Богословские и исторические основания

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

КОНЦЕПЦИЯ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

МОСКВА, 2016

1 ЦЕРКОВЬ И ОБРАЗОВАНИЕ........................................................................................ 3

1.1. Богословские и исторические основания............................................................. 4

1.2. Особенности образовательной деятельности Русской Православной Церкви в современных условиях.............................................................................................................. 6

1.3. Основные задачи и принципы образовательной деятельности Русской Православной Церкви в современных условиях............................................................................................. 7

2 ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ............ 9

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ................................................................................................ 9

2.1. Уровни образования................................................................................................ 12

2.2. Образовательные организации............................................................................. 14

2.3. Управление, координация и обеспечение образования.................................. 22

3 ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ.................................................................................................................................. 29


Образовательная концепция Русской Православной Церкви – основополагающий общецерковный документ, развивающий и дополняющий положения Основ социальной концепции[1] в сфере образования.

Концепция формулирует основания образовательной деятельности, осуществляемой Русской Православной Церковью, ее особенности, задачи и принципы на современном этапе; описывает пространство церковной образовательной деятельности в применении к различным уровням образования, учреждениям, имеющим различные организационно-правовые формы, а также к органам управления, координации и обеспечения образовательной деятельности.

ЦЕРКОВЬ И ОБРАЗОВАНИЕ

Церковь понимает под образованием единый целостный процесс воспитания и обучения человека, направленный на наиболее полное раскрытие его способностей, приобщение к достижениям человечества в области наук, культуры, искусств, ремесел и иных. Образование совершается на протяжении всей жизни человека сообразно его дарованиям и задачам возрастного развития и является общественным благом, обеспечивая преемство духовного и культурного развития народов.

Образование должно затрагивать человека в его целостности, сказываться на жизни его духа, разуме, воле, чувстве, физическом развитии. Оно призвано не только повышать интеллектуальный уровень человека, но и оказывать влияние на его мировоззрение, нравственный облик, ценностные ориентиры, содействовать духовному возрастанию личности. В силу этого образование, лишенное мировоззренческой или воспитательной составляющей, не отвечает своему назначению.

Основными целями деятельности Церкви в сфере образования являются сохранение и передача православного Предания, наставление членов Церкви в христианской вере и нравственности, а также приобщение к ценностям Православия и проповедь Евангелия Христова как внутри, так и вне церковной ограды – в общественном и культурном пространстве разных стран и народов.

Образование неизменно является одним из приоритетных направлений церковной деятельности.

Под христианским образованием Церковь понимает такое образование, которое основано на христианском вероучении. Оно является неотъемлемой частью просветительной деятельности Церкви, наряду с миссией и катехизацией. В христианском образовании теоретическая сторона, включающая изучение вероучительных и нравственных истин, церковной истории и т.д., органично сочетается с духовно-практической, содействующей приобретению личного духовного опыта богопознания.

Иисус Христос – Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, – является абсолютным духовно-нравственным идеалом для православного христианина. Христианское образование призвано содействовать уподоблению человека Господу воспитать в нем верность учению Христа и стремление воплощать в жизнь Его заповеди. Вместе с тем оно приобщает верующего к двухтысячелетнему опыту Церкви, к богатому святоотеческому наследию, помогая ему тем самым достичь главной цели христианской жизни – нерушимого единства со своим Господом и Спасителем.

ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Образовательная деятельность Церкви, являясь одним из способов сохранения и передачи православного учения и традиции, включает в себя:

1) преподавание основ православного вероучения;

2) духовно-нравственное воспитание;

3) профессиональную или предметную подготовку.

Эта деятельность осуществляется на уровне высшего, среднего профессионального и общего образования в форме образовательных программ, преподавания отдельных дисциплин и модулей, воспитательной активности, просветительного служения.

Для наиболее полного раскрытия возможностей человека необходимо, чтобы мировоззренческая, воспитательная и предметная составляющие образования были полноценными, взаимосвязанными и осуществлялись в согласии с семейным воспитанием.

