Потребительский рынок. Цены и тарифы

Раздел находится в разработке

Промышленность

Общее состояние промышленного производства

По индексу промышленного производства Ульяновской области в 2014 году (100,7%) находится на 11 месте в ПФО, опережая другие «автомобилестроительные регионы» - Татарстан, Нижегородскую и Самарскую области. Специализация промышленности как этих регионов, так и Ульяновской области объясняет и основную причину невысокого места.

Индекс промышленного производства по виду деятельности «Обрабатывающие производства» составил 101,1% к январю-декабрю 2013 г. В 2014 году по отношению к 2004 году объём товаров отгруженных предприятиями отрасли вырос с 45 млрд.рублей до 178 млрд.рублей, т.е. почти в 4 раза.

Рост индекса в 2014 году по отношению к 2013 зафиксирован в следующих отраслях:

· производство машин и оборудования 148%.

· металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 112,2%;

· производство кокса и нефтепродуктов – 107,1%;

· производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 102%;

Снижение индекса в 2014 году зафиксировано в отраслях:

· производство транспортных средств и оборудования – 90,6%;

· текстильное и швейное производство – 92,7%

· целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 92,8%;

· производство резиновых и пластмассовых изделий – 95,6%;

Крупнейшие заводы области (предприятия, входящие в мониторинг управления промышленности) инвестировали в развитие производственно-технической базы в 2014 году 4,5 млрд.рублей, что на 45% больше, чем в 2013 году. Лидерами в этой части являются ОАО «УАЗ» (1,4 млрд.рублей) и ЗАО «Авиастар-СП» (1,1 млрд.рублей).

В разрезе основных отраслей ситуация следующая:

За 2014 год впроизводстве транспортных средств и оборудования по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечено снижение на:

· ОАО «УАЗ» - 2,2 млрд.рублей (9%) (в целом по производственной площадке УАЗ снижение на 2,9 млрд.рублей или 9%);

· ОАО «ДААЗ» - 1 млрд.рублей (26%) (но в целом по индустриальному парку ДААЗ рост отгрузки по отношению к 2013 году составил более 300 млн.рублей (или 6%);

Снижение в отрасли транспортного машиностроения обусловлено общероссийским падением автопрома (по легковым на 27%, по грузовым – на 38%). Кроме того, проводимая оптимизация затрат на УАЗе и смена руководства на ВАЗе сломало устоявшиеся кооперативные связи. УАЗ переориентировался на поставщиков из Нижнего Новгорода, Самарской области и КНР. В результате этого поставки предприятий региона на УАЗ резко сократились.

Полностью было остановлено производство на БАУ по причине изменения с 01.01.2014 года условия выплаты утилизационного сбора, в результате чего продукция перестала быть конкурентоспособной по цене. В 2014 освоено производство 8-тонных грузовиков и междугороднего автобуса, ведётся разработка автобусов на газомоторном топливе. В настоящее время согласовывается программа обновления городского парка автобусов с целью его перевода на более вместительные автобусы ульяновского производства. В связи с падением курса рубля возрос спрос на грузовики БАУ – производство полученных ранее машинокомплектов возобновлено.

Позитивно показала себя программа УАЗ по обновлению транспорта (при планировавшихся 17000 автомобилей реализовано 18000).

Региональные структуры власти по указанной программе заменили более 120 автомобилей различных модификаций на «УАЗы», что может послужить толчком для полного перехода в дальнейшем на использование бюджетными организациями региона транспорта местного производства уже в ближайшее время.

Успешно функционируют новые предприятия, олицетворяющие собой развитие направления импортозамещения – ЗАО «Соллерз-Исузу» (+61%), ООО «Таката-РУС» (+23%) и ООО «Шеффлер мануфекчеринг». Также следует отметить существенный рост отгрузки (на 26%) у Ульяновского механического завода №2.

