Тема 2:Основные концептуальные подходы к преподаванию экономики и обществознания в школе
Тематика с занятий по курсу
«Актуальные вопросы экономического и обществоведческого образования в средней школе»
Тема 1: Государственная образовательная политика в области школьного экономического и обществоведческого образования.
Цель:проанализировать различные подходы при определении концептуальных основ экономического и обществоведческого образования в современной школе, определить отличительные характеристики экономической и обществоведческой подготовки в условиях модернизации системы российского образования.
Основные понятия:система школьного образования, принципы и функции образования, модернизация образования, приоритетный национальный проект «Образование», профильное образование, элективные курсы, целевая установка курса (темы, урока).
Вопросы:
1. Тенденции развития школьного экономического и обществоведческого образования.
2. Основные подходы к определению целей школьного экономического и обществоведческого образования на государственном уровне.
3. Проблемы законодательства об образовании.Государственная политика в области экономического и обществоведческого образования.
4. Экономическое и обществоведческое образование в современном мире.
5. Проблемы экономической и обществоведческой подготовки в профильных классах.
Литература.
Основная.
1. Бессонов Р.В., Околелов О.П. Специфика обучения в профильной школе: Содержание и процесс // Педагогика. – № 7. – с 23-29
2. Боголюбов, Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществознания / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 9. – с. 22-33
3. Коваль Т.В. Обществознание: вчера, сегодня и… снова вчера? // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 4. – с. 54-59
4. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе (2008) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 7-8
5. Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание.XI класс» (проект) // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 1. – С. 40-42; № 2. – С. 35-43
6. Кузнецова Л.В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России // Педагогика. – 2006. – № 10. – с. 95-102
7. Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе. – 1999. – № 5-6
8. Вяземский Е.Е. Линейность или концентры? // История. – 2006. – № 2. – с. 32-38
9. Добрынин М.А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства // Педагогика. – № 9. – с. 103-108
- Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. учеб. заведений/ Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 3-72
11. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования // Преподавание истории в школе. – 1993. – № 4.
12. Проблемы обществоведческой подготовки в профильных классах // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 6. – с. 31-34
Дополнительная.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2007
2. Иванова, Л.Ф. Личностно ориентированное обучение обществознанию / Л.Ф. Иванова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 3. – с. 37-46
3. Колесников, Л.Ф. Эффективность образования / Л.Ф. Колесников, В.Н. Турченко, Л.Г. Борисов. – М., 1991
4. Кон И.С. Плюсы и минусы раздельного и совместного обучения // Педагогика. – 2006. – № 9. – с. 16-22
5. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 6. – с. 16-23
6. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития / Отв. ред. Э.Д. Днепров. – М., 1991
7. Сухолет, И.Н. На каких принципах следует строить школьное обществознание / И.Н. Сухолет // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 4. – с. 14-20
Литература
Основная.
1. Боголюбов, Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществознания / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 9. – с. 22-33
2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / В сб. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./ под ред. А.В. Хуторского. – М.: «ИНЕК», 2007. С. ЗЗ-45
4. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании /. – М.: Чистые пруды, 2007
5. Рыжаков, М.В. Ключевые компетенции: возможности применения // Стандарты и мониторинг в образовании.– 1999. – № 4
6. Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении / И.С. Сергеев // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 3. – с. 29-39
7. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов / В кн.: Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: «ИНЭК», 2007. – С. 18-20
Дополнительная.
1. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования. ttp://www.bigpi.biysk.ru/wwwsite/source/no/barnaul/material-barnaul/aktual-vopros/2-3/kniga_2/kniga_2.doc
2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М.: 2003.
3. Определение и отбор ключевых компетенций (DeSeCo): Теоретические основания. Стратегический доклад http://www.ippd.univers.krasu.ru/bibl/pedagog_razvitie/p10_o001.doc
Тема 4: Особенности учебно-методического комплексапо экономике и обществознанию.
Цель:сформировать представление у студентов об основных учебных пособиях по экономике и обществознанию для современной школы; определить возможности достижения учителем экономики и обществознания оптимального результата профессиональной деятельности путём отбора наиболее эффективных учебных пособий
Основные понятия:учебное оборудование, учебно-методический комплекс, учебные пособия.
Вопросы:
1. Учебное пособие по экономике и обществознанию: понятие, виды. Учебно-методические комплексы по экономике и обществознанию.
2. Проблемы разработки тематического планирования и учебных программ школьных курсов экономики и обществознания.
3. Особенности УМК в обучении экономике и обществознанию в 1 и 2 концентрах.
4. Перспективы развития и совершенствования УМК по обществознанию в контексте разработки государственного стандарта общего образования второго поколения.
5. Особенности учебного комплекса «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке».
6. Проблемы школьного учебника по экономике и обществознанию.
Основная.
1. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
2. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. – М., 1978
3. Федеральный перечень учебников по истории, обществознанию, праву и экономике на 2011/12 учебный год // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 3. – С. 14-18.
Тема 5. Аксиологическая составляющая системы школьной экономической и обществоведческой подготовки.
Цель:сформировать понимание у студентов роли аксиологической составляющей системы школьной экономической и обществоведческой подготовки; умения определять цели урока с позиции ценностного подхода.
Основные понятия: аксиология, ценность, ценностные отношения, воспитательная цель в обучении социально-гуманитарным дисциплинам.
Вопросы:
1. Подходы к определению и реализации воспитательных целей экономического и обществоведческого образования.
2. Ценностный потенциал курсов экономики и обществознания.
3. Особенности, условия, приемы реализации воспитательных целей урока.
Литература
Основная.
1. Боголюбов, Л. Н. Проблема интегративного и дифференцированного курсов обществоведения в общеобразовательной школе / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 3. – с. 20-28
2. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. – 1999. – № 8
3. Загвязинский В.Н. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика. – 1999. – № 5
4. Козленко, С.И. Сущность регионального компонента обществознания / С.И. Козленко // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – №4
5. Концепция обществоведческого образования в двенадцатилетней школе // Содержание образования в двенадцатилетней школе / Под ред. А.Ф. Киселёва. – М., 2000
6. Кузнецова Ф.С. Роль национально-регионального компонента в формировании этнокультурной компетентности учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 5. – С. 52-56; № 6. – с. 46-50
7. Половцева М.А. Исторические аспекты регионализации общего образования в отечественной дидактике / Теоретико-методологические проблемы разработки содержания национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего среднего образования. – М., 2000
8. Стандарт основного общего образования по обществоведению // Учительская газета. – 2004. – № 3-4
Дополнительная.
1. Боголюбов, Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №9
2. Даринский, Л.В. Региональный компонент содержания образования / Л.В. Даринский // Педагогика. – 1996 – №1.
3. Концепция содержания общего среднего образования: рекомендации по формированию нового содержания. – М., 1991
4. Кравченко, А.И. Учебник по обществознанию должен быть доступен всем / А.И. Кравченко // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – №1
5. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. – М., 1991
6. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. учеб. заведений/ Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 73-98
7. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования // Преподавание истории в школе. – 1993. – № 4.
8. О содержании и структуре обществоведческого образования в старшей школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №10
9. Тематическое планирование курса обществознания в старших классах двенадцатилетней школы: материалы к эксперименту // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 6. – с. 42-53
Литература.
Основная.
1. Бухвалов В.А. Технология работы учителя-мастера. – М., 1995
2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994
3. Лернер Проблемное обучение. – М., 1974
4. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. – М., 1968
5. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. – М., 1975.
6. Литвинов А. Иконические модели // Народное образование. – 1991. – № 7
7. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 99-286
8. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М., 1996
9. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М., 1989
10. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999. – С. 249-285
11. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М., 1991
Дополнительная.
1. Гончарова А.И. Диспут на уроке // Преподавание истории в школе. – 1991. – № 5
2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М., 1987
3. Тороп В.В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 2
4. Годер Г.И. Приемы работы с сюжетным диафильмом. // Преподавание истории в школе. – 1978. – № 1
5. Дистанционное обучение / Под ред. Е.С. Полат. – М. 1998.
Тематика с занятий по курсу
«Актуальные вопросы экономического и обществоведческого образования в средней школе»
Тема 1: Государственная образовательная политика в области школьного экономического и обществоведческого образования.
Цель:проанализировать различные подходы при определении концептуальных основ экономического и обществоведческого образования в современной школе, определить отличительные характеристики экономической и обществоведческой подготовки в условиях модернизации системы российского образования.
Основные понятия:система школьного образования, принципы и функции образования, модернизация образования, приоритетный национальный проект «Образование», профильное образование, элективные курсы, целевая установка курса (темы, урока).
Вопросы:
1. Тенденции развития школьного экономического и обществоведческого образования.
2. Основные подходы к определению целей школьного экономического и обществоведческого образования на государственном уровне.
3. Проблемы законодательства об образовании.Государственная политика в области экономического и обществоведческого образования.
4. Экономическое и обществоведческое образование в современном мире.
5. Проблемы экономической и обществоведческой подготовки в профильных классах.
Литература.
Основная.
1. Бессонов Р.В., Околелов О.П. Специфика обучения в профильной школе: Содержание и процесс // Педагогика. – № 7. – с 23-29
2. Боголюбов, Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществознания / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 9. – с. 22-33
3. Коваль Т.В. Обществознание: вчера, сегодня и… снова вчера? // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 4. – с. 54-59
4. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе (2008) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 7-8
5. Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание.XI класс» (проект) // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 1. – С. 40-42; № 2. – С. 35-43
6. Кузнецова Л.В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России // Педагогика. – 2006. – № 10. – с. 95-102
7. Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе. – 1999. – № 5-6
8. Вяземский Е.Е. Линейность или концентры? // История. – 2006. – № 2. – с. 32-38
9. Добрынин М.А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства // Педагогика. – № 9. – с. 103-108
- Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. учеб. заведений/ Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с. 3-72
11. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования // Преподавание истории в школе. – 1993. – № 4.