Значительную роль в обеспечении образовательной деятельности Церкви играют научные исследования, прежде всего в области богословия и православной педагогики. Уровень научно-педагогического сообщества, специализирующегося в богословии и православной педагогике, а также развитие богословия как науки определяют качество научно-методического и кадрового обеспечения церковной активности в сфере образования.

В каждой из стран канонического присутствия Русской Православной Церкви ее образовательная деятельность призвана стать органичным элементом национальной системы образования, если последняя не окажется агрессивно антихристианской. При выстраивании модели взаимодействия с государственной системой образования Церковь учитывает местные условия и особенности.

В странах, исторически принадлежащих христианской цивилизации, наука, образование и духовно-нравственная традиция, основанные на христианском мировоззрении, являются неотъемлемой частью всей совокупности наук, образовательных и воспитательных традиций.

Пространство образовательной деятельности Русской Православной Церкви не ограничено находящимися в церковном подчинении учреждениями.

Церковь действует в системе собственно церковных (учрежденных Церковью или при ее участии) образовательных организаций, а также в государственных и негосударственных (внецерковного подчинения) образовательных организациях всех уровней и типов, если они изъявляют такое желание.

Сотрудничество Церкви с образовательными организациями внецерковного подчинения осуществляется по разным направлениям:

– преподавание знаний о религии, культурных и исторических традициях Православия;

– содействие в развитии системы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания от дошкольного уровня до высшей школы;

– совместные проекты по разработке учебно-методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс: программ, учебно-методических комплектов, мультимедийных материалов и др.;

– разработка научной проблематики в сфере духовно-нравственного образования (обучения и воспитания); в таких научных областях, как педагогика, психология, философия и социология образования;

– совместные сетевые проекты православного и муниципального образования: региональные школьные и студенческие научно-практические конференции, клубы, форумы, фестивали, выставки, олимпиады, конкурсы, научные и учебно-методические разработки, спортивные и гражданско-патриотические мероприятия и др.;

– поощрение углубленного, профильного изучения православной культуры в муниципальных образовательных организациях путем введения их общественной аккредитации;

– конфессиональная экспертиза примерных основных образовательных программ и учебно-методического сопровождения в части предметов, курсов, дисциплин, модулей православной культуры.

В рамках церковно-государственного и церковно-общественного партнерства Церковь выступает гарантом аутентичности связанных с Православием мировоззренческой, воспитательной и предметной (профессиональной) составляющих национальной системы образования.

Традиция церковного образования позволяет достигать результата, к которому устремлены национальные системы образования: воспитания нравственно и интеллектуально развитой личности, гражданина своего Отечества. В этом случае мировоззренческая, воспитательная и предметная составляющие образования выражены во всей полноте.

Мировоззренческая составляющая

Православное образование осуществляется на мировоззренческой базе православной веры и традиций церковной жизни и предполагает знакомство с православным вероучением, христианской нравственностью, Священным Писанием, агиографией, церковной историей, искусством и словесностью в контексте истории и культуры народа, края, страны и мира, а также приобретения навыка христианского осмысления исторических событий, произведений литературы и искусства. Это определяет содержание дисциплин вероучительного характера, а также занимает существенное место в курсах истории, литературы, мировой художественной культуры, краеведения и т.д.

Преподавание предметов, знакомящих с Православием и приобщающих учащихся к нравственным ценностям, историческим и культурным традициям православного христианства, требует и от самого педагога принадлежности к православной традиции и соответствующих компетенций.

Воспитательная составляющая

Православное воспитание состоит в усвоении христианских добродетелей, главная среди которых – любовь к Богу и ближнему. Понятие «духовно-нравственное воспитание» возникло в русле христианской традиции и имеет своим основанием заповедь Христа о любви. Оба начала – духовное, соединяющее человека с Богом, и нравственное, соединяющее с ближним, – в этом понятии неразрывно связаны и обусловлены одно другим.

