Основные черты геологического строения и тектонического положения
Крымский полуостров имеет очень сложное геологическое строение, обусловленное его своеобразным тектоническим положением.
(Горная часть Крыма вместе с Керченским полуостровом входит в состав Альпийской геосинклинальной складчатой области, которая в виде широкого пояса протягивается через всю Южную Европу, охватывая берега Средиземного и Черного морей, и продолжается в Южную Азию.
Горный Крым вместе с Керченским полуостровом представляет одно из окраинных больших антиклинальных поднятий — мегантиклино-риев, которые вытянуты вдоль границы этой складчатой области и ограничивающей ее с севера платформы. Подобными же антиклинальными поднятиями является Большой Кавказ, Балканский хребет, Восточные Карпаты и др.
Равнинный Крым относится к своеобразной платформенной области, отделяющей альпийские сооружения Горного Крыма от докембрий-ской Восточно-Европейской платформы, к которой относится материковая часть Украины. Отличием этой области от древней платформы является более молодой (палеозойский) складчатый фундамент. В пределах равнинного Крыма фундамент находится очень глубоко, а покрывающие его меловые и кайнозойские отложения образуют две системы пологих впадин, разделенных Тарханкутским валом и Новоселов-ским поднятием (рис. 1), вытянутыми широтно. Сходное строение имеет равнинный Северный Кавказ и западное побережье Черного моря, включающее возвышенность Добруджи и Нижнедунайскую низменность. Вместе с равнинным Крымом эти области входят в состав молодой платформы, получившей наименование Скифской плиты. К этой же плите относятся и примыкающие к Крыму мелководные участки дна северо-западной части Черного моря и Азовского моря. Мегантиклино-рий Горного - Kрыма отделен от Скифской плиты системой разломов; расположенных в области предгорий.
Пргедгорные гряды сложены полого наклоненными в сторону равнины слоями меловых, палеогеновых и неогеновых отложений, которые
была самой глубокой у нас в стране. Г. Д. Романовский написал первый систематический очерк геологии Крыма.
Второй период — с конца XIX в. до Октябрьской революции — был периодом дальнейшего уточнения стратиграфии Крыма, изучения петрографии изверженных пород и тектоники. Особенно большую роль играют работы Н. И. Андрусова по стратиграфии неогеновых отложений Керченского полуострова, где им были установлены многие важнейшие подразделения неогена и сделаны выводы об условиях образования неогеновых осадков, особенно рифовых массивов. А. Е. Лагорио были изучены интрузивные породы Крыма и вулканические толщи Карадага. К. К. Фохтом была намечена стратиграфия нижне- и верхнетретичных отложений предгорного Крыма и выяснено наличие системы складок на Тарханкутском полуострове. А. Ф. Слудским, О. К. Ланге и Г. Ф. Мирчинком была уточнена стратиграфия верхнемеловых и палео-геновых отложений.
Большое значение имели работы по десятиверстной геологической съемке Крыма, организованной Геологическим комитетом и проводившейся с 1899 по 1912 г. К. К. Фохтом, А. А. Борисяком, В. М. Цебрико-вым, Н. А. Каракашем, Н. И. Андрусовым и др. Ими был уточнен возраст верхнеюрских и среднеюрских отложений, а Н. А. Каракашем при этом детально разработана стратиграфия нижнего мела юго-западной части Крыма.
К. К. Фохт установил, что Горный Крым имеет в основном складчатое строение. Он выявил наличие древнего антиклинального поднятия к юго-востоку от Симферополя, которое назвал «мезотаврическим кряжем», образовавшимся к началу верхней юры. Сбросам в Крыму К. К. Фохт придавал второстепенную роль, считая, что они лишь осложняют складчатые в основе структуры, сопровождающиеся кое-где ша-рьяжами. Наоборот, А. А. Борисяк приписывал весьма существенную роль в формировании структуры Горного Крыма разломам и, в частности, крупным сдвигам, рассекающим, по его мнению, общее сводообразное поднятие Горного Крыма от Балаклавы до Феодосии на ряд отдельных перемещенных глыб. Этот вывод для восточной части Горного Крыма вполне подтвердился последующими работами, которые не опровергли и общего представления о складчатом строении Горного Крыма.
К. К. Фохт, А. А. Борисяк и другие участники геологической съем-
ки Крыма составили его первую геологическую карту, но не дали, за
исключением самых общих выводов, характеристики его тектоники и
истории развития. Лишь Н. И. Андрусов составил подробное описание
тектоники Керченского полуострова.
