Развитие межбюджетных отношений
В целях совершенствования межбюджетных отношений в 2014 году разработано и утверждено Постановление Правительства Ульяновской области от 15.08.2014 № 367-П «О Порядке предоставления и распределения дотаций бюджетам муниципальных районов и городски округов Ульяновской области в целях достижения наилучшего показателя увеличения налоговых и неналоговых доходов». В соответствии с данным постановлением были распределены средства в сумме 4 млн. рублей между тремя муниципальными образованиями, обеспечившими наибольший рост доходов:
· Старокулаткинский район – 2,0 млн. рублей;
· Тереньгульский район – 1,2 млн. рублей;
· Карсунский район – 0,8 млн. рублей.
На основании постановления Правительства Ульяновской области от 29.08.2013 № 392-П «О Порядке предоставления и распределения дотаций бюджетам муниципальных районов и городски округов Ульяновской области, достигших наилучших результатов по увеличению налогового потенциала».
В связи с утверждением данного постановления, начиная с 2014 года, в областном бюджете предусматривался новый вид дотаций – дотации бюджетам муниципальных районов и городских округов, достигших наилучших результатов по увеличению налогового потенциала. Распределение данных дотаций осуществлялось в соответствии с комплексной оценкой, исходя из достигнутого уровня и динамики показателей в производственном и финансово-экономическом блоках, в сферах денежных доходов населения, уровня жизни населения и потребительского рынка. Дотации получили пять муниципальных образований на общую сумму 8 млн. рублей:
· город Ульяновск - 2,1 млн. рублей;
· Чердаклинский район - 2,0 млн. рублей;
· город Новоульяновск - 1,4 млн. рублей;
· Новоспасский район - 1,3 млн. рублей;
· Цильнинский район - 1,2 млн. рублей;
Оба вида дотаций являются механизмами поощрения, способствующими повышению заинтересованности органов местного самоуправления в экономическом росте своих территорий.
Кроме того, в 2014 году были внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 136 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений муниципальных районов и городских и сельских поселений. В связи с этим, в Правительстве Ульяновской области и Законодательном Собрании Ульяновской области состоялся Губернаторский Совет и «круглый стол», на котором были обсуждены вопросы формирования доходной части муниципальных бюджетов, а также передачи и исполнения в новых условиях вопросов местного значения.
В целях реализации проекта поддержки местных инициатив было разработано и утверждено Постановление Правительства Ульяновской области от 06.11.2014 № 501-П «О реализации на территории Ульяновской области проектов развития муниципальных образований Ульяновской области подготовленных на основе местных инициатив граждан».
Во исполнение данного постановления распоряжением Правительства Ульяновской области от 27.11.2014 № 785-пр создана конкурсная комиссия, которая будет проводить конкурсный отбор проектов и принимать решения по итогам конкурсного отбора о распределении субсидий из областного бюджета Ульяновской области.
Задачи на 2015 год
Основные задачина 2015 год в сфере управления бюджетным процессом в Ульяновской области возложены наМинистерство финансов Ульяновской области вытекают из Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2015-2017 годы:
1. Обеспечение сбалансированности областного бюджета Ульяновской области.Задача обеспечения сбалансированности областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области – ключевая. Основным инструментом решения задачи по обеспечению сбалансированности областного бюджета Ульяновской области является реализация Плана мероприятий, направленных на повышение темпов роста экономики Ульяновской области, увеличение доходов и оптимизацию расходов областного бюджета Ульяновской области, на 2015-2017 годы.
2. Реализация Государственной программы Ульяновской области «Управление государственными финансами Ульяновской области» на 2015-2019 годы, утверждённой Постановлением Правительства Ульяновской области от 08.09.2014 № 22/412-П. Ожидаемый эффект от реализации государственной программы в 2015 году:
· сокращение отношения предельного объёма государственного долга Ульяновской области к утверждённому общему годовому объёму доходов областного бюджета Ульяновской области без учёта объёма безвозмездных поступлений – на 1%;
· сокращение отношения объёма расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области к утверждённому годовому объёму расходов областного бюджета Ульяновской области, за исключением объёма расходов, которые осуществляются за счёт субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – на 0,1%;
· увеличение темпов роста бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области (с учётом налоговых и неналоговых доходов, в том числе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субвенций муниципальным районам Ульяновской области на финансовое обеспечение исполнения государственных полномочий по расчёту и предоставлению бюджетам поселений дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений) в сопоставимых условиях – на 0,5%;
· увеличение среднего уровня качества управления муниципальными финансами – на 1 балл.