Воспитание сопровождает учебный процесс, а также может осуществляться во внеурочное время в разных формах, таких, как, например, добровольческая социальная деятельность, духовное краеведение, экскурсионные программы, паломнические поездки, военно-спортивные лагеря, разнообразные патриотические проекты и прочее.

Православное воспитание противостоит острым социальным недугам – кризису семьи, демографическому кризису, распространению алкоголизма и наркозависимости.

Предметная составляющая

Церковь поддерживает стремление к повышению качества, глубины и фундаментальности образования, осуществляемого по национальным образовательным стандартам, включая православный компонент. Исходя из равенства всех людей перед Богом Церковь считает недопустимой излишнюю коммерциализацию образования как препятствующую доступности образования для всех слоев населения, включая малообеспеченные и социально незащищенные семьи.

Образование на основе православного мировоззрения осуществляется при условии сознательного выбора учащихся или их родителей (законных представителей).

Сотрудничая с государственными и общественными образовательными структурами, Церковь готова по мере сил участвовать в нормативном, научном, учебно-методическом, кадровом, организационном и информационном обеспечении образования.

***

Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в Концепции рассматривается в отношении:

1) содержания образования по его уровням;

2) образовательных организаций различных типов, их принадлежности;

3) управления, координации и обеспечения образовательного процесса.

Просветительной деятельности Русской Православной Церкви посвящен самостоятельный раздел.

2.1. Уровни образования

Высшее образование

Высшее образование, будучи областью подготовки профессиональных кадров, является необходимой основой развития всей образовательной деятельности Церкви.

Развитие всех направлений внутренней и внешней церковной деятельности, включая просвещение, миссию, социальную и молодежную работу, требует участия лиц с высшим богословским образованием.

Деятельность Церкви на уровне высшей школы направлена прежде всего на развитие богословия и связанных с ним специализаций смежных наук.

Богословие (теология)[3] как научное и образовательное направление изучает теоретически осмысленные в лоне Церкви источники и систему православного вероучения, исторические формы и практику церковной жизни в общенаучном, культурном (цивилизационном), межрелигиозном (межконфессиональном), общественном и других контекстах.

Богословие включает в себя совокупность научных областей, с которыми связаны профили высшего богословского образования. Одни из них составляют фундаментальное ядро богословия, как например: изучение Священного Писания, догматика, церковная история, патрология, изучение богослужения и иные. Другие обусловлены конкретными историческими обстоятельствами и запросом со стороны общества, например, церковно-государственные отношения, культура Православия.

Полноценное развитие и изучение Православного богословия невозможно в отрыве от духовного опыта Церкви, от ее традиции.

Являясь органичным компонентом научной области в целом, богословие наиболее тесно связано с гуманитарной сферой – с историей, философией, филологией, искусствоведением, педагогикой.

Присутствие богословия в научном пространстве способствует осмыслению цивилизационного многообразия человечества, помогает прийти к более глубокому пониманию вызовов современного глобального мира.

Потребность современного мира в богословском осмыслении основополагающих вопросов бытия, в мировоззренческом и этическом осмыслении научных парадигм становится особенно очевидной в связи с возникновением этико-антропологических проблем при быстром развитии биологии, генной инженерии и других наук, способных коренным образом изменить жизнь человеческого общества, семьи, личности.

С другой стороны, партнерство и сотрудничество богословов со светскими учеными, ведущими исследовательскую деятельность в области смежных наук, помогает Церкви при решении историко-богословских и церковно-практических вопросов, в развитии образовательной, просветительной и воспитательной работы. В этой связи целесообразно:

1) развитие системы научно-богословской аттестации на началах церковно-государственного партнерства: создание научно-богословских центров, диссертационных советов, богословских аспирантур и докторантур;

2) развитие научной работы преподавателей и студентов-богословов, научно-издательской деятельности, проведение научных и образовательных конференций на региональном, общенациональном и международном уровнях.

