Выбор трансформаторов тока на стороне высшего напряжения ограничивается лишь выбором их типов без полной проверки.
На стороне ВН принимаем трансформаторы тока наружной установки, типа ТФЗМ35В-1 (табл. 5.9 [2]).
На вводе ВН силового трансформатора применяем встроенные трансформаторы тока типа ТВТ35- I-300/5 (табл. 5.11 [2]).
На вводе НН силового трансформатора устанавливаем ТТ типа ТЛК-10-9 (ОАО «Самарский трансформатор»)
Проверка трансформатора тока приведена в таблице 6.9.
Выбор ТТ на вводе НН силовых трансформаторов Таблица 6.9
Расчетные данные | Каталожные данные | Условие выбора или проверки | |||||
Uсети | кВ | Uном | кВ | По условию длительного режима и характера измерений | |||
Iном | А | ||||||
Iпрод.расч | А | ||||||
класс точности | 0.5 | ||||||
Z2 | Ом | 0.71 | |||||
Z2 НОМ | Ом | 0.8 | |||||
кА | 29,915 | Не проверяется | По электродинамической стойкости: | ||||
с | 2.5 | с | 146,775 | По термической стойкости: |
Максимальное время действия релейной защиты по условию термической стойкости трансформатора тока:
с;
Проверка по нагрузочной способности в заданном классе точности.
Определение вторичной нагрузки трансформатора тока представлено в таблице 6.10.
Вторичная нагрузка трансформатора тока Таблица 6.10
Прибор | Тип | Потребляемая мощность токовой катушки прибора, В·А | ||
А | В | С | ||
Амперметр | Э-335 | 0.5 | 0.5 | 0.5 |
Ваттметр | Д-335 | 0.5 | 0.5 | 0.5 |
Варметр | Д-335 | 0.5 | 0.5 | 0.5 |
Счетчик активной энергии | СЕ302 | 2.5 | 2.5 | 2.5 |
Счетчик реактивной энергии | СЕ302 | 2.5 | 2.5 | 2.5 |
ИТОГО: | 6.5 | 6.5 | 6.5 |
Общее сопротивление приборов:
Ом;
где: SПРИБ – суммарная мощность, потребляемая токовыми обмотками измерительных приборов, В·А;
I - ток во вторичной обмотке ТТ, А.
Переходное сопротивление контактов (rконт) при числе приборов более трех принимаем 0.1 Ом (стр. 43 [1]).
Вторичная номинальная нагрузка трансформатора тока в классе тока 0.5 составляет 0.8 Ом. Тогда допустимое сопротивление соединительных проводов:
Ом;
Принимая длину соединительных проводов ( ) с алюминиевыми жилами (ρ=0.028 Ом·мм2/м) 50 м определяем минимально допустимое сечение:
мм2 ;
Исходя из условия механической прочности принимаем сечение контрольного кабеля 4 мм2. Таким образом, сопротивление соединительных проводов:
Ом;
Сопротивление вторичной нагрузки трансформатора тока:
Ом;
Таким образом, принятые трансформаторы тока типа ТЛК-10-9 соответствуют всем предъявленным требованиям.
В цепи секционного выключателя устанавливаем ТТ типа ТЛК-10-8.
Проверка трансформатора тока приведена в таблице 6.11.
Проверка типа трансформатора тока Таблица 6.11
Расчетные данные | Каталожные данные | Условие проверки |
Uсети = 6 кВ Iпрод.расч.= 2903 А | Uном = 6 кВ Iном = 3000 А класс точности = 0.5 | По условию длительного режима: ; |
iу = 29,915 кА | id = 100 кА | По электродинамической стойкости: |
По термической стойкости: |
Максимальное время действия релейной защиты по условию термической стойкости трансформатора тока:
с;
По вторичной нагрузке в заданном классе точности ТТ, устанавливаемые в цепи секционного выключателя не проверяются.
На отходящих кабельных линиях устанавливаем трансформаторы тока типа ТЛК-10-6. Проверка трансформаторов тока приведена в таблице 6.12.
Выбор ТТ на отходящих кабельных линиях Таблица 6.12
Расчетные данные | Каталожные данные | Условие выбора или проверки | ||||
Uсети | кВ | Uном | кВ | По условию длительного режима и характера измерений ; ; | ||
Iпрод.расч | А | 397,487 | Iном | А | ||
Z2 | Ом | 0,3375 | класс точности | 0.5 | ||
Z2 НОМ | Ом | 0.8 | ||||
кА | 29,915 | с | По электродинамической стойкости: | |||
с | с | 7,505 | По термической стойкости: |
Максимальное время действия релейной защиты по условию термической стойкости трансформатора тока:
с;
Проверка по нагрузочной способности в заданном классе точности.
