Лабораторно-практическое занятие № 11

Тема: Виды и методика языкового разбора (анализа) на уроках русского языка (2 часа)

1. Значение языкового разбора (анализа) как ведущего метода обучения.

2. Виды (типология) языкового разбора и основные принципы его проведения.

3. Характеристика основных видов языкового разбора (анализа) и методика их проведения на уроках русского языка.

4. Условные обозначения, используемые в школе при языковом разборе.

5. Понятие о лингвистическом, стилистическом, лингвостилистичес-ком и комплексном анализах текста.

Основная литература: 1, 2 (§ 8-15), 3, 6 (гл. 6), 7, 8, 10, 14, 99.

Дополнительная литература: 55, 56, 132, 134-136, 138, 148, 151, 169.

Практическое задание:

Подготовить схему-таблицу видов языкового разбора по русскому языку и карточки с образцами языкового разбора (по две на каждый вид разбора). Материалы сдаются на проверку.

Лабораторно-практическое занятие № 12

Тема: Традиционные и современные технологии на уроках русского языка (4 часа)

1. Понятие об образовательных технологиях. Методы и приемы обучения языку в системе образовательных технологий.

2. Алгоритмы на уроках русского языка.

3. Опорные конспекты по русскому языку. Блочная (модульная) подача материала.

4. Программированное обучение. Обучение языку с компьютерной поддержкой.

5. Анализ учебных и методических пособий, содержащих технологические подходы к организации обучения русскому языку.

Основная литература: 2 (§ 5, 11), 4 (1978, с. 44-52), 6 (гл. 8), 10, 14; из дополнительной литературы: 28-30, 100-102.

Дополнительная литература:

Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. – М., 1966 (гл. 16-21).

Филиппенко К.К. Школьный синтаксис в блоках. – Казань, 1992.

РЯЛ: 1987. - № 4, 7, 8; 1988. - № 3, 4, 7, 8; 1989. - № 3, 7, 9, 10, 11; 1990. - № 1, 2, 3, 5, 10; 1991. - № 5; 1992. - № 5-6, 9-10, 11-12.

РЯШ: 1988. - № 2, 6; 1989. - № 2; 1991. - № 2, 4; 1992. - № 3-6; 2001. - № 1.

Практическое задание:

Подготовить материалы с образцами алгоритмов, опорных конспектов, заданий и упражнений, реализуемых с компьютерной поддержкой.

Семинарское занятие №13

Тема: Углубленная подготовка по русскому языку в современной школе: элективные и факультативные курсы (2 часа)

1. Углубленная подготовка по русскому языку как отражение обновления содержания современного образования и личностно ориентированного подхода к обучению.

2. Дополнительное лингвистическое образование (элективные курсы) – составная часть углубленной подготовки по языку.

3. Место, значение и типология факультативных курсов как одной из форм подготовки учащихся по русскому языку в современной школе. Основные принципы и методы их проведения.

4. Характеристика действующих программ и пособий по факультативным курсам по русскому языку и дисциплинам дополнительной лингвистической подготовки.

Основная литература: 1 (Iе изд. – гл. 13), 2 (§ 17), 4 (Iе изд. – разд. 4), 6 (гл. 12), 7 (гл. 14), 8 (с. 213-214), 10, 35-38, 42, 66-75.

Дополнительная литература: 7-10, 36, 66, 68, 169-187.

РЯШ. – 1988. - № 3.

Практическое задание:

Подготовить доклады (вопросы 1-3) и сообщения (вопрос 4) к семинарскому занятию.

Семинарское занятие № 14

Тема: Внеклассная (внеаудиторная) работа по русскому языку (2 часа)

1. Место и значение внеклассной (внеаудиторной) работы в процессе обучения русскому языку в школе.

2. Виды внеклассной работы по русскому языку, принципы и методика ее проведения.

3. Обзор пособий по внеклассной работе. Характеристика внеклассных мероприятий, проведенных на I этапе педагогической практики («школьный день»).

Литература: 2 (§ 18), 4 (Iе изд. – с. 364-378), 7 (гл. 13), 8 (с. 210-212), 10, 12; из дополнительной литературы: 67-70.

Практическое задание:

Подготовить доклады (вопросы 1,2) и сообщения (вопрос 3) к семинарскому занятию.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Методика русского языка как наука, ее предмет и задачи; связь методики с базисными науками. Методы исследования, применяемые в МПРЯ. Основные направления и проблемы современной методики.