Церковь открывает и развивает собственные высшие учебные заведения. Вместе с тем для нее важно поддерживать доброжелательное партнерство со всей системой высшего образования как национальной, так и международной. В первую очередь это относится к подготовке теологов на базе государственного образовательного стандарта, а также – к преподаванию специальных богословских дисциплин, углубляющих профессиональную подготовку историков, филологов, педагогов и других гуманитариев, а также преподавание основ богословия для обучающихся по любой специальности в рамках курсов по выбору студента. Именно богословие, сохраняя мировоззренческую свободу учащихся, создает возможность для информированного мировоззренческого и нравственного выбора.

С этой целью при определяющем участии Церкви разрабатываются и совершенствуются образовательные программы разных объемов и профилей:

1) программы высшего теологического образования на уровнях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры;

2) программы высшего образования по истории, философии, филологии, искусствоведению, педагогике, архитектуре, иконописи, церковной музыке и прочим направлениям для уровней специалитета, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, включающие богословский компонент;

3) отдельные богословские дисциплины в составе программ высшего образования любой специальности и любого уровня.

Гибко реагировать на образовательный запрос со стороны Церкви и общества позволяет форма дополнительного профессионального образования с программами разной длительности. В этой форме осуществляется подготовка к церковным служениям, в том числе в области катехизации, миссии, социальной и молодежной работы, повышение квалификации исследователей, преподавателей и священнослужителей, подготовка учителей к преподаванию православной культуры, чтение теологических дисциплин студентам иных специальностей, катехизация и прочее.

Перечисленные основные и дополнительные образовательные программы реализуются в образовательных организациях церковного подчинения (духовных академиях и семинариях, православных университетах и институтах, организациях дополнительного профессионального образования), в государственных и негосударственных вузах, а также образовательных организациях дополнительного и среднего профессионального образования и иных, не находящихся в церковном подчинении.

Среднее профессиональное образование

Основной деятельностью Церкви на данном образовательном уровне является обеспечение возможности православного мировоззренческого выбора и духовно-нравственного воспитания. Эта возможность осуществляется через преподавание богословских дисциплин в рамках основного учебного плана или дополнительных программ, а также через православные воспитательные программы.

Для ряда направлений богословские дисциплины являются частью не только мировоззренческой, но и профессиональной составляющей. Это относится к образованию регентов, иконописцев и иных церковных специалистов. Названные направления могут присутствовать как на уровне среднего профессионального, так и на уровне высшего образования.

Общее образование

Общее образование охватывает наибольшее число участников образовательных отношений, и Церковь уделяет этой сфере пристальное внимание.

В доступных в соответствии с государственным законодательством формах в рамках образовательных программ общего образования всех четырех уровней – дошкольного, начального, основного, среднего, а также дополнительного общего образования – в церковных, государственных, муниципальных и частных образовательных организациях по выбору родителей (законных представителей) ребенка может быть реализован православный компонент, который включает в себя мировоззренческую, воспитательную и предметную составляющие.

Реализация православного компонента в системе общего образования предполагает его интеграцию и в такие направления общего образования, как естественнонаучное, общегуманитарное (расширение блока гуманитарных предметов как обладающих бόльшим воспитательным потенциалом), военно-патриотическое (подготовка к военной или иной государственной службе), этнокультурное (изучение краеведения и местных традиций, фольклора, ремесел и тому подобное, если содержание программ не противоречит нравственным и аксиологическим принципам, исповедуемым Церковью).

Церковь придает большое значение развитию предпрофессиональной подготовки для абитуриентов, планирующих получать богословское образование или смежные специализации гуманитарных наук. Такая подготовка может осуществляться в рамках общего или дополнительного образования и включать углубленное изучение церковнославянского, древнегреческого, латинского и современных европейских языков, Священного Писания, церковной и всеобщей истории, элементов основных богословских дисциплин.

Образовательные организации

Православные образовательные организации различных организационно-правовых форм призваны беречь традиции, осуществляя одновременно признанные необходимыми реформы. Тип и назначение образовательной организации влияют на особенности реализации связанных с Церковью научных и образовательных направлений и воспитательных традиций.