Определение вторичной нагрузки трансформатора тока представлено в таблице 6.13.
Вторичная нагрузка трансформатора тока Таблица 6.13
Прибор | Тип | Потребляемая мощность токовой катушки прибора, В·А | |||
Фаза А | Фаза В | Фаза С | Нейтраль | ||
Амперметр | Э-335 | 0,5 | - | - | - |
Счетчик активной энергии | СЕ302 | 2.5 | - | 2.5 | - |
Счетчик реактивной энергии | СЕ302 | 2.5 | - | 2.5 | 2.5 |
ИТОГО: | 5.5 | 2.5 |
Общее сопротивление приборов в фазе А:
Ом;
Общее сопротивление приборов в нейтрали:
Ом;
Переходное сопротивление контактов (rконт) при числе приборов до трех включительно принимаем 0.05 Ом (стр. 43 [1]). Самой нагруженной фазой является фаза А, производим расчет допустимого сопротивления соединительных проводов в этой фазе.
Принимаем длину соединительных проводов ( ) 5 м. Материал жил – алюминий (ρ=0.028 Ом·мм2/м). Минимально допустимое сечение:
мм2 ;
Исходя из условия механической прочности принимаем сечение контрольного кабеля 8 мм2. Таким образом, сопротивление соединительных проводов:
Ом;
Сопротивление вторичной нагрузки трансформатора тока:
Ом;
Таким образом, принятые трансформаторы тока типа ТЛК-10-6 соответствуют всем предъявленным требованиям
Выбор трансформаторов напряжения
На стороне ВН принимаем трансформатор напряжения типа ЗНОМ 35-65. Параметры трансформатора представлены в таблице 6.14.
Параметры ТН типа ЗНОМ 35-65. Таблица 6.14
Расчетные данные | Каталожные данные трансформатора напряжения | ||
UНОМ. СЕТИ, кВ | U1 НОМ , кВ U2 НОМ , В Группа соединения класс точности | 1/1-0-0 0,5 | |
На секции 6 кВ устанавливаем ТН типа НАМИТ-10-2 . Выбор трансформатора напряжения представлен в таблице 6.15.
Выбор трансформатора напряжения на секции 6 кВ Таблице 6.15
Расчетные данные | Каталожные данные трансформатора напряжения | ||
UНОМ. СЕТИ, кВ S2, ВА | 81,9 | U1 НОМ , кВ U2 НОМ , В Группа соединения класс точности S2НОМ, ВА | У / Ун / п - 0. 0,5 |
Проверка трансформатора напряжения по нагрузочной способности:
Расчет нагрузки вторичной обмотки трансформатора напряжения приведен в таблице 6.16.
Вторичная нагрузка трансформатора напряжения каждой секции Таблица 6.16
Прибор | Тип | Потр. мощность одной катушки, В·А | Число катушек | cosj | sinj | Число приборов | Общая потр. мощность | |
P, Вт | Q, квар | |||||||
Вольтметр | Э335 | - | ||||||
Ваттметр | Д335 | |||||||
Варметр | Д335 | - | ||||||
Счетчик активной энергии | СЕ302 | 0.25 | 0.968 | 7 (6 на КЛ (24 линий на 4 секции)+1 на вводе) | 108.416 | |||
Счетчик реактивной энергии | СЕ302 | 0.25 | 0.968 | 7 (6 на КЛ (24 линий на 4 секции)+1 на вводе) | 108.416 | |||
Итого: | 216.832 |
Число КЛЭП - 24 шт.
Суммарная вторичная нагрузка ТН:
Необходимо устанавливать дополнительные ТН
6.5 Выбор ошиновки цепи высшего напряжения силового трансформатора
Сборные шины ВН на 35 кВ выполняются гибкими подвесными из проводов круглого сечения. Материал – алюминий, со стальным сердечником.
Сечение ошиновки выбирается по условию:
;
где: - допустимый ток для данного сечения проводника, А;
- максимальный ток ремонтного или послеаварийного режима наиболее нагруженного присоединения (из табл. 6.1 курсового проекта).
Выбираем провод марки АС – 400/69 с (табл. 7.35 [2]).
> А;
Согласно [5] для напряжения 35 кВ проверка на корону не требуется.