2. Русский язык как учебный предмет в системе школьного образования и воспитания, его место в образовательной области «Филология». Концепция современного образования по русскому языку в школе: цели, содержание, структура курса.

3. Программа по русскому языку. Типология современных программ для 5-9, 10-11 классов по основному, факультативным и элективным курсам, принципы их построения; структура и содержание (сравнительная характеристика) программ по основному курсу.

4. Средства обучения языку: учебники, учебные и учебно-методические комплексы (УК и УМК) по русскому языку для средней школы, их структура и содержание (сравнительная характеристика).

5. Место наглядных и технических средств обучения (ТСО) в преподавании русского языка, их виды и методика использования в учебном процессе. Кабинет русского языка в школе.

6. Формы обучения. Урок как основная форма организации учебной работы в школе. Типы уроков по русскому языку, их специфика и структура. Основные требования к современному уроку русского языка и принципы его анализа.

7. Нетрадиционные уроки русского языка и их место в процессе обучения языку.

8. Углубленное изучение курса русского языка и расширение его за счет дополнительной лингвистической подготовки в школе по культуре речи, стилистике, риторике, русской словесности. Элективные и факультативные занятия как форма углубленной подготовки учащихся по русскому языку, методика их проведения. Программы курсов.

9. Значение, место и принципы внеклассной работы по русскому языку, ее основные виды и формы.

10. Планирование работы по русскому языку в школе; виды рабочих планов учителя. Методика построения системы уроков по одной теме. Принципы преемственности и перспективности в построении системы уроков.

11. Принципы, методы и приемы обучения русскому языку. Классификации методов, их характеристика. Выбор метода.

12. Виды языкового анализа (разбора) на уроках русского языка и методика его проведения. Комплексный анализ текста.

13. Проблемное (развивающее) обучение на уроках русского языка. Методы проблемного обучения и их связь с традиционными методами.

14. Контроль за усвоением знаний и формированием умений и навыков как важнейший этап учебного процесса. Методы учета и контроля в общей системе методов обучения русскому языку. Нормы оценки устных ответов и письменных работ учащихся по русскому языку.

15. Виды письменных упражнений, работ по русскому языку, их типология.

16. Виды диктантов, их типология, классификация и методика проведения.

17. Пути и средства формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенции учащихся на уроках русского языка.

18. Практическая направленность преподавания русского языка в школе. Выработка основных умений и навыков как главный критерий оценки учебной деятельности учащихся по русскому языку.

19. Место, основные вопросы и методика преподавания фонетики, графики и орфоэпии в школе. Фонетический разбор.

20. Методика преподавания лексики и фразеологии.

21. Методика преподавания морфемики и словообразования. Разбор по составу слова и словообразовательный анализ в школе.

22. Теоретическое и практическое значение изучения грамматики в школе, связь ее основных разделов и принципы преподавания. Система как основной принцип преподавания грамматики. Обогащение грамматического строя речи учащихся.

23. Основные вопросы методики изучения частей речи на уроках русского языка. Морфологический разбор.

24. Значение, место и основные вопросы изучения синтаксиса в школе. Синтаксический разбор.

25. Методика изучения словосочетания и предложения на уроках русского языка.

26. Изучение сложного предложения и конструкций с чужой речью в школе.

27. Методика обучения орфографии. Виды упражнений по орфографии. Применение орфографического разбора.

28. Методика обучения пунктуации. Виды упражнений по пунктуации. Применение пунктуационного разбора.

29. Виды письменных работ и упражнений по русскому языку. Типология упражнений.

30. Типология диктантов. Виды диктантов и методика их проведения.

31. Значение, место и задачи работы по развитию устной и письменной речи в школьном курсе русского языка как основы для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Важнейшие принципы, основные направления и виды этой работы.

32. Значение и место словарной работы (обогащение словарного запаса учащихся) в системе занятий по русскому языку, ее виды и методика проведения.

33. Текстоцентрический подход в обучении языку в современной школе. Методические основы формирования текстовой компетенции учащихся и методика обучения анализу и созданию текстов основных функционально-смысловых типов речи: повествования, описания, рассуждения.

34. Место изложений и сочинений в развитии речи учащихся, их типология (классификация). Методика обучения изложениям и сочинениям различных видов (жанров).

35. Культура речи в школе. Методика изучения норм русского литературного языка.