Организации высшего профессионального образования

Духовные учебные заведения Русской Православной Церкви наряду с управляемыми или признаваемыми Церковью богословскими (теологическими) подразделениями университетов формируют единую систему высшего богословского образования и науки, которая регулируется и координируется Церковью через профильные синодальные структуры и попечение епархиальных архиереев.

Единство системы обусловлено близостью нормативного, научно-методического и кадрового обеспечения богословского образования в вузах различного типа.

Духовные образовательные организации

Система духовного образования Русской Православной Церкви включает духовные семинарии, духовные академии, аспирантуры и докторантуры, а также осуществляющие пастырскую подготовку подразделения в составе православных университетов или действующие при них.

Духовные учебные заведения главной своей целью имеют подготовку священнослужителей, преподавателей и ученых в области богословия.

На базе духовных учебных заведений также осуществляется подготовка регентов, иконописцев, катехизаторов, миссионеров, специалистов по социальной работе, работе с молодежью и другим направлениям церковной деятельности, предоставляется богословское образование монашествующим.

В духовных учебных заведениях получение высшего богословского образования непременно соединяется с литургической жизнью, а для будущих кандидатов в священнослужители – и с воспитанием качеств, необходимых будущему пастырю.

Задача подготовки научно-педагогических богословских кадров является общей для всех образовательных организаций, дающих высшее богословское образование: духовных семинарий, духовных академий, аспирантур и докторантур, а также университетских теологических подразделений, управляемых или признаваемых Церковью.

Для осуществления этой ответственной миссии в системе духовных учебных заведений развиваются все уровни высшего образования и научно-богословской подготовки: бакалавриат, уже формирующий исследовательские компетенции[4], магистратура, аспирантура и докторантура. В данной системе должны быть обеспечены условия для научно-исследовательской работы аспирантов и преподавателей, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для клириков.

Духовные учебные заведения несут ответственность за высокий образовательный ценз духовенства Русской Православной Церкви. Именно они, в силу укорененности в православной духовной традиции, призваны быть гарантом развития православного богословия в строго церковном духе, в преемстве с русской богословской традицией и в неразрывной связи с литургической жизнью Церкви.

Пастырская подготовка может реализовываться в виде освоения/преподавания обособленного специального блока дисциплин, а может служить профилем осваиваемой теологической программы.

Духовные учебные заведения, не дающие высшего богословского образования, не могут считаться достаточными для подготовки своих выпускников к рукоположению.

В соответствии с традициями стран канонической ответственности Русской Православной Церкви и с учетом современных потребностей церковно-общественного взаимодействия в сфере науки, образования и просвещения как священнослужители, так и миряне Русской Православной Церкви, имеющие высшее богословское образование или богословские ученые степени, должны обладать правами и привилегиями лиц с высшим образованием и учеными степенями соответственно, наравне со специалистами в прочих областях научного знания. Маргинализация просветительной деятельности, образованного священства и богословов-мирян в советский период стала следствием политики государственного атеизма и в настоящее время является анахронизмом.

Выпускники духовных академий и семинарий должны получать права лиц с высшим образованием. Форма государственного признания дипломов духовных учебных заведений определяется местным законодательством.

Система духовных академий и семинарий реализует оптимальные программы пастырской подготовки для различных групп ставленников, учитывая, что, помимо вчерашних выпускников школ, призвание к служению подчас имеют семейные люди с жизненным опытом, в том числе уже получившие высшее богословское образование и несущие те или иные церковные послушания. Поступающим должны быть предоставлены выбор учебного заведения и возможность получить признаваемый государством диплом.

Подбор абитуриентов для духовных учебных заведений осуществляется на приходах и в монастырях. Священники должны находить достойных абитуриентов и оказывать им поддержку в подготовке к пастырской деятельности. Для поступления в духовное учебное заведение необходима рекомендация настоятеля или архиерея, который знает умонастроения абитуриента и может оценить серьезность его намерений и способности.