Оборонно-промышленный комплекс.К положительным моментам следует отнести рост продаж на ЗАО «Авиастар-СП» - 3,5 млрд.рублей (+114%) (начало реализации контракта по производству самолётов Ил-76МД-90А – сдан первый самолёт заводу им.Бериева и произведена подготовка к сдаче 5 самолётов в 2015 году). В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования рост базируется на успехах предприятий, работающих на оборонно-промышленный комплекс: ОАО «Ульяновский механический завод» - увеличение производства по сравнению с 2013 годом на 10,7 млрд.рублей (+118%) и ОАО «Утёс» (+16%).

Серьёзно пострадал от санкционной войны патронный завод, потерявший заказы из США, но за счёт гособоронзаказа общий рост продаж составил 20% к прошлому году (или более 300 млн.рублей).

В текстильной и швейной промышленности произошло некоторое падение в связи с уменьшением продаж ООО «Номатэкс» на 17% за счёт сокращения поставок на Автоваз (около 100 млн.рублей) по причине кризиса в автомобильной отрасли.

В части сотрудничества со швейными предприятиями проведена всесторонняя работа по школьной форме:

· подготовлены порядок ведения реестра производителей школьной формы,

· типовые образцы одежды для обучающихся (эталон),

· основные требования к одежды обучающихся,

что позволит уже в 2015 году ликвидировать поставки школьной формы из материала ненадлежащего качества и значительно уменьшить поставку формы, изготовленной предприятиями из-за пределов Ульяновской области.

Из отраслей пока не имеющих высокой доли в промышленности региона, но перспективных и определяющих развитие области в целом следует отметить:

· бурный рост в станкостроении (+48%) связан с началом производства на ООО «Ульяновский станкостроительный завод», входящим в концерн DMG (производства начато на площадях Нано-центра – собственная производственная площадка будет пущена в эксплуатацию в 2015 году)

· в производстве нефтепродуктов успешное развитие демонстрирует ООО «НС-ойл», которые произвели топлива более, чем на 1 млрд.рублей

Бюджетные поступления.

По обрабатывающей промышленности без производства пищевых продуктов поступило налогов 4 278 млн.рублей, что на 10% меньше, чем в 2013 году. По поступлению налоговых платежей по итогам 2014 года по 50 крупнейшим промышленным предприятиям отставание от 2013 года 300 млн.рублей (10%) за счёт УАЗа, -144 млн.рублей (в целом по производственной площадке УАЗ -157 млн.рублей или на 21% меньше, чем в 2013 году) и ОАО «КТЦ Металлоконструкция», -131 млн.рублей (минус 61%).

По налогу на прибыль по крупнейшим предприятиям перечислено на 242 млн.рублей (на 29%) меньше, чем в прошлом году. В целом по отрасли спад еще сильней, на 450 млн.рублей или на 40%.

Перечисление в региональные бюджеты НДФЛ крупнейшими 50-ю предприятиями области за 2014 год по отношению к аналогичному периоду 2013 года выросло на 2% (или на 74 млн.рублей) – в целом по отрасли рост на 166 млн.рублей или 6%.

Перечисление налога на имущество снизилось на 64 млн.рублей или на 15% за счёт уменьшения налогооблагаемой базы – не облагается налогом движимое имущество введенное в эксплуатацию после 1.01.2013. Этим воспользовались предприятия по производству машин и оборудования (снижение на 31 млн.рублей или на 47%), по производству электрооборудования (снижение на 18 млн.рублей или на 23%), транспортного машиностроения (11 млн.рублей или 13%).

Средняя зарплата на крупнейших предприятиях региона выросла на 13% (до 26,9 тыс.рублей) по заводам с оборотом более 1 млрд.рублей и на 10% (до 19,3 тыс.рублей) по остальным. Ниже 17 тысяч рублей средняя зарплата в текстильном и швейном производстве – 13,7 тыс.рублей
На крупнейших 50 промышленных предприятиях области занято 50,8 тыс.чел., что на 3% меньше чем в предыдущем году.

Основные задачи в сфере промышленности, решавшиеся в 2014 году:

Наши рекомендации