36. Место стилистики в курсе русского языка и методика ее изучения. Виды работ и упражнений по стилистике.

37. Методика изучения функциональных стилей в курсе русского языка. Стилистический анализ текста.

38. Повторение, его место в обучении русскому языку в школе, виды и методика проведения.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

(для получения дополнительной квалификации «Преподаватель»)

1. Предмет, задачи, основные проблемы методики русского языка; методы исследования.

2. Русский язык как предмет в системе школьного образования: его место в Базисном учебном плане, значение, цели и задачи изучения. Состав пред­мета русский язык и современное состояние его преподавания.

3. Типология современных программ по русскому языку; содержание и принципы построения основных действующих программ и их соответствие Государственному образовательному стандарту «Русский язык (родной)».

4. Формы обучения. Урок как основная форма учебной работы: типы и структура уроков по русскому языку. Нетрадиционные уроки русского языка.

5. Факультативные занятия (курсы по выбору) как форма углубленного из­учения русского языка. Краткая характеристика программ и учебных по­собий по основным факультативным курсам.

6. Значение, место и принципы внеклассной работы по русскому языку, ее основные виды и формы.

7. Средства обучения языку. Понятие о современных учебно-методических комплексах по русскому языку для средней школы, их общая сравнитель­ная характеристика. Школьные лингвистические словари и их использо­вание в учебном процессе.

8. Методы и приемы преподавания русского языка, их классификация. Об­щая характеристика традиционных и нетрадиционных методов. Выбор ме­тода.

9. Языковой анализ (разбор) как специфический метод обучения, методика его проведения.

10. Формы проверки и учета знаний, умений и навыков по русскому языку. Нормы оценки устных ответов и письменных работ учащихся.

11. Связный текст и работа с ним на уроках русского языка. Методика озна­комления учащихся с функционально-смысловыми типами текста: пове­ствованием, описанием, рассуждением. Лингвостилистический анализ текс­та.

12. Виды письменных работ и упражнений по русскому языку. Типология упражнений. Виды диктантов и методика их проведения.

13. Место изложений и сочинений в процессе обучения русскому языку, их классификация. Методика обучения изложениям и сочинениям разных ви­дов. Изложение с элементами сочинения как аттестационная форма кон­троля по русскому языку в 9 классе.

14. 3начение, место и задачи работы по развитию речи в школьном курсе русского языка. Важнейшие принципы, основные направления и виды этой работы. Специфика уроков развития речи.

15. 3начение словарной работы в системе занятий по русскому языку, ее виды и методика проведения. Обогащение словарного запаса учащихся.

16. Коммуникативная направленность преподавания русского языка. Обуче­ние связной устной и письменной речи.

17. Обучение культуре речи и культуре общения (речевому этикету) на уроках русского языка. Словари и справочники по русскому языку как средство овладения его нормами.

18. Место стилистики в основном курсе русского языка. Виды работ и упражнений по стилистке. Методика изучения функциональных стилей. Стилистический анализ текста.

19. Методика обучения правописанию в школе. Виды упражнений по орфо­графии и пунктуации. Применение орфографического и пунктуационного разбора.

20. 3начение, место и основные вопросы изучения синтаксиса в средней шко­ле. Методика изучения словосочетания, простого и сложного предложения и предложений с чужой речью. Синтаксический разбор.

21. Значение, место и основные вопросы изучения фонетики в школе. Обуче­ние нормам произношения и ударения. Фонетический и орфоэпический разбор.

22. 3начение и методика изучения раздела «Лексика и фразеология» на уро­ках русского языка.

23. Изучение состава слова и словообразования на уроках русского языка. Методика разбора по составу слова и словообразовательный анализ в школе.

24. Система преподавания грамматики в школе, теоретическое и практиче­ское значение ее изучения. Связь основных разделов грамматики и прин­ципы ее преподавания.

25. Основные вопросы методики изучения частей речи на уроках русского языка. Морфологический разбор.

26. Повторение как система, его виды и место в курсе русского языка в шко­ле.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Контрольная работа для студентов ОЗО и указания к ее выполнению

В межсессионный период студентами ОЗО должна быть выполнена контрольная работа, являющаяся первым важным этапом самостоятельной подготовки при изучении курса методики русского языка. Она состоит из 3-х практических заданий и реферата по одному из предложенных спецвопросов.