Также источником поступающих в духовные академии и семинарии являются система религиозного просвещения, катехизации и дополнительного теологического образования.

Православные университеты и институты

Православные университеты и институты – организации высшего профессионального образования, имеющие конфессиональное представление Русской Православной Церкви. Они состоят в ведении профильных синодальных структур и могут получать церковное финансирование. На епархиальном уровне попечение о православных вузах имеет епархиальный архиерей.

Университетская форма, предполагающая развитие совокупности наук в их взаимодействии, позволяет охватить широкий спектр приоритетных для Церкви направлений деятельности. Определяя набор специальностей, православный университет имеет возможность исходить из задач научного развития богословия и нужд церковной практики. Наличие специалистов в различных областях богословия (как например, Священное Писание, догматическое богословие, церковная история, патрология, литургика и иные) дает преимущества при развитии тех специализаций внутри гуманитарных наук и искусств, которые наиболее тесно связаны с церковной проблематикой. Также это позволяет наиболее полно раскрыть потенциал богословия как мировоззренческой компоненты высшего образования, предоставив студентам всех факультетов получить богословские знания в интересующем их объеме.

Для православного университета характерно регулярное участие студентов и преподавателей в богослужении и таинствах Церкви.

Ядро профессорско-преподавательской корпорации православного университета объединяет принадлежность к Православной Церкви и профессиональные интересы преимущественно в области богословия и смежных наук. В силу этого университет способен гибко реагировать на возникающие потребности Церкви в разработке новых богословских и смежных специализаций.

Университет ведет подготовку кадров для различных направлений церковного служения и церковной миссии в обществе, а также для профессиональной деятельности в различных государственных и общественных структурах.

Православные университеты служат ориентиром для теологических подразделений государственных вузов в отношении развития богословия в церковной традиции: они вырабатывает модель взаимодействия богословия с другими науками в рамках исследовательских проектов и в учебных планах разных специальностей.

Образовательные организации церковного подчинения

Связанные с Церковью направления профессиональной подготовки реализуются преимущественно на базе организаций высшего образования. Исключение составляют училища сестер милосердия и часть иконописных и регентских школ.

В учебные планы включаются необходимые богословские и междисциплинарные курсы. Обучение и воспитание здесь осуществляется на мировоззренческой основе Православия в соединении с литургической жизнью Церкви. В учебных заведениях могут действовать домовые храмы.

Оптимальное развитие организаций среднего профессионального образования требует учебно-методической и кадровой поддержки со стороны организаций высшего образования.

Образовательные организации внецерковного подчинения

В соответствии с социальным запросом и профессиональной необходимостью в государственных и прочих учреждениях среднего профессионального образования могут преподаваться богословские дисциплины и реализовываться православные воспитательные программы.

Ряд направлений среднего профессионального образования требует богословской подготовки. Прежде всего это относится к образованию учителей, преподающих предметы, связанные с православной культурой.

Изучение Православия также может входить в мировоззренческий компонент образования, а православные воспитательные практики – в воспитательную программу образовательной организации.

Богословские дисциплины должны преподавать специалисты, имеющие богословскую подготовку. Непрофильное гуманитарное образование не может считаться достаточным.

Учебно-методическое обеспечение совокупности богословских дисциплин для программ среднего профессионального образования должно проходить рецензирование в ведущих центрах высшего теологического образования или разрабатываться этими центрами.

Организации общего образования

Православные организации общего образования

Русская Православная Церковь учреждает православные школы, гимназии, лицеи, а также православные дошкольные образовательные организации: детские сады, ясли, дошкольные группы в центрах непрерывного образования.

Православная образовательная организация – организация, учрежденная религиозными организациями и (или) иными физическими и (или) юридическими лицами, имеющая действующее конфессиональное представление Русской Православной Церкви и реализующая православный компонент общего образования в соответствии с церковным стандартом в рамках образовательных программ, включенная в реестр православных общеобразовательных организаций.

