Повышение качества государственного управления

Вопросы стратегического управления регионом

Подраздел

Подподраздел

Текст-текст-текст

· список

· список

· список

Толтолекст-текст-текстекст-текст-текст

Одной из главных составляющих государственного управления в регионе является организация деятельности по стратегическому долгосрочному планированию социально-экономического развития Ульяновской области.

Стратегия развития Ульяновской области до 2030 года

В конце 2012 года Правительством Ульяновской области утверждено распоряжение № 933-пр от 29.12.2012 «О стратегическом планировании в Ульяновской области», предусматривающий обеспечение разработки обновлённого проекта Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на долгосрочный период до 2020 года.

В 2014 году по условиям контракта Высшей Школой Экономики представлен проект Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года. В декабре 2014 года Правительством Ульяновской области утверждена Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года (далее - стратегия).

В ходе совместной работы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» с исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, представителями общественности, бизнеса, научного сообщества и экспертным сообществом региона подготовлен документ, определяющий ключевые направления развития Ульяновской области на 15 лет вперед.

В Стратегии определена миссия Правительства Ульяновской области при обеспечении социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года, определены долгосрочные проекты Правительства Ульяновской области, обозначены народные инициативы в Ульяновской области. Сформулирована глобальная стратегическая цель: повышение конкурентоспособности региона и, на базе этого, рост благосостояния жителей региона, повышение качества жизни населения.

Основной акцент Стратегии заключается в том, чтобы Ульяновская область развивалась ускоренными темпами, а значит, по всем основным макропараметрам мы должны иметь темпы роста выше, чем в среднем по РФ.

Все государственные программы будут корректироваться под стратегию. Финансирование тех или иных проектов также будет определяться исходя из соответствия стратегии.

Реализация Плана мероприятий, направленных на рост экономики и доходов областного бюджета Ульяновской области, оптимизацию расходов областного бюджета Ульяновской области, совершенствование социальной политики и институциональных реформ

В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № пр-3073 в Ульяновской области был разработан и утвержден Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 06.11.2013 № 44/409-р План мероприятий, направленных на рост экономики и доходов областного бюджета Ульяновской области, оптимизацию расходов областного бюджета Ульяновской области, совершенствование социальной политики и институциональных реформ, на 2014-2016 годы.

Данный План состоял из 6 разделов и включал в себя 215 мероприятий. Работа по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ульяновской областивключала в себя комплекс мероприятии, направленных на погашение задолженности по налогам в консолидированный бюджет Ульяновской области, на увеличение поступления НДФЛ, налога на имущество, земельного налога, налога на прибыль организаций и неналоговых доходов .

Основным результатом реализации мероприятий по повышению доходов бюджета в 2014 году является поступление 32 232,4 млн. рублей налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ульяновской области, что составило 99,4% к плану периода и 105,4% к первоначальному плану.

Была проведена работа по представленным УФНС спискам налоговых агентов, имеющих задолженность по НДФЛ в 2014 году на общую сумму свыше 190 миллионов рублей. В результате в бюджет уплачено около 110 миллионов рублей НДФЛ.

Особое внимание уделялось мероприятиям, которые направлены на погашение недоимки в консолидированный бюджет Ульяновской области. В муниципальных образованиях области в 2014 году проведено 1 170 заседаний комиссий по увеличению налогового потенциала, где были заслушаны руководители организации, индивидуальных предпринимателей (около 9 тысяч), а также физических лиц по вопросу сокращения задолженности по налоговым и неналоговым платежам в консолидированный бюджет области. По результатам работы таких комиссий в консолидированный бюджет области дополнительно поступило 235,1 млн. рублей.

Кроме того усилиями налоговых органов с участием представителей Правительства Ульяновской области и муниципальных образований проведено 550 заседаний комиссий по погашению задолженности перед консолидированным бюджетом РФ, где было заслушано более 7 тысяч налогоплательщиков, в том числе юридических лица, индивидуальные предприниматели и физические лица. Сумма погашенной задолженности в консолидированный бюджет Ульяновской области по итогам комиссий составила 186,4 млн. рублей.

Мероприятия, направленные на увеличение поступлений налога на доходы физических лиц были реализованы посредством мероприятий проведённых в том числе министерством внутренних дел. Выявлены преступления, предусмотренные ст.199.1 УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента», сумма выявленного ущерба составила 40,9 млн. рублей. Сумма ущерба, возмещенного за 2014 год по оконченным расследованием уголовным делам указанной направленности, возбужденным в 2013 году, составила 8,5 млн. рублей.

Особое внимание в плане мероприятий уделено работе по доведению среднемесячной заработной платы до величины среднеотраслевого уровня по видам экономической деятельности. Для этого в муниципальных образованиях области проведено 694 заседания комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда, с приглашением руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня. В результате проведённой работы более 2,2 тыс. работодателей гарантировали повышение заработной платы, заключено свыше 660 соглашений с предприятиями, в соответствии с которыми работодатели обязуются выполнять мероприятия по обеспечению роста средней заработной платы и доведению её до уровня не ниже средней заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности с закреплением данных обязательств в коллективных договорах.