Практические задания контрольной работы связаны с выработкой у студентов необходимых для учителей умений анализировать уроки, планировать в будущем свою учебную деятельность, разрабатывать конспекты уроков. Самостоятельное выполнение студентами-заочниками 3-х практических заданий соответствует по объему и по содержанию учебному материалу, который осваивается студентами дневного отделения на четырех лабораторно-практических занятиях. 4-е задание – реферат – предполагает освещение одного из включенных в программу важных теоретических вопросов современной методики на основе подбора и анализа специальной учебно-методической литературы. Предлагается также несколько тем, связанных с историей развития методики русского языка.

Общие требования к работе

Работа должна быть соответствующим образом оформлена: написана аккуратно в тетради (с полями) или напечатана и переплетена в папку, на обложке следует указать фамилию, имя, отчество автора, курс, факультет. Общий объем контрольной работы (3-х первых заданий без реферата) может не превышать обычную школьную тетрадь (12 листов). Реферат рекомендуется представить в отдельной тетради. В нем с достаточной полнотой должно быть изложено основное содержание темы, показано, какие аспекты проблемы и почему привлекли внимание и вызвали интерес автора, дан краткий обзор изученной и использованной литературы по теме. В тексте следует указать в сносках источники цитирования, в конце дать библиографию, оформленные по правилам. Объем реферата – 6-8 листов.

Задания контрольной работы

1. Посетить в школе два урока по русскому языку1: один в 5-8 и один в 9-11 классах. Произвести во время посещения уроков фиксирующие записи всего происходящего на них, а затем дать анализ уроков по соответствующей форме (см. Приложение 2).

2. Разработать тематический перспективный план не менее чем 6 уроков по одной из тем (см. Приложение 3).

3. Составить план-конспект одного (на выбор) урока, включенного в тематический перспективный план (см. Приложение 4).

4. Подготовить письменный реферат по одной из предлагаемых тем (см. Приложение 5).

Приложение 2. Рекомендации к анализу уроков

Мастерство учителя во многом зависит от умения анализировать свои (самоанализ) и чужие уроки, отмечая их достоинства, а также недостатки и ошибки. Умение анализировать и делать соответствующие выводы позволяет учителю постоянно совершенствовать свою работу и стать хорошим специалистом.

Посещение урока с целью его анализа требует от посещающего предварительной подготовки.

Запись урока рекомендуется делать на листах бумаги (в тетради), разделенных вертикальной линией. С левой стороны делаются записи, последовательно характеризующие структурные элементы (этапы) урока, его содержание, методы и приемы, формы обучения, виды учебной деятельности учащихся на уроке и т.д. С правой стороны записываются краткие замечания по уроку, например: «интерес учащихся повысился», «дисциплина начинает падать», или знаки «+» (хорошо), «-» (плохо) или «?» (непонятно, подумать, проверить, уточнить).

Возможно и более подробное фиксирование хода урока, хотя это иногда затрудняет одновременную оценку отдельных видов работы и их непосредственный анализ во время урока.

Фиксирующие записи, делаемые по ходу урока, можно представить в следующем виде:

Урок русского языка

(Указать дату посещения, № школы и место ее расположения,

класс, фамилию учителя)

Замечания по уроку

1. Тема урока _________________________   2. Цель урока _________________________ (объявляется обычно образовательная цель)     3. Опрос (проверка домашнего задания): а) Фронтальный опрос б) Индивидуальный опрос в) Работа по карточкам и т.д. (указывается, что имело место на уроке). 4. Изучение нового материала а) …………………………….. б) ……………………………. в)…………………………….. 5. Закрепление изученного материала а) ……………………………. б)…………………………….. в)…………………………….. 6. Работа по развитию речи (если имела место) 7. Итоги урока ……………………………… 8. Домашнее задание ………………………………   + Четкое ее определение, запись на доске с начала урока. - Не была объявлена учителем   - Несколько затянут.   + Позволила опросить много учащихся   и т.д.

По окончании урока все записи внимательно просматриваются, анализируются, обобщаются, формулируются выводы и практические рекомендации. При этом должны быть отмечены как положительные моменты в работе учителя в классе, так и недостатки в проведении урока и выявлены их причины.

Письменный целостный анализ урока рекомендуется давать по следующей схеме:

1. Общие сведения об уроке: дата проведения, школа, класс, фамилия, имя, отчество учителя, количество учащихся по списку, сколько присутствует, какой урок по порядку; где проводится урок: в классе, в кабинете и т.д.