Одновременно изучением изверженных пород Крыма занимались В. В. Аршинов, А. М. Зайцев, А. К. Мейстер, Д. И. Щербаков, П. Н. Чир-винский, а минералами изверженных пород — А. Е. Ферсман. Очень интересные исследования карста Крыма были проведены А. А. Крубе-ром, который заложил этим основы целой отрасли науки — карстоведе-ния. Гидрогеологией Крыма в это время занимались П. А. Двойченко и Н. В. Рухлов.
Следующий период изучения Крыма связан с развитием более детальных геологических исследований, покрывших всю площадь Крыма за годы после Октябрьской революции. Эти работы, производившиеся
A. С. Моисеевым, Д. В. Соколовым, Г. Ф. Вебер, В. В. Меннером,
B. Ф. Пчелинцевым, Г. Я. Крымгольцем, Г. А. Лычагиным, В. В. По
повым и многими другими, выполненные за годы перед Великой Оте
чественной войной, дают большой материал по стратиграфии и текто
нике Крыма. Результаты многих из этих исследований опубликованы
и являются исходными для понимания геологии отдельных районов Гор
ного Крыма, его стратиграфии и тектоники.
Многими геологами были сделаны попытки обобщения геологичес-' ких данных по значительным участкам Крыма. Следует при этом иметь в виду, что исследователи начала описываемого периода, в соответствии с господствовавшими в 20-х годах в геологии представлениями о большой роли крупных горизонтальных перемещений в земной коре, отводили этим перемещениям значительное место и в Горном Крыму. Так, Д. В. Соколов рисовал огромный надвиг титона на более молодые породы в восточном Крыму. А. С. Моисеев придавал горизонтальным перемещениям сильно преувеличенное значение. Чуть ли не все массивы верхнеюрских известняков Главной гряды он рисовал как перемещенные по колоссальным надвигам в виде сдвинутых покровов; при этом все стратиграфические несогласия принимал за тектонические. Преувеличенное значение в Горном Крыму придавал он и крутым разломам, рисуя несуществующие многочисленные надвиговые чешуи.
Стратиграфия осадочных толщ, участвующих в строении Крымского полуострова, была обоснована огромным палеонтологическим материалом. Пермские и каменноугольные отложения Крыма детально описаны О. Г. Туманской и А. Д. Миклухо-Маклаем, стратиграфия триаса— А. С. Моисеевым. В деле разработки стратиграфии юры основными являются работы А. С. Моисеева, В. Ф. Пчелинцева, Г. Я. Крым-гольца, Д. В. Соколова и Д. П. Стремоухова. Среднеюрским вулканическим породам Карадага посвящены работы Ф. Ю. Левинсон-Лессинга и Е. Н. Дьяконовой-Савельевой. Г. Ф. Вебер были внесены новые данные в схему строения нижнемеловых отложений, построенную Н. И. Каракашем, и разработана заново стратиграфия нижнего мела восточной части Горного Крыма.
Г. Ф. Вебер, В. С. Малышевой и О. Ф. Нейман разработана обоснованная фауной схема стратиграфического расчленения верхнего мела с разделением его на ярусы. Стратиграфии палеогена Крыма посвящены работы 3. Л. Маймин и Р. Б. Самойловой; стратиграфии неогена — многочисленные работы ряда исследователей, а также превосходная сводка Б. П. Жижченко, В. П. Колесникова и А. Г. Эберзина. Четвертичным отложениям и геоморфологии Крыма посвящены работы Б. Ф. Добрынина, Н. И. Николаева, А. И. Дзенс-Литовского. А. С. Моисеевым, В. В. Меннером и мной были написаны первые очерки тектонического строения Крыма.
Большие работы проводились по изучению подземных вод Крыма, главным образом в равнинной и предгорной части. На Южном берегу велись гидрогеологические и инженерно-геологические работы. Итоги этих работ опубликованы в многочисленных статьях и книгах, из которых наиболее важны работы В. Ф. Пчелинцева и Н. Ф. Погребова и А. П. Нифонтова.
Петрографии Крыма посвящена сводка В. И. Лучицкого; интрузивным массивам — работы В. Н. Павлинова, минералогии Крыма — сводка С. П. Попова. Мной несколько позже была составлена сводка по стратиграфии и тектонике Крыма на основе данных геологических исследований предвоенных лет и первых лет, прошедших после войны.