Аналогичная работа проводится и в налоговых органах. Так межведомственными комиссиями по легализации налоговой базы в налоговых органах области проведено 444 заседания в результате заслушивания более 2,1 тыс. работодателей повысили заработную плату.

По результатам работы комиссий дополнительно поступило НДФЛ в бюджет около 30 млн. рублей.

Проведение работы по выявлению действующих на территории Ульяновской области филиалов и представительств юридических лиц, зарегистрированных за пределами Ульяновской области активно проводится в муниципальных образованиях совместно с налоговыми органами и министерством внутренних дел. Информация по выявленным фактам направляется в налоговые органы.

В результате работы УФНС России по Ульяновской области проведена инвентаризация обособленных подразделений по вопросу перечисления НДФЛ в бюджет по месту нахождения обособленных подразделений. Выявлено 197 обособленных подразделений, которые по различным причинам не осуществляют уплату НДФЛ. В адрес головных организаций и ИФНС по месту постановки на налоговый учет головных организаций, имеющих обособленные подразделения на территории Ульяновской области направлено более 400 писем об оказании содействия по обеспечению перечисления НДФЛ в консолидированный бюджет Ульяновской области. В течение года проведено 58 рейдов по местам регистрации обособленных подразделений по вопросу перечисления НДФЛ в бюджет, 32 обособленных подразделения сняты с налогового учета в связи с прекращением деятельности на территории области. По результатам проведенных мероприятий обеспечено дополнительное поступление НДФЛ в сумме 14,9 млн. рублей.

Мероприятия, направленные на увеличение поступлений неналоговых доходов контролируются в полном объёме в муниципальных образованиях области. Важным является осуществление контроля за правильностью и своевременностью перечисления средств от аренды муниципального имущества. В адрес всех должников направлены письма с требованием погасить имеющуюся задолженность, в результате проведённой работы в консолидированный бюджет области в 2014 году поступило 114,6 млн. рублей.

Кроме того, проводится работа по погашению задолженности по аренде за использование областного имущества и земельных участков. На сегодняшний день задолженность по арендной плате за использование областного имущества и земельных участков составила 1,2 млн.рублей. В адрес должников направлены претензионные письма с требованием погашения образовавшейся задолженности. Результатом этой работы служит погашение задолженности в сумме 1,1 млн. рублей.

Для более эффективной работы разработаны мероприятия по противодействию схемам ухода от уплаты налогов, которые сегодня объединены одним документом - «Дорожной картой» пошаговых действий по противодействию схемам ухода от уплаты налогов» №218-ПЛ от 19.12.2014 года. «Дорожная карта» была разработана с учётом интересов УФНС России по Ульяновской области и УВД России по Ульяновской области.

Повышение эффективности бюджетных расходов осуществлялось по 8-ми направлениям (внедрение программно-целевых инструментов бюджетного планирования, повышение эффективности государственных закупок, совершенствование межбюджетных отношений с муниципалитетами, оптимизация бюджетных расходов в сфере государственного управления, совершенствование механизмов и инструментов управления государственными и муниципальными учреждениями и оптимизация бюджетных расходов и повышение их эффективности в отраслях социальной сферы).

Основные результаты проделанной работы:

В целом, в результате реализации Плана мероприятий общая сумма экономии средств областного бюджета Ульяновской области за 2014 год составила 635,4млн. рублей, в том числе:

Ø в результате реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов Ульяновской области – 409,55 млн. рублей (Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области – 384,0 млн. рублей, Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области – 12,9 млн. рублей, Министерства образования и науки Ульяновской области - 12,65 млн. рублей);

Ø в результате реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности и адресности предоставления мер социальной поддержки населения в Ульяновской области – 152,5 млн. рублей.

Ø в результате реализации мероприятий институциональной реформы, а именно за счет сокращения штатной численной исполнительных органов государственной власти Ульяновской области на 30% – 73,3 млн. рублей.

План по обеспечению устойчивого развития и социальной стабильности

В январе 2015 года Правительством Российской Федерации утверждён план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильной в 2015 году.

Данный план нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. К реализации предлагаются меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимую группу товаров и услуг, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.

Наличие такого плана диктуется временем, поэтому Правительством Ульяновской области разработан аналогичный план действий по развитию экономики на 2015-2017 годы.

В Ульяновской области утверждён План мероприятий, направленных на повышение темпов роста региональной экономики, увеличение доходов и оптимизацию расходов областного бюджета Ульяновской области на 2015-2017 годы (от 13.11.2014 № 198-ПЛ). На сегодня План представляет собой систему мероприятий и индикативные показатели их реализации. Мероприятия плана включают:

- мероприятия, направленные на повышение темпов роста экономики Ульяновской области;

- мероприятия, направленные на увеличение доходов областного бюджета Ульяновской области;

- мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов Ульяновской области.