Обстановка в классе.

Оборудование (средства обучения): наглядные пособия, ТСО.

Административная организация урока: подготовленность учащихся к уроку, порядок (дисциплина) в классе в ходе урока, расчет по минутам; поведение учителя в классе.

Тема урока. Цели урока (дидактическая, воспитательная, развивающая).

2. Тип и структура урока: какой избран тип урока, его целесообразность с точки зрения темы в целом, этапа ее изучения и дидактической цели занятия. Место урока в системе занятий по целому разделу. Связь урока с предыдущим. Структура урока, последовательность его отдельных этапов. Обеспечение целостности и завершенности урока. Подведение итогов.

3. Содержание урока, его учебно-методическая организация: виды работ; дидактический материал, его воспитательная ценность, связь с современностью; установление внутрипредметных и межпредметных связей; методы и приемы обучения на уроке. Способы педагогического руководства процессом обобщения и систематизации знаний. Достигнуты ли прирост или совершенствование знаний, умений и навыков на основе ранее усвоенного? Оценка знаний учащихся и т.д.

Характеризуя методы и приемы обучения, рекомендуется обратить особое внимание на то, как развивается на уроке наблюдательность и логическое мышление учащихся, как активизируется их учебно-познавательная деятельность; каковы виды и место самостоятельной работы учащихся с учебником, как осуществляется формирование у них умения учиться, пополнять свои знания; каковы формы создания и поддержания познавательного интереса, мотивации учения в течение всего урока; каковы приемы обеспечения обратной связи для руководства процессом усвоения, способы индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки и т.д.

4. Результаты урока, выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана. Объем и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность). Положительное, ценное из урока, что можно рекомендовать для использования другим учителям. Замечания, рекомендации, пожелания.

Следует учесть, что данная схема ориентировочная и может быть использована полностью или частично в зависимости от цели посещения и анализа урока. Последовательность анализа может быть другой, если за исходное взять, например, результаты урока и замечания соотнести с ними.

Значительный интерес представляет активно применяемый системный (комплексный) анализ урока.

Основой системного подхода к анализу урока являются пять составляющих: два структурных компонента (учитель и учащиеся) и три системообразующих фактора (цель – результат, содержание и способы деятельности).

Предлагаемая структура системного подхода к анализу деятельности учителя и учащихся на уроке в вербальных показателях (имеющая в основе методику комплексного анализа урока проф. В.П. Симонова: см.: Методика и технология системного анализа урока/Специалист. – 1994 - № 10).

1. Оценка основных личностных качеств учителя

1.1. Знание предмета и общая эрудиция учителя.

1.2. Уровень педагогического и методического мастерства.

1.3. Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

1.4. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися.

1.5. Внешний вид, культура, мимика и жесты.

2. Оценка основных характеристик учащихся на занятии

2.1. Степень познавательной активности, творчества, самостоятельности.

2.2. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков.

2.3. Наличие и эффективность коллективной, групповой, индивидуальной форм работы учащихся на уроке.

2.4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном предмете вообще и уроке в частности.

3. Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся

3.1 Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала.

3.2. Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой).

3.3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации.

3.4. Оптимальность объема предложенного для усвоения материала.

4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся

4.1. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередования и смены видов деятельности в ходе урока.

4.2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке.

4.3. Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы.

4.4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока.

4.5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.

4.6. Степень эстетического воздействия урока на учащихся.

4.7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе урока.

5. Оценка цели и результатов проведенного урока

5.1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока.

5.2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

5.3. Степень обучающего воздействия проведенного урока на учащихся (чему и в какой степени научились).

5.4. Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока).

5.5. Степень воздействия урока на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию).

Более детально с методическими рекомендациями по проведению анализа урока, видами анализа, планом самоанализа, анализа-прогноза урока можно познакомиться в следующих работах:

В.А. Онищук. Урок в современной школе. – М., 1981. – С. 186-190;

В.А. Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы. – М., 1982. – С. 162-182;

Ю.Б. Зотов. Организация современного урока. – М., 1984. – С. 186-190;

Г.И. Блинов, Б.Т. Панов. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. – М., 1986. – С. 196-207;

Б.Т. Панов. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986. – С. 202-204;

Ю.А. Конаржевский. Система. Урок. Анализ/Серия «Управление образованием». Вып. 1. – Псков, 1996;

