Основные механизмы реализации стратегических целей и задач социально-экономического развития Октябрьского района до 2030 года
Успех реализации стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития Октябрьского района определяется как правильностью стратегического выбора, так и эффективностью использования механизмов реализации Стратегии. Основная задача – заложить идеи Стратегии в содержание программ, донести их до всех субъектов социально-экономического развития Октябрьского района. Для Стратегии разработаны пять групп основных механизмов реализации, играющих ключевую роль в процессе ее внедрения.
Организационные механизмы
Организационный механизм предполагает создание системы стратегического управления развитием Октябрьского района посредством выделения в организационной структуре лиц, осуществляющих стратегическое управление и обеспечивающих единство принимаемых решений во исполнение Стратегии развития Октябрьского района.
Субъектами такого механизма могут являться: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органы местного самоуправления Октябрьского района; бизнес-группы; представители банковской системы, инвесторы; общественность; приглашенные специалисты и консультанты.
В основе управления развитием Октябрьского района лежит способность органов местного самоуправления выстроить эффективный механизм принятия и реализации решений, направленных на достижение целей и задач заложенных в Стратегии.
Система организационных механизмов реализации Стратегии включает в себя следующие ключевые мероприятия:
1) вовлечение в процесс реализации Стратегии развития широкого круга политических и общественных организаций, бизнеса и структур гражданского общества;
2) использование механизмов социального партнерства, отражение стратегических целей и задач в коллективных соглашениях и договорах;
3) регулярное рассмотрение хода реализации Стратегии развития на заседаниях Думы Октябрьского района;
4) подготовка Администрацией Октябрьского района документов с целью получения финансирования из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для реализации мероприятий по социально-экономическому развитию Октябрьского района;
5) создание системы планирования реализации задач Стратегии и их координации с задачами документов территориального планирования Октябрьского района, программами и инвестиционными проектами, бюджетом Октябрьского района; системы мониторинга и оценки реализации Стратегии; системы информационного обеспечения процесса реализации Стратегии;
6) разработка и принятие муниципальных правовых актов, необходимых для решения задач Стратегии.
Для реализации ключевых мероприятий и оценки их результатов может быть организован Координационный совет, в который целесообразно включить (по возможности) представителей всех перечисленных выше субъектов. Его основными задачами станет разработка и подписание необходимых соглашений о сотрудничестве, направленном на решение задач Стратегии в форме муниципально-частного партнерства; регулирование межмуниципального сотрудничества; налаживание обратной связи со всеми заинтересованными субъектами экономической, политической и общественной жизни Октябрьского района.
Реализация ключевых мероприятий позволит оперативно принимать решения, корректировать плановые мероприятия, оценивать достигнутые результаты и внедрять новые методы для достижения целевых ориентиров развития Октябрьского района.
Правовые механизмы
Правовые механизмы заключаются в определении приоритетов нормотворческой деятельности, формировании пакета нормативных правовых актов, регламентирующих процесс реализации Стратегии, а также организацию мониторинга их исполнения.
Совершенствование нормативной базы заключается в принятии муниципальных правовых актов Октябрьского района по проведению основных социально-экономических преобразований в русле изменений федерального и регионального законодательств, административной реформы, экономического и социального развития, налоговой и бюджетной политики, реализации приоритетных национальных проектов, реформы местного самоуправления, по другим наиболее важным направлениям.
Основным элементом правового регулирования социально-экономического развития должен стать специальный нормативно-правовой акт, устанавливающий правовой статус Стратегии. В нем должны быть определены компетенции, полномочия и ответственность должностных лиц и иных структур, участвующих в ее реализации. Также он должен регламентировать процедуры создания и функционирования Координационного совета и рабочих групп, цели их деятельности и порядок работы.
Далее должна быть разработана и утверждена система нормативных правовых актов, детализирующая положения Стратегии на отраслевом и функциональном уровнях. Ее основными составляющими являются следующие нормативные правовые документы:
- муниципальные программы, соответствующие целям и задачам долгосрочного развития;
- инструментальные нормативные правовые акты муниципального уровня (указы, постановления, распоряжения и т.д.), регламентирующие порядок, сроки, структуру ответственности по исполнению целевых программ;
- нормативные правовые акты, корректирующие существующую правовую базу в направлении соответствия стратегическим приоритетам развития.
Успех Стратегии определяется качеством и доступностью муниципальных услуг, основой реализации которой должно стать муниципальное задание. Таким образом, будет обеспечена необходимая нормативная основа для принятия стратегических и оперативных управленческих решений. Исходя из этого, будут приниматься соответствующие нормативные правовые акты, и осуществляться изменения в функциях, а также, при необходимости, и в структуре органов местного самоуправления Октябрьского района, направленные на обеспечение эффективной координации процесса реализации Стратегии.
Реализация Стратегии будет обеспечиваться путем реализации муниципальных программ и инвестиционных проектов развития Октябрьского района.
Правовые механизмы реализации Стратегии должны охватывать следующие сферы: систему стратегического социально-экономического и территориального планирования; предпринимательскую, инвестиционную и градостроительную деятельности; общественные финансы и межбюджетные отношения; внедрение бюджетирования; муниципально-частное партнерство; местное самоуправление и другие.
Эффективное взаимодействие органов местного самоуправления и частного бизнеса (инвесторов), основанное на достижении взаимных интересов, является одним из важнейших условий устойчивого социально-экономического развития Октябрьского района, повышения инвестиционной и предпринимательской деятельности, развития инфраструктуры муниципального хозяйства. В целях привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу Октябрьского района необходимо разработать и принять положение о муниципально-частном партнерстве в Октябрьском районе. Данное положение позволит определить правовые и организационные основы правового регулирования, цели, задачи, принципы, формы и условия участия Октябрьского района в муниципально-частном партнерстве. На условиях муниципально-частного партнерства возможна реализация таких проектов, как программа газификации населенных пунктов Югры; проекты в области строительства и модернизации транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергоснабжения, связи и телекоммуникаций, образования и иных объектов социальной инфраструктуры.
В результате будет сформирована система правовых актов, обеспечивающих планирование, реализацию, мониторинг и оценку, а также контроль реализации Стратегии.