6.6 Выбор ошиновки цепи НН силового трансформатора
Сечение ошиновки выбирается по экономической плотности тока и проверяется по условию допустимости нагрева током утяжеленного режима :
n×Iдоп×К>Iутяж
где : Iутяж=4839(А)
К-коэффициент,учитывающий снижение допустимого тока для пучка проводов из-за их взаимного теплового влияния , К=0.9.
В качестве несущих принимаются два провода марки АС-500/26 ( =2, Iдоп=960А)
Токоведущие провода принимаются марки А-185 , Iдоп=500А
Условие выбора числа токоведущих проводов :
Откуда
Принимается =7.
n= + =7+2=9.
(7*500+2*960)*0.9=4878(A)>Iутяж=4839(А)
Выбранное сечение гибкой связи проверяется по термической стойкости к коротким замыканиям.
Условие проверки:
где С – коэффициент, принимаемый для алюминиевых шин равным 90.
Вк – интеграл Джоуля
6.7 Выбор кабельных линий
Число отходящих КЛЭП 24 штуки. Максимальный длительный ток нормального режима для ТП первого типа:
Максимальный длительный ток нормального режима для ТП второго типа:
;
Сечение силовых кабелей выбирается по экономической плотности тока. Экономическое сечение одной жилы кабеля:
;
где: - экономическая плотность тока кабеля
Экономическое сечение одной жилы кабеля для ТП первого типа:
;
Экономическое сечение одной жилы кабеля для ТП второго типа:
;
Определяем минимально допустимое сечение кабеля по термической стойкости в режиме короткого замыкания. Тепловой импульс:
где: - начальное действующее значения тока КЗ, кА;
– постоянная времени затухания апериодической составляющей тока короткого замыкания, с;
- полное время отключения короткого замыкания, с.
Минимально допустимое сечение кабеля по термической стойкости в режиме короткого замыкания:
мм2;
Устанавливаем на отходящих кабельных линиях токовую отсечку с временем действия 0.1с. Получаем тепловой импульс:
, где
с ;
Вк – Интеграл Джоуля для заданной цепи;
Минимально допустимое сечение кабеля по термической стойкости в режиме короткого замыкания:
мм2;
Принимаем кабель АПвП-10 3 240(25) с изоляцией СПЭ с Iдоп=537 А (при прокладке в земле в треугольнике).
Проверка стандартного сечения по нагреву током длительного режима.
Максимальный ток продолжительного режима по кабелю к ТП обоих типов:
;
Максимальный допустимый ток продолжительного режима:
А;
где: - допустимый табличный ток, А;
- поправочный коэффициент, зависящий от числа кабелей в траншее и расстояния между ними. В нашем случае к=0.79 (приближенно принимаем расстояние между осями кабелей 200 мм; количество кабелей в траншее – 3; отсюда, k=0,79).
Коэффициент фактической загрузки в режиме перегрузки:
;
Исходя из того, что кп < 1 в режиме максимальной возможной нагрузки, следовательно, кабель проходит по перегрузочной способности.
Принимаем кабель типа АПвП-10 3 240(25).
Так как проверка по термической стойкости выполняется, выполнять дополнительную проверку кабеля на невозгораемость не требуется в соответствии с [3]
7. ОПЕРАТИВНЫЙ ТОК.
Так как высшее напряжение данной подстанции 35 кВ со схемой одна секционированная выключателем система шин, то рекомендуется применить выпрямленный оперативный ток.
Выпрямленный оперативный ток (ВОТ)- это система питания оперативных цепей защиты, управления, автоматики, сигнализации, при которой источниками питания являются трансформаторы тока, трансформаторы напряжения, трансформаторы собственных нужд, к которым соответственно подключаются блоки питания, токовые БПТ-1002, блоки питания напряжения стабилизированные УПНС-3, блоки нестабилизированного напряжения БПН-1002 и выпрямительные силовые устройства УКПЗ-К-380.
Токовые блоки подключаются к выносным трансформаторам тока в цепях выключателей на ВН ПС.
Блоки стабилизированного напряжения подсоединяются к трансформаторам напряжения на ВН ПС и к трансформаторам собственных нужд. Блоки нестабилизированного напряжения- к трансформаторам собственных нужд.