В.П. Симонов. О требованиях к уроку и его анализу//Советская педагогика. – 1980. - №1; Контроль за учебно-воспитательным процессом внутришкольного управления. – М.,1991; Методика и технология системного анализа урока// Специалист. – 1994. - №10;

Т.П. Иванова, А.П. Волчкова. Опыт системного анализа урока русского языка//РЯШ. – 1995. – №3. – С. 36-40;

А. М. Моисеев. Урок: методика самоанализа//Завуч. – 1998. - №2. – С. 15-21;

Схемы анализа и самоанализа урока. См. Завуч. – 1998. - №4; 1999. - №2;

Сидоренко В.А. Углубленное изучение русского языка. – М., 1996. – С. 54-56 (анализ-прогноз урока).

Приложение 3. Темы и рекомендации к перспективному тематическому планированию учебного материала по русскому языку

Перспективное (тематическое) и краткосрочное (поурочное) планирование учебной деятельности – важнейшая составная часть подготовки учителя к урокам. Совершенно справедливо мнение о том, что в плане, конспекте должна быть заключена (отражена) мысль урока.

Долгосрочное планирование обеспечивает непрерывность, преемственность и перспективность в учебной работе. Составление тематического плана позволяет учителю планировать учебную работу не на один, а на несколько уроков, охватывающих изучение всей общей темы (раздела). Основной смысл тематического планирования состоит в том, чтобы при изучении каждого большого раздела предусмотреть разные типы уроков и охватить все стороны учебного процесса: усвоение знаний, формирование умений и навыков, творческое применение их на практике в измененных условиях, обобщение и систематизацию знаний, их проверку и коррекцию. Это дает возможность рассматривать урок не изолированно, а в системе, рационально построить учебный процесс: целесообразно распределить часы, предназначенные на изучение темы; сосредоточить внимание учащихся на главном, выделить основные вехи урока; эффективнее использовать различные методы и приемы, формы и средства обучения; правильно спланировать повторение; разнообразить дидактический материал и т.д.

Общие темы, рекомендуемые для тематического планирования в контрольной работе

5 класс: Лексика. Культура речи. Имя прилагательное.

6 класс: Лексика и фразеология. Имя числительное.

7 класс: Деепричастие. Предлог. Союз.

8 класс: Словосочетание и предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные простые предложения. Прямая и косвенная речь.

9 класс: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Сложные предложения с разными видами связи.

Приступая к работе над тематическим перспективным планом, можно познакомиться со статьей В.Ю. Земцова «О перспективном тематическом планировании»//РЯШ. – 1968. - №4. – С. 26-30.

Тематический перспективный план рекомендуется составлять по следующей форме, включая в него такие разделы:

Тематический перспективный план по теме __________________________

(указать общую тему, класс)

Порядковый номер урока Название раздела 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок
1. Тема урока 2. Цели и задачи урока: а) учебная (образовательная), определяющая языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции, формируемые на уроке; б) воспитательная; в) развивающая 3. Тип урока 4. Методы и приемы 5. Формы работы с учащимися на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная 6. Средства обучения: а) наглядные пособия; б) ТСО 7. Внутрипредметные и межпредметные связи 8. Дидактический материал 9. Характер тренировочных упражнений 10. Упражнения по развитию речи (РР) 11. Повторение 12. Домашнее задание  

Другой вариант тематического планирования см. в кн. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. – М., 1996. – (С. 44-68, Тематическое планирование).

При составлении тематического плана необходимо учесть, что количество уроков и их конкретные темы определяются в соответствии с количеством учебных часов, рекомендуемых для изучения каждой общей темы (раздела), что в свою очередь зависит от содержания, объема, значимости и трудности учебного материала. Поэтому при составлении тематического плана обязательно следует руководствоваться рекомендациями, составленными с учетом требований соответствующих программ и помещенными в журналах «Русский язык в школе» и «Русская словесность» в разделе «Примерное (ориентировочное) планирование работы по русскому языку (см. таблицы 1-6).

Рекомендации по примерному планированию работы

По русскому языку

Таблица 1. Рекомендации журнала «Русский язык в школе» по примерному (ориентировочному) планированию работы по русскому языку для V-IX классов на основе действующего (стабильного) учебного комплекса «Русский язык» под ред. Н.М. Шанского.

