности. Объективные предпосылки введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в программу образовательных учреждений. Направления развития области знаний по безопасности. Характеристика кризиса образования в России в конце XX века – начале XXI века и роль безопасности жизнедеятельности в образовании.
Методы обучения безопасности жизнедеятельности.
Понятие о методах обучения. Принципы классификации методов обучения. Характеристика отдельных методов: словесных, наглядных, практических. Выбор методов и их развитие в учебно-воспитательном процессе. Методические приёмы, их виды. Особенности применения на уроках курса «ОБЖ».
Активные методы обучения безопасности жизнедеятельности.
Понятие об активных методах обучения. Принципы классификации активных методов обучения. Характеристика отдельных методов: анализ конкретных ситуаций, метод круглого стола, мозговой штурм, метод проектов. Выбор методов и их развитие в учебно-воспитательном процессе.
Урок как основная форма организации деятельности школьника в курсе «ОБЖ».
Понятие урока. Классификация предметных уроков. Типы, виды уроков, их краткая характеристика (вводный урок, комбинированный урок, обобщающий урок, контрольно-проверочный урок). Подготовка учителя к уроку. Признаки современного урока, основные достоинства и недостатки классно-урочная формы обучения.
Методика организации и проведения вводного урока в курсе «ОБЖ».
Понятие, структура, этапы и значение вводного урока. Характеристика этапов вводного урока (тема по выбору студента).