Раннее и интенсивное начало комплексной коррекционной работы
Диагностически значимые симптомы РАС проявляются в незрелой форме, начиная с 4-6 месяцев жизни, но формируются на протяжении нескольких лет. Раннее начало комплексной коррекционной работы приобретает исключительную важность, поскольку в первые годы жизни психика и нервная система отличаются высокой пластичностью, что позволяет более полно реализовать компенсаторные возможности ребёнка и в значительной степени смягчить проявления многих симптомов РАС (особенно вторичных и третичных). В конечном итоге, это повышает эффективность комплексного сопровождения в целом (в частности, в случае начала коррекционной работы в 1,5 — 2 года процент успешной социализации на 10% и более выше, чем в тех случаях, когда специалисты начинают заниматься с детьми с 4 - 5 лет. В частности, для очень многих случаев РАС характерна сложная структура интеллектуальных нарушений, в которую могут входить как необратимые нарушения, связанные с ранним органическим поражением мозга (синдром «олиго-минус»), так и явления, обусловленные ограничением притока информации («олиго-плюс»), что весьма типично для аутизма. Если первое из отмеченных явлений необратимо, то второе поддаётся коррекционным воздействиям при условии их методической адекватности и раннего начала. Это позволяет предупредить серьёзные диагностические ошибки и неправильные организационные решения. Следует заметить, что с возрастом (после шести-семи лет) возможность смягчения или снятия синдрома олиго-плюс быстро снижается, и обусловленная им интеллектуальная недостаточность может стать необратимой.
Индивидуальный и научно обоснованный подход к выбору
Психолого-педагогических методических подходов
Определение аутизма и РАС на основании поведенческих признаков без учёта особенностей этиологии и патогенеза обусловило крайний клинический полиморфизм этого вида нарушения развития и вызвало большие сложности систематики РАС. Ещё одним следствием такого подхода к определению аутизма стало большое количество как медицинских, так и особенно психолого-педагогических методических подходов к коррекции и лечению РАС.
В настоящее время на основе критериев безопасности, научной обоснованности и практической направленности разработано разделение психолого-педагогических методических подходов на основные и вспомогательные[3], а также сформулированы основы рекомендаций по выбору основного коррекционного подхода и планированию стратегии комплексного сопровождения[4]. Показано, что не может быть единого психолого-педагогического методического подхода для всех детей с РАС: в ходе коррекционной работы основной подход (как и вспомогательные подходы) могут меняться, иногда возможно (или даже необходимо) сочетание двух подходов. При составлении программ подготовки специалистов по воспитанию и обучению детей с РАС необходимо предусмотреть, чтобы каждый специалист знал несколько основных коррекционных подходов, умел их применять и владел навыками выбора ведущего основного коррекционного подхода.
Направленность комплексной коррекционной работы в первую
Очередь на смягчение (в возможно большей степени) трудностей,
Специфичных для детей с РАС
Как показывает катамнестическое наблюдение, процент людей с аутизмом, закончивших как минимум школу (до 90%) значительно превышает процент людей с аутизмом, достигших удовлетворительной социальной адаптации (25%), процент трудоустроенных (менее трети) и процент выходящих на рынок труда (8-10%). Из двух основных направлений психолого-педагогического сопровождения – приобретения «жизненной компетенции» и овладения академическими знаниями – лимитирующим фактором для социальной адаптации, как правило, становится недостаточность «жизненной компетенции», что зависит, прежде всего, от успешности преодоления основных трудностей людей с аутизмом – недостаточности социального взаимодействия, коммуникации, проблем поведения.
В соответствии этому складывается иерархия основных направлений комплексного сопровождения (лечебно-коррекционных абилитационных мероприятий) детей с РАС:
1. Формирование «жизненной компетенции» — основное направление коррекционной работы;
2. Овладение академическими навыками — важное направление коррекционной работы, которое реализуется относительно независимо от первого, но не в ущерб ему.
Таким образом, какова бы ни была программа сопровождения ребёнка с РАС, она должна быть сориентирована прежде всего на возможно более раннее преодоление основных трудностей людей с аутизмом (с учётом индивидуальных особенностей), и только во вторую очередь на овладение академическими знаниями, умениями и навыками.