12. Проблемы обществоведческой подготовки в профильных классах // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 6. – с. 31-34
Дополнительная.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2007
2. Иванова, Л.Ф. Личностно ориентированное обучение обществознанию / Л.Ф. Иванова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 3. – с. 37-46
3. Колесников, Л.Ф. Эффективность образования / Л.Ф. Колесников, В.Н. Турченко, Л.Г. Борисов. – М., 1991
4. Кон И.С. Плюсы и минусы раздельного и совместного обучения // Педагогика. – 2006. – № 9. – с. 16-22
5. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 6. – с. 16-23
6. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития / Отв. ред. Э.Д. Днепров. – М., 1991
7. Сухолет, И.Н. На каких принципах следует строить школьное обществознание / И.Н. Сухолет // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 4. – с. 14-20
Тема 2:Основные концептуальные подходы к преподаванию экономики и обществознания в школе
1.Подходы к преподаванию обществознания в школе: Л.Н. Боголюбов, А.Ю, Лазебникова, Никитин, Л.В. Поляков, Кравченко. Концептуальные основы курса «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке».
2.Авторские подходы к преподаванию экономики и обществознания в школе.
3.Интеграция в обучении экономике и обществознанию.
4.Поликультурное образование.
II. Компетентностный подход в проектировании экономического и обществоведческого образования
Цель: раскрыть сущность современных подходов к оценке качества образования с позиции компетентностного подхода, охарактеризовать специфику профессиональных компетенций учителя экономики и обществознания.
Основные понятия:компетенция, компетентность, ключевые, базовые, специальные компетентности.
Вопросы:
1. Компетентностный подход и проблема качества экономического (обществоведческого) образования.
2. Профессиональные компетенции учителя экономики и обществознания.
Литература
Основная.
1. Боголюбов, Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществознания / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 9. – с. 22-33
2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / В сб. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./ под ред. А.В. Хуторского. – М.: «ИНЕК», 2007. С. ЗЗ-45
4. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании /. – М.: Чистые пруды, 2007
5. Рыжаков, М.В. Ключевые компетенции: возможности применения // Стандарты и мониторинг в образовании.– 1999. – № 4
6. Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении / И.С. Сергеев // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 3. – с. 29-39
7. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов / В кн.: Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: «ИНЭК», 2007. – С. 18-20
Дополнительная.
1. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования. ttp://www.bigpi.biysk.ru/wwwsite/source/no/barnaul/material-barnaul/aktual-vopros/2-3/kniga_2/kniga_2.doc
2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М.: 2003.
3. Определение и отбор ключевых компетенций (DeSeCo): Теоретические основания. Стратегический доклад http://www.ippd.univers.krasu.ru/bibl/pedagog_razvitie/p10_o001.doc
Тема 4: Особенности учебно-методического комплексапо экономике и обществознанию.
Цель:сформировать представление у студентов об основных учебных пособиях по экономике и обществознанию для современной школы; определить возможности достижения учителем экономики и обществознания оптимального результата профессиональной деятельности путём отбора наиболее эффективных учебных пособий
Основные понятия:учебное оборудование, учебно-методический комплекс, учебные пособия.
Вопросы:
1. Учебное пособие по экономике и обществознанию: понятие, виды. Учебно-методические комплексы по экономике и обществознанию.
2. Проблемы разработки тематического планирования и учебных программ школьных курсов экономики и обществознания.
3. Особенности УМК в обучении экономике и обществознанию в 1 и 2 концентрах.
4. Перспективы развития и совершенствования УМК по обществознанию в контексте разработки государственного стандарта общего образования второго поколения.
5. Особенности учебного комплекса «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке».
6. Проблемы школьного учебника по экономике и обществознанию.
Основная.
1. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
2. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. – М., 1978
3. Федеральный перечень учебников по истории, обществознанию, праву и экономике на 2011/12 учебный год // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 3. – С. 14-18.
Тема 5. Аксиологическая составляющая системы школьной экономической и обществоведческой подготовки.
Цель:сформировать понимание у студентов роли аксиологической составляющей системы школьной экономической и обществоведческой подготовки; умения определять цели урока с позиции ценностного подхода.
Основные понятия: аксиология, ценность, ценностные отношения, воспитательная цель в обучении социально-гуманитарным дисциплинам.
Вопросы:
1. Подходы к определению и реализации воспитательных целей экономического и обществоведческого образования.
2. Ценностный потенциал курсов экономики и обществознания.
3. Особенности, условия, приемы реализации воспитательных целей урока.