Изменены территориальные основы местного самоуправления.
В соответствии с положениями Конституции РФ, из содержания которой вытекает, что местное самоуправление выступает одной из основ конституционного строя в Российской Федерации, муниципальная власть сформирована на всей территории страны, за исключением пока двух субъектов Российской Федерации – Республики Ингушетия и Чеченской Республики[11]. В результате «территориальной» реформы местного самоуправления (Приложение 5) количество муниципальных образований увеличилось более чем в два раза – с 11 560 до 24 510. Заметим, что в субъектах Российской Федерации этот аспект реформы проявляется по-разному: в одних увеличения численности муниципальных образований не произошло, в других муниципальный уровень публичной власти образован почти «с нуля».
Введен поселенческий принцип территориальной организации местного самоуправления, для чего предусмотрены муниципальные образования двух уровней – поселения[12] и муниципальные районы. Местное самоуправление имеет цель «непосредственного обеспечения жизнедеятельности местного населения», связано с местом проживания людей, поэтому различны особенности его организации в населенных пунктах (Приложение 6) и на межселенной территории.
Предусмотрено также наличие муниципальных образований особого вида – городских округов[13]. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии нескольких условий:
1) в городском поселении сложилась социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления переданных в установленном порядке отдельных государственных полномочий;
2) в прилегающем (прилегающих) муниципальном районе (муниципальных районах) сложилась социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения муниципального района и осуществления переданных в установленном порядке отдельных государственных полномочий;
3) существует перспектива развития городского поселения, подтвержденная генеральным планом данного городского поселения.
Можно дискутировать о требованиях, в соответствии с которыми устанавливаются и изменяются границы муниципальных образований, изложенные в ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ, например, о составе территории городского и сельского поселений (п. 5-7), об установлении для сельских населенных пунктов предельной численности в 100 человек, обладающих избирательным правом, при которой населенный пункт может не наделяться статусом поселения (п. 9 ч. 1), о расположении административного центра муниципального образования с учетом для сельских поселений – «пешеходной доступности до административного центра и обратно в течение рабочего дня», для муниципальных районов – «транспортной доступности» (п. 10-11 ч. 1), о недопустимости наличия у муниципальных образований анклавов (п. 12-13 ч. 1), о критериях отнесения территорий субъектов Российской Федерации к территориям с низкой и высокой плотностью населения (ч. 3-4)[14]. Однако прослеживается общая концепция – единство критериев к установлению границ муниципальных образований на всей территории страны. В противном случае, как это было до реформы, каждый субъект Российской Федерации определял территориальное устройство местного самоуправления по-своему, зачастую не только без учета мнения и интересов местного населения, но и вопреки существующим экономическим, инфраструктурным, географическим, социально-демографическим, историческим и иным местным особенностям.
Кроме того, в главе 11 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрены особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения[15], в закрытых административно-территориальных образованиях (Приложение 7)[16], в наукоградах (Приложение 8)[17], на приграничных территориях (Приложение 9)[18] и на территориях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)[19], что предполагает специфику решаемых на данных территориях вопросов местного значения, систему, порядок формирования органов местного самоуправления и распределения между ними полномочий, режимы жизнедеятельности граждан, землепользования, ведения предпринимательской и иной деятельности.
В то же время Федеральный закон № 131-ФЗ не учитывает особенности организации местного самоуправления на некоторых территориях: в общинах коренных малочисленных народов Российской Федерации и в закрытых военных городках. Специфика организации управления на территориях проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации (Приложение 10[20]) предусмотрена федеральными законами от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»[21] и от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»[22], а также нормативными правовыми актами Республики Дагестан[23]. Закрытые военные городки – расположенные в населенных пунктах военных городков воинские части, имеющие систему пропусков, а также обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов, на территории которых имеются служебные жилые помещения, предоставляемые военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей[24]. Закрытые военные городки имеют Федеральная служба охраны РФ[25], Вооруженные Силы РФ и органы Федеральной службы безопасности РФ[26].