После Великой Отечественной войны геологические исследования очень широко развернулись на территории Крыма. Вся его площадь была покрыта новыми геологическими съемками и были выполнены большие работы по изучению его полезных ископаемых и подземных вод.
В работах по составлению геологических карт принимали участие геологи треста «Крымнефтегазразведка» Г. А. Лычагин, А. А. Балакина, Е. А. Ильченко и Московского геологоразведочного института И. В. Архипов, В. И. Бабак, В. В. Бобылев, Д. С. Кизевальтер, Г. И. Немков, Е. А. Успенская, В. М. Цейслер, М. В. Муратов.
Очень большие работы проводились трестом «Крымнефтегазразвед-
ка» как по изучению отдельных участков предгорного и равнинного Крыма и Керченского полуострова, так и по бурению на них колонковых и глубоких разведочных скважин. Эти работы привели к выявлению в равнинном и предгорном Крыму и Керченском полуострове ряда антиклинальных поднятий, перспективных в отношении бурения на нефть и газ. В результате бурения был вскрыт ряд горизонтов с проявлениями нефти и газа. Кроме того, бурением во многих местах равнинного Крыма была пройдена вся толща осадочного чехла и вскрыт палеозойский складчатый фундамент.
Одновременно большие работы по изучению нефтегазоносности
Крыма проводились научно-исследовательскими институтами
УкрНИГРИ и ВНИГНИ, ВНИИГАЗ и др. В этих работах принимали участие: Н. И. Черняк, Г. X. Дикенштейн, М. С. Бурштар, А. Е. Каме-нецкий и др.
Значительные исследования проводились также по изучению подземных вод Крыма. Они велись в основном Крымской комплексной экспедицией Министерства геологии УССР. Систематические исследования по изучению водных ресурсов Крыма осуществлялись под руководством Е. А. Ришес. Изучением минеральных вод Крыма занимались С. В. Аль-бов и М. М. Фомичев.
В связи с проблемой водоснабжения Южного берега, а также строительством новых санаториев и курортов и необходимостью борьбы с оползнями проводились работы Всесоюзным институтом гидрогеологии и инженерной геологии (М. В. Чуринов, И. М. Ципина и В. П. Лазарева), а также Московским геологоразведочным институтом (Г. С. Золотарев, И. В. Попов, В. Г. Шипулина и М. В. Муратов и позднее С. В. Дроздов, Е. И. Дрюк и др.).
Эти работы дали много новых данных для уточнения геологии Южного берега.
В последние годы такого же рода работы систематически ведутся Ялтинской оползневой и гидрогеологической станцией Министерства геологии УССР.
Много нового дали поисково-разведочные работы по изучению проявлений киноварного оруденения, разведка железных руд на Керченском полуострове и месторождений строительных материалов и глин.
Большую роль для понимания геологического строения Крыма и освоения его полезных ископаемых играют научно-исследовательские работы последних лет. Они во многом уточнили и детализировали стратиграфию осадочных толщ и их литологию. Стратиграфию палеозойских образований фундамента равнинного Крыма изучала Н. И. Черняк, а глыбы и гальки палеозойских известняков — А. Д. Миклухо-Маклай и Т. И. Добровольская. Стратиграфии триасовых и нижнеюрских отложений и их литологии посвящены работы Л. Б. Васильевой, М. В. Муратова, Н. В. Логвиненко, Г. В. Карповой и Д. П. Шапошникова, А. И. Шалимова, В. П. Казаковой, Б. П. Бархатова, Г. Я- Крымгольца, А. С. Дагиса и В. Н. Шванова. Стратиграфию средней юры значительно уточнили работы Н. В. Безносова, В. В. Бобылева, О. В. Снегиревой. Литологии и стратиграфии верхней юры посвящены работы И. В. Ар-хипова, В. П. Макридина, Е. В. Краснова, Н. П. Кянсеп, Г. А. Лычагина, Н. К. Овечкина, В. Ф. Пчелинцева, а литологии —М. В. Михайловой. Много нового вносят многолетние исследования Е. А. Успенской. Стратиграфия нижнего мела значительно уточнена работами В. В. Друщица, М. С. Эристави, Г. А. Лычагина, В. М. Цейслера, Б. Г. Янина, Н. И.Лысенко, А. А. Шаля и др. Стратиграфия верхнего мела существенно уточнилась после работ Б. М. Келлера, Д. П. Найдина, Н. И. Маслаковой. По палеогену ряд работ опубликовали: В. К. Василенко, Л. М. Голуб-ничая, М. Е. Зубкович, Е. К. Шуцкая, 3. Л. Маймин, В. Г. Морозова, Г. И. Немков и Н. Н. Бархатова. Г. И. Немковым и М. В. Муратовым
предложена новая схема ярусного деления палеогена, которая находит все более широкое применение.