Православные образовательные организации реализуют национальные государственные образовательные стандарты общего образования. Изучение вероучения и иных аспектов Православия встраивается в основные образовательные программы общего образования как православный компонент, отвечающий требованиям соответствующего церковного образовательного стандарта. Образовательные программы с православным компонентом разработанные православными образовательными организациями, проходят экспертизу в рамках конфессиональной аттестации. Требования к преподавателям предметов православного компонента определяются церковными нормативными документами.

Обучение и воспитание осуществляются на мировоззренческой основе Православия. В православных образовательных организациях, как правило, действуют домовые храмы, помогающие обеспечить литургическую жизнь верующих преподавателей и учащихся. Внутри собственно церковной системы образования большую роль играет институт штатных духовников (духовных попечителей) и законоучителей в священном сане.

Учащимся православных образовательных организаций должно быть доступно полноценное, соотнесенное с возрастом и развитием воспитанников изучение Православия и христианское осмысление отечественной и мировой истории и культуры.

Качество подготовки по общеобразовательным предметам в православных образовательных организациях должно быть не ниже требований государственных образовательных стандартов общего образования. Желательно также развивать профильное, углубленное изучение ряда предметов, выстраивать связи с учреждениями дополнительного образования для выявления и максимального развития особых детских дарований.

Православные школы служат базами практики для студентов семинарий, духовных академий и теологических подразделений, признаваемых Церковью.

Православные образовательные организации общего образования призваны служить ориентиром в области духовно-нравственного воспитания и изучения Православия для прочих образовательных организаций, реализующих программы православного образования, с этой целью они инициируют создание методических советов, проводят семинары для учителей-предметников и т.д.

Организации общего образования внецерковного подчинения

Русская Православная Церковь, выражая интересы своих чад, всех, кто идентифицирует себя с Православием, становится инициатором взаимодействия в вопросах образования и выражает готовность к сотрудничеству с государственными, муниципальными и общественными организациями, органами управления образованием, всеми традиционными религиями.

В согласии с национальным образовательным законодательством той или иной страны, которое предусматривает формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями, по желанию обучающихся или их родителей (законных представителей) в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях внецерковного подчинения, Церковь выражает готовность нести знания о Православии как духовно-нравственном основании традиционной культуры народов России и других стран канонической ответственности Русской Православной Церкви, средоточии духовных и нравственных ценностей, оказавших и оказывающих влияние на историческое развитие и нравственное состояние стран и народов, человеческих сообществ и каждой личности.

Православно ориентированное образование в государственных, муниципальных и частных нецерковных организациях общего образования осуществляется на началах их сотрудничества с Церковью, эффективной реализации которого служит создание специальных совместных органов (попечительских, экспертных, координационных, учебно-методических и др.) с участием церковных организаций.

Преподавание курсов, дисциплин и модулей по православной культуре в системе общего образования осуществляется в доступных для обучающихся формах и не сопровождается обязательным обучением религиозной практике, участием в религиозной жизни и богослужениях.

Главная цель, которую ставят перед собой как Церковь, так и государство при введении данных курсов, дисциплин и модулей, – создать благоприятные условия для воспитания детей на основе традиционных православных христианских духовно-нравственных ценностей. Для этого данная предметная область должна быть представлена по всем годам обучения в школе. В ходе преподавания данных курсов происходит знакомство обучающихся с христианскими духовно-нравственными ценностями, духовно-нравственное воспитание на их основе, а также раскрытие смысла православного вероучения и традиций.

На всех уровнях общего образования возможны следующие формы знакомства с Православием:

1) реализация программ, предусмотренных стандартами православного образования, утвержденными профильным синодальным отделом (для частных школ – при наличии конфессионального представления, для государственных и муниципальных – вне рамок образовательной программы);

2) изучение православной культуры, в том числе в качестве предмета по выбору, входящего в комплекс дисциплин, посвященных различным религиозным культурам и гражданской этике;

3) включение знаний о православном вероучении, Священном Писании, истории, культуре, искусстве в предметы общегуманитарного пр<

Наши рекомендации