3. Развитие системы государственного финансового контроля.В целях дальнейшего укрепления финансовой дисциплины в регионе необходимо:
а) в 2015 году продолжить реализацию заложенного в идеологию 252-го Федерального закона принципа неотвратимости наказания, предусмотренного распоряжением Губернатора Ульяновской области от 21.08.2014 № 371-р «О мерах по обеспечению неотвратимости наказания за нарушения, совершённые при расходовании средств областного бюджета Ульяновской области и использования имущества Ульяновской области».
б) учитывая острую необходимость в полном исключении нецелевых, неправомерных и неэффективных расходов, особенно в условиях кризиса, а так же проведённую в 2014 году предупредительную работу в части мер ответственности за финансовые нарушения вплоть до каждого руководителя учреждения, Министерству финансов Ульяновской области в 2015 году продолжить применять все предусмотренные меры административной ответственности с наложением штрафом исходя из тяжести совершённого правонарушения.
в) министерству финансов Ульяновской области подготовить проект распоряжения Правительства Ульяновской области «О мерах по ликвидации неэффективных расходов областного бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области в рамках антикризисных мер, принимаемых Правительством Ульяновской области».
4. Повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами муниципальных образований.В целях повышения эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами муниципальных образований и стимулирования органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, в 2014 году разработана и утверждена государственная программа Ульяновской области «Управление государственными финансами Ульяновской области» на 2015-2019 годы, утверждённая 08.09.2014 № 22/412-П.
В рамках подпрограммы «Повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области» будет оказана финансовая помощь местным бюджетам в 2015 году на сумму 1 761,5 млн. рублей. Результатом реализации подпрограммы в текущем финансовом году должно стать сокращение дифференциации уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в 3,3 раза.
5. Повышение эффективности управления государственным долгом.Политика управления государственным долгом Ульяновской области будет направлена на сохранение безопасного уровня долговой нагрузки с учётом задач, обеспечивающих поддержание достигнутых кредитных рейтингов Ульяновской области с перспективой их повышения.
Правительство Ульяновской области проводит долговую политику, направленную на обеспечение финансовой устойчивости и платёжеспособности Ульяновской области, устранение риска неисполнения финансовых обязательств, поддержание сбалансированности областного бюджета Ульяновской области и соответствие параметров областного бюджета Ульяновской области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В целях выполнения поставленной задачи был разработан и утверждён план мероприятий по сокращению долговой нагрузки на областной бюджет Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Планом были утверждены следующие мероприятия:
· поддержание предельного объёма государственного долга Ульяновской области без учёта задолженности по бюджетным кредитам на уровне, не превышающем 50% утверждённого общего годового объёма доходов областного бюджета Ульяновской области без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений;
· поддержание объёма расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области в сумме, не выше 5% от суммы расходов областного бюджета Ульяновской области, за исключением суммы расходов, которые осуществляются за счёт субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· обеспечение долговой нагрузки на областной бюджет Ульяновской области по ежегодному погашению долговых обязательств не более 15% от суммарного объёма налоговых, неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Ульяновской области;
· поддержание дефицита областного бюджета Ульяновской области ниже предельно допустимого бюджетным законодательством уровня;
· включение в состав источников финансирования дефицита областного бюджета Ульяновской области привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета после принятия соответствующего решения о его предоставлении;
· ограничение предоставления государственных гарантий Ульяновской области без права регрессного требования.
6. Дальнейшая реализация проекта «Открытый бюджет».В Ульяновской области достигнут значительный прогресс в части повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса.
В рамках дальнейшей реализации проекта «Открытый бюджет»
с 2013 года значительно расширена сфера информирования населения об областном бюджете Ульяновской области, в том числе через опубликование «Бюджета для граждан», «Путеводителя по бюджету», поддержание в актуальном состоянии интерактивной карты по исполнению бюджетов муниципальных образований Ульяновской области.
В 2015 году будет продолжена работа по поиску новых форм информирования населения об областном бюджете Ульяновской области.
В частности, будет продолжена работа по повышению рейтинга Ульяновской области по уровню открытости бюджетных данных в 2015 году, который проводится Центром прикладной экономики (г.Москва).
Рейтинг субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных проводится с целью формирования у регионов стимулов для повышения открытости бюджетных данных и использования механизмов общественного участия и контроля. Методика для составления рейтинга разработана на основе методологии, используемой Международным бюджетным партнерством (International Budget Partnership) при расчете Индекса открытости бюджета (Open Budget Index) для стран мира.