8. Выбор и обоснование конструкций распределительных устройств
На стороне НН применяется комплектное распределительное устройство наружной установки. КРУ должно быть расположено на спланированной площадке на высоте не менее 0.2 м. от уровня планировки с устройством площадки для обслуживания. Расположение устройства должно обеспечивать удобную выкатку и транспортировку выкатной части ячеек. На стороне ВН, как правило, возможно применение ОРУ. Конструкция ОРУ рекомендуется с типовыми ячейками. Размещение оборудования в ячейках позволяет осуществлять его независимый ремонт и обслуживание, локализацию аварии в пределах ячейки. Ширина ячейки стандартная и равна для 35 кВ 6 метрам. Она определяет ширину распредустройства и ПС в целом. Длина ячейки и, следовательно, длина ОРУ определяется схемой РУ и способом размещения оборудования. Обычно применяются ОРУ низкого типа с размещением аппаратов на одном уровне. Зона ячеек отделена от зоны трансформаторов автодорогой для проезда автотрейлеров шириной 4 м. с отдалением от провозимого оборудования на безопасное состояние, указываемое в ПУЭ. Расстояние между трансформаторами в свету должно быть 15 м., иначе применяют сплошные перегородки размером на метр за контур аппарата и высотой по верхнему краю изоляторов. За автодорогой кроме трансформаторов располагаются КРУ, связанные с ними токоведущими связями.
По планированной территории ПС должен быть обеспечен проезд для автомобильного транспорта с улучшенной грунтовой поверхностью, с засевом травой. Автодороги с покрытием предусматриваются к следующим зданиям и сооружениям: порталу для ревизии трансформаторов, КРУ, зданию щита управления (ОПУ). Ширина проезжей части внутриплощадных дорог должна быть не менее 3,5 м.
Территории ОРУ и ПС в целом должны быть ограждены внешним забором высотой 1.8-2.0 м. Вспомогательные сооружения (ОПУ, мастерские и т.д.), расположенные на территории ПС следует ограждать внутренним забором высотой 1.6 м. Трансформаторы и аппараты, у которых нижняя кромка фарфора изоляторов расположена над уровнем планировки или уровнем сооружения (плиты кабельных каналов или лотков и т.п.) на высоте не менее 2.5 м. разрешается не ограждать. Расстояние по горизонтали от токоведущих частей и незаземленных частей или элементов изоляции (со стороны токоведущих частей) до постоянных внутренних ограждений в зависимости от их высоты должны быть не менее значения 1150 мм. Для напряжения 35 кВ.
Для предотвращения растекания масла и распространения пожара при повреждениях маслонаполненных силовых трансформаторов с массой масла более 1 тонны в единице предусматриваются маслоприемники с соблюдением следующих требований. Габариты маслоприемника должны выступать за габариты единичного электрооборудования не менее 0.6 м. при массе масла до 2 тонн; 1 м. при массе масла от 2 до 10 тонн; 1.5 м. при массе масла от 10 до 50 тонн; 2 м. при массе масла более 50 тонн. Объем маслоприемника должен быть рассчитан при 100% масла в трансформаторе.
9.Охрана труда
9.1. Система рабочего и аварийного освещения
Рабочее освещение является основным видом освещения и предусматривается во всех помещениях подстанций, а также на открытых участках территории, где в темное время суток может производиться работа или происходить движение транспорта и людей. Рабочее освещение включает в себя общее стационарное освещение напряжением 110 В, переносное (ремонтное) освещение, осуществляемое переносными лампами напряжением 12 В, местное освещение (на станках и верстаках) напряжением 36 В.
Питание шин рабочего освещения осуществляется от трансформаторов собственных нужд с глухозаземленной нейтралью, при этом защитные и разъединяющие автоматические выключатели устанавливаются только в фазных проводах.
Аварийное освещение выполняется в помещениях щита управления релейных панелей и силовых панелей собственных нужд, аппаратной связи. Кроме того, выездная бригада должна быть снабжена персональными аккумуляторными фонарями.
Питание сети аварийного освещения нормально осуществляется c шин собственных нужд 380/220 В переменного тока, и при исчезновении последнего автоматически переводиться на шины оперативного постоянного тока.
Для освещения помещений подстанций используются обычные лампы накаливания. Для освещения открытых распределительных устройств используются прожекторы ПКН с галогеновыми лампами. Прожекторы устанавливаются группами на существующих опорах молниеотводов порталах открытого распределительного устройства.
В целях ограничения резких теней из-за наличия в открытых распределительных устройствах громоздкого оборудования, прожекторные установки размещаются с двух противоположных сторон.
9.2. Защита от шума и вибрации
При выборе площадки для ПС окончательное согласование и месторасположение производится органами санитарного надзора по предоставлению проекта санитарно-защитной зоны, который выполняется в виде пояснительной записки, расчетов и чертежей, с нанесением источников шума, указанием шумозащитной зоны и экранирующих или шумоизолирующих конструкций.
