Взаимодействие специалистов с семьёй ребёнка с РАС

Успешное взаимодействие специалистов с семьёй обучающегося с аутизмом — одно из главных условий эффективности коррекционно-образовательного процесса. Работа с семьёй подразумевает различные формы психологической помощи родителям, разъяснение истинных проблем ребёнка, обучение приемам и методам работы с ребёнком в условиях семьи и, возможно, использование родителей как парапрофессионалов.

Такое взаимодействие специалистов с семьёй ребёнка с РАС позволяет сделать работу с обучающимся более интенсивной и непрерывной, а именно:

· даёт возможность создать единую коррекционно-развивающую среду в образовательной организации и в семье, что, учитывая склонность детей с аутизмом к стереотипным формам поведения, очень важно;

· увеличить объём занятий и снизить финансовую нагрузку на образовательную организацию;

· распространить коррекционный процесс на ситуации, недоступные в условиях образовательной организации;

· расширить диагностические возможности за счёт наблюдения за ребёнком в более разнообразных условиях и в течение большего времени;

· обогатить специалистов опытом родителей.

9. Основная стратегия коррекционно-образовательного процесса

Несмотря на принципиальное разнообразие образовательных траекторий, обучение и воспитание обучающихся с РАС подчинены общей главной цели - возможно более полной социальной адаптации и интеграции в общество. Как бы на входе в систему образования имеется клинически исключительно полиморфная популяция детей с РАС. Первая задача - с помощью специализированной индивидуализированной комплексной коррекции смягчить (в идеале снять) различные дизонтогенетически и психопатологически обусловленные моменты, мешающие образовательному процессу, подготовить ребёнка с аутизмом к получению дошкольного или школьного образования (по возможности, в инклюзивных условиях). Вторая задача — обеспечить с помощью вариативности образования возможно более полную реализацию способностей ребёнка с аутизмом и развитие его личности. Вариативность образования обеспечивается разными вариантами стандартов, адаптацией общеобразовательных программ с учётом как особенностей развития, связанных с аутизмом, так и интересов, способностей и склонностей ребёнка, а также продолжением работы по формированию жизненной компетенции на основе индивидуальных программ.

10. Особенности подготовки кадров по обучению и воспитанию детей

С РАС

При подготовке специалистов (педагогов, психологов, воспитателей, а также медицинских и социальных работников) реализуется холистический подход: любой профессионал (педагог, психолог, врач и т.д.) вне зависимости от конкретной специализации должен быть в достаточной степени компетентным в вопросах диагностики и коррекции РАС, что обеспечивает единство цели всех участников коррекционного процесса и их взаимопонимание.

Специалисты по обучению и воспитанию детей с РАС проходят соответствующую сертификацию[8].

Разработка подзаконных нормативных актов

Разработка примерных подзаконных нормативных актов относится к компетенции федеральных органов управления образованием Российской Федерации.

[1]
[1] Далее наряду с РАС как синоним будет употребляться более привычный термин «аутизм».

[2]
[2] Как, например, ТЕАССН (Treatment Education of Autistic Children and Children with relative Communicative Handicap - Коррекция и образование детей с аутизмом и сходными коммуникативными расстройствами) в раде штатов США, в Дании, Бельгии и др.

[3]
[3] За рубежом существует близкое разделение методических подходов на «традиционные» и «альтернативные»

[4]
[4] По этому вопросу существуют отечественные и зарубежные разработки (E.Schopler, 2005; С.С.Морозова, 2007, 2008; С.А.Морозов, 2010 и др.), но официальных нормативных документов нет.

[5]
[5] В настоящее время не определены.

[6]
[6] Для эффективной реализации дошкольного этапа необходимо внести ряд изменений в ФГОС по дошкольному образованию.

[7]
[7] В настоящее время разрабатывается. Одна из наибольших сложностей — определение варианта ФГОС, решение вопроса о возможности и порядке смены варианта ФГОС.

[8]
[8] Критерии сертификации и порядок её проведения в настоящее время не разработаны.

Наши рекомендации