Стратиграфии неогена посвящены исследования Р. Л. Мерклина, Г. И. Молявко, Г. А. Лычагина, А. Е. Каменецкого, М. В. Муратова. Четвертичные отложения Крыма и берегов Черного моря изучались
A. Ф. Слудским, Е. В. Львовой, В. И. Бабаком, М. В. Муратовым,
Г. И. Горецким, Г. И. Поповым, П. В. Федоровым и Л. А. Невесской, а
также В. П. Зенковичем (по изучению берегов). Эти данные позволяют
дать сейчас достаточно обоснованную схему стратиграфии четвертич
ных отложений Крыма. Изверженные породы Крыма и, в частности
Карадага, в течение ряда последних лет изучались В. И. Лебединским
и С. М. Кравченко, а также А. И. Шалимовым.
Вопросам тектоники и геологического развития Крыма посвящены работы Г. X. Дикенштейна, Б. Г. Бондарчука, А. Е. Каменецкого, Н. И. Черняк, Г. А. Лычагина, Д. С. Кизевальтера и М. В. Муратова.
Геоморфологию и неотектопику изучал В. И. Бабак. Большие работы по изучению карста Крыма проводил Крымский институт минеральных ресурсов. При этом С. А. Ковалевским, Н. В. Леончевой и Т. И. Устиновой было детально исследовано строение поверхности крымских нагорий, как области проявления карстовых процессов. Б. Н. Иванов с группой сотрудников изучал внутренность карстовых пещер. Эти работы привели к интересному открытию глубоких карстовых полостей на значительных глубинах от поверхности нагорий, в которые им удалось проникнуть. Д. С. Соколовым на материале крымского карста сделан в его обобщающей работе по условиям развития карста ряд важных выводов.
Железные руды Керченского полуострова и условия их образования изучались В. Ф. Малаховским и, независимо от него, А. У. Литви-ненко. Важные работы по вещественному составу керченских руд проводились при участии и под руководством Ю. Ю. Юрка в Крымском институте минеральных ресурсов. Химическое сырье крымских соляных озер и Сиваша исследовал А. М. Понизовский.
Широкий размах в последние годы получили в Крыму также геофизические исследования, которые привели к выводу о наличии положительной гравитационной аномалии под горной частью Крыма; такого рода аномалии не свойственны другим складчатым горным сооружениям, и они требуют своего объяснения.
Сейсмические исследования и магнитометрические наблюдения выявили ряд поперечных и косых разломов, секущих земную кору на глубине под Крымским полуостровом. Кроме того, они, а также электроразведочные работы позволили понять многие особенности тектоники равнинного Крыма и выявить местные поднятия, интересные для постановки поискового бурения на нефть и газ. Результаты этих работ опубликованы Б. Л. Гуревичем, М. В. Чирвинской, С. И. Субботиным,
B. Б. Соллогубом, А. В. Чекуновым, И. А. Гаркаленко, Н. В. Тесленко,
В. В. Нечаевым, В. Г. Бондарчуком и др.
Сейсмические исследования в прилежащей к Крыму части Черного моря привели к установлению отсутствия под дном центральной части Черноморской котловины гранито-гнейсового слоя земной коры и к выводу о сходстве строения коры здесь с корой океанических впадин. Это впервые было установлено Ю. П. Непрочновым, затем подтверждено исследованиями С. И. Субботина, Т. С. Лебедева и К. В. Болюбах и др. Изучение сейсмичности Крыма и Черного моря и очагов землетрясений было выполнено А. Я. Левицкой и Г. П. Горшковым и позднее А. Я. Левицкой. Результаты многих из этих работ суммированы в томе VIII «Геологии СССР».
Все эти работы позволяют по-новому осветить многие черты геологического строения Крыма и разрешают различные вопросы, которые
еще недавно были совсем неясны. Вместе с тем, несмотря на весьма детальную изученность геологии Крыма, остается еще много нерешенных проблем, относящихся к его стратиграфии, тектонике, литологии, геоморфологии; недостаточно выяснены также ресурсы подземных вол и полезных ископаемых территории.