Основными источниками промышленного шума на ПС являются: трансформаторы и реакторы, вентиляционные установки в зданиях, компрессорные установки.
9.3 Мероприятия по технике безопасности
Ограждение территории ПС
На подстанции применено два вида оград: внешняя и внутренняя. Внешняя ограда служит препятствием для проникновения на территорию посторонних лиц и крупных животных и имеет высоту 1,8 – 2,0 м. Внутренняя ограда служит для выделения зоны ОРУ-35 кВ и имеет высоту 1,6 м.
В качестве конструктивных элементов оград применяются сетчатые панели 3000х1700 мм из проволоки Æ 2,5 мм и ячейками 50х50 мм. В качестве фундаментов применяются сборные бетонные блоки с закладной частью, устанавливаемые в сверляной котлован, к которым сетчатые панели привариваются при монтаже. Зазор между низом сетчатой панели составляет 100 мм.
Необходимые изоляционные расстояния.
· От токоведущих частей или от элементов оборудования и изоляции, находящихся под напряжением, до заземленных конструкций или постоянных внутренних ограждений высотой не менее 2 м - 1,8 мм;
· Между проводами разных фаз – 1,5 м;
· От токоведущих частей или от элементов оборудования и изоляции, находящихся под напряжением, до постоянных внутренних ограждений высотой 1,5 м, до габаритов транспортируемого оборудования - 2550 мм;
· Между токоведущими частями разных цепей в разных плоскостях при обслуживаемой нижней цепи и не отключенной верхней – 3,0 м;
· От не огражденных токоведущих частей до земли или до кровли зданий при наибольшем провисании проводов – 1,5 м;
· Между токоведущими частями разных цепей в разных плоскостях, а также между токоведущими частями разных цепей по горизонтали с обслуживанием одной цепи при не отключенной другой; от токоведущих частей до верхней кромки внешнего забора; между токоведущими частями и зданиями или сооружениями – 3,8 м;
· От контакта и ножа разъединителя в отключенном режиме до ошиновки, присоединенной ко второму контакту – 1,9 м.
Маркировка частей установок и предупредительная окраска
В соответствии с требованиями ПУЭ [Л.1 1.1.28 – 1.1.30].
. В электроустановках должна быть обеспечена возможность легкого распознавания частей, относящихся к отдельным их элементам (простота и наглядность схем, надлежащее расположение электрооборудования, надписи, маркировка, расцветка). Буквенно-цифровое и цветовое обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.
1) при переменном трехфазном токе: шины фазы А - желтым цветом, фазы В - зеленым, фазы С - красным, нулевая рабочая N - голубым, эта же шина, используемая в качестве нулевой защитной - продольными полосами желтого и зеленого цветов;
2) при переменном однофазном токе: шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания - желтым цветом, а шина В, присоединенная к концу обмотки - красным;
3) при постоянном токе: положительная шина (+) - красным цветом, отрицательная (-) - синим цветом и нулевая рабочая М - голубым.
4) резервная, как резервируемая основная шина, если же резервная шина может заменять любую из основных шин, то она обозначается поперечными полосами цвета основных шин.
Цветовое обозначение выполняется по всей длине шин, либо в местах их присоединения.
Заземляющие шины тоже окрашиваются в черный цвет. Рукоятки приводов заземляющих приборов окрашиваются в красный цвет, а рукоятки других приводов - в цвета оборудования.
При расположении шин в распределительных устройствах (кроме КРУ заводского изготовления) необходимо соблюдать следующие условия:
1. В закрытых распределительных устройствах при переменном трехфазном токе шины должны располагаться:
а) сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин при вертикальном расположении А-В-С сверху вниз; при расположении горизонтально, наклонно или треугольником наиболее удаленная шина А, средняя В, ближайшая к коридору обслуживания С;
б) ответвления от сборных шин - слева направо А-В-С, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров - из центрального).
2. В открытых распределительных устройствах при переменном трехфазном токе шины должны располагаться:
а) сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин, шунтирующие перемычки и перемычки в схемах кольцевых, полуторных и т. п., должны иметь со стороны главных трансформаторов на высшем напряжении шину А;
б) ответвления от сборных шин в открытых распределительных устройствах должны выполняться так, чтобы расположение шин присоединений слева направо было А-В-С, если смотреть со стороны шин на трансформатор.
Расположение шин ответвлений в ячейках независимо от их размещения по отношению к сборным шинам должно быть одинаковым.