В план впервые были включены мероприятия, направленные на усиление финансовой дисциплины при расходовании бюджетных средств и использовании государственного имущества Ульяновской области. В результате реализуемых мероприятий по данному направлению будут созданы условия для применения соразмерного нарушению снижения размера выплат стимулирующего характера лицу, чьи действия (бездействие) повлекли совершение нецелевого, неправомерного, неэффективного расходования бюджетных средств и (или) использование государственного (муниципального) имущества.

В рамках реализации мероприятий разделов «Мероприятия, направленные на увеличение доходов областного бюджета Ульяновской области» и «Повышение эффективности бюджетных расходов Ульяновской области» планируется достичь следующих результатов:

Ø снижения убытка размера убытка убыточных организаций на 3% - в 2015 году, на 4% - в 2016 году, на 5% - в 2017 году. В 2015 году запланированы поступления налога на прибыль организаций на уровне 2014 года, в 2016 году планируется достичь темпов роста поступлений налога на прибыль 103,1%, в 2017 году - 104,5%;

Ø сокращения кредиторской задолженности по НДФЛ налоговых агентов, допустивших неуплату налога ежегодно на 40% от её общей суммы. Достичь темпов роста поступлений НДФЛ в 2015 году - 106,7%, в 2016 году - 106,3%, в 2017 году - 106,9%.

Ø сокращения задолженности по плате по плате за негативное воздействие на окружающую среду ежегодно на 10%. Достичь темпов роста поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2015 году - 102,3%, в 2016 году - 105,3%, в 2017 году - 109,5%;

Ø достичь темпов роста поступлений платы за использование лесов в 2016 году - 100,3%, в 2017 году - 100,2%;

Ø увеличения поступлений арендной платы за использование областного имущества не менее, чем на 2% ежегодно.

Ø ежегодного сокращения просроченной кредиторской задолженности областного бюджета Ульяновской области не менее чем на 0,1%;

Ø увеличения темпов роста среднедушевых доходов муниципальных районов и городских округов Ульяновской области с учётом налоговых и неналоговых доходов на 0,5% ежегодно.

Ø ежегодного увеличения доходов областного бюджета Ульяновской области от оказания платных услуг не менее чем на 5 %;

Ø поступления бюджетных средств от сдачи в аренду недвижимого имущества подведомственных государственных учреждений всего в сумме 37,5 млн. рублей, в том числе: в 2015 году – 12,0 млн. рублей, в 2016 году – 12,5 млн. рублей, в 2017 году – 13,0 млн. рублей;

Ø экономии бюджетных средств за счёт исключения из оперативного управления неиспользуемых и непригодных для дальнейшего использования объектов недвижимости в сумме 0,9 млн. рублей, в том числе в 2015 году - 0,3 млн. рублей, в 2016 году - 0,3 млн. рублей, в 2017 году - 0,3 млн. рублей;

Ø экономии бюджетных средств за счёт внедрения государственно-частного партнёрства в отрасли образование в сумме 17,0 млн. рублей, в том числе в 2015 году - 5,0 млн. рублей, в 2016 году - 6,0 млн. рублей, в 2017 году - 6,0 млн. рублей.

Мероприятия, касающиеся как прямой, так и косвенной поддержки промышленного сектора есть практически в каждом разделе Плана мероприятий. Ключевыми являются:

снижение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям

компенсация части, связанных с техническим перевооружением и модернизацией производства, а также затрат, связанных с компенсацией процентов по банковским кредитам при получении целевого кредита на закупку станков, произведенных на территории Ульяновской области

субсидирование затрат, связанных со стандартизацией и сертификацией продукции. Эта мера поддержки в свою очередь должна повысить качество выпускаемой продукции организациями Ульяновской области, а также ввиду субсидирования затрат улучшить финансовое положение предприятий.

оказание финансовой поддержки промышленным предприятиям Ульяновской области за счет средств регионального фонда развития промышленности. В результате оказания такой поддержки планируется снижение зависимости от поставки импортных материалов и комплектующих, также снижение региональных производителей-экспортёров от межгосударственных санкций.

На сегодня План представляет собой систему мероприятий и индикативные показатели их реализации. Мероприятия плана обобщены в 3больших раздела, в которых сосредоточены 98мероприятий.

Документ актуализируется в соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации по формированию субъектами Российской Федерации планов первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016-2017 годы. В ходе актуализации вносимые изменения в документ проходят обсуждение с политическими партиями Ульяновской области и экспертным сообществом.

По итогам сбора предложений, их анализа и адаптации к мероприятиям Плана, доработке Плана мероприятий в соответствии с методическими рекомендациями МЭР РФ, будет подготовлен и представлен на утверждение проект распоряжения Губернатора Ульяновской области «Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016-2017 годы».

Наши рекомендации