Лабораторно-практическое занятие № 11 - student2.ru Четверть Класс I четверть II четверть III четверть IV четверть
5 класс №3, 2002, с. 110-118; №4, 2002, с. 108-114. №5, 2002, с. 104-111. №6, 2002, с. 108-115; №1, 2003, с.106-111. №1, 2003, с. 113-113; №2, 2003, с. 117-121.
Лабораторно-практическое занятие № 11 - student2.ru 6 класс №3, 2003, с. 113-120; №4, 2003, с. 109-113. №5, 2003, с. 107-113. №6, 2003, с. 103-108; №1, 2004, с. 109-114. №1, 2004, с. 114-115; №2, 2004, с. 103-110.
7 класс №4, 2004, с. 107-113. №5, 2004, с. 111-116. №6, 2004, с. 107-111; №1, 2005, с. 121-125. №2, 2005, с. 117-121.
8 класс №4, 2005, с. 108-114. №5, 2005, с. 112-117. №6, 2005, с. 112-115; №1, 2006, с. 112-115. №1, 2006, с. 115-117; №2, 2006, с. 115-118.
9 класс (переработанное издание) №3, 2001, с. 113-118; №4, 2001, с. 113-117. №5, 2001, с. 113-120. №6, 2001, с. 106-113; №1, 2002, с. 106-110. №1, 2002, с. 110-112; №2, 2002, с. 112-118.
8 класс (новое издание)*   №5, 2005, с. 117-123. № 4, 2005, с. 115-121. №6, 2005, с. 115-119; №1, 2006, с. 117-120. №1, 2006, с. 121-122; №2, 2006, с. 122-126.
9 класс (новое издание)*        

* Данное примерное планирование дано по новому учебному комплексу для 8-9 классов (2003-2004 гг.), подготовленному Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М.Александровой (научный руководитель – Н.М.Шанский). См. РЯШ – 2005. - № 4.. – С. 92-93.

См. также примерное планирование: Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений (Г.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова – М., Просвещение, 2000. – С. 5-53).

Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. – М., 2000. – Ч. 2.

Таблица 2. Рекомендации журнала «Русский язык в школе» по примерному (ориентировочному) планированию работы по русскому языку для V-IX классов на основе параллельного учебного комплекса «Русский язык» под ред. В.В. Бабайцевой.

Четверть Класс I четверть II четверть III четверть IV четверть
5 класс №3, 2002, с. 119-124; №4, 2002, с. 114-119. №5, 2002, с. 112-118. №6, 2002, с. 115-119; №1, 2003, с. 113-117. №1, 2003, с. 117-123; №2, 2003, с. 122-126.
6 класс №3, 2003, с. 120-126; №4, 2003, с. 114-120. №5, 2003, с. 114-121. №6, 2003, с. 108-116; №1, 2004, с. 115-121. №1, 2004, с. 121; №2, 2004, с. 110-118.
7 класс №4, 2004, с. 114-121. №5, 2004, с.116-120. №6, 2004, с. 112-115; №1, 2005, с. 126-128. №2, 2005, с. 124-127.
8 класс №4, 2005, с. 122-127. №5, 2005, с. 123-128. №6, 2005, с. 119-123; №1, 2006, с. 123-127. №1, 2006, с. 128; №2, 2006, с. 119-121.
9 класс №3, 2001, с. 119-124; №4, 2001, с. 118-124. № 5, 2001, с. 121-125. №6, 2001, с. 113-120; №1, 2002, с. 112-116. №1, 2002, с. 116; №2, 2002, с. 118-122.

Полный вариант примерного (ориентировочного) планирования см.: «Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 5 кл.»/Сост. А.Ю. Купалова. 1992. - С. 111-142. См. также: Поурочное планирование: К учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой «Русский язык: 5-9 кл.»/А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. – М.: Дрофа, 1998 (Библиотека учителя. Русский язык).

Таблица 3. Рекомендации журналов «Русская словесность» и «Русский язык в школе» по примерному (ориентировочному) планированию по русскому языку для V-IX классов на основе параллельного учебного пособия (комплекса) «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта

Лабораторно-практическое занятие № 11 - student2.ru Четверть Класс Журнал I четверть II четверть III четверть IV четверть
5 класс РС   РЯШ №4, 1996, с. 44-49. №4, 2003, с. 120-126. №5, 1996, с. 43-48. №5, 2003, с. 122-125. №6, 1996, с. 48-54. №6, 2003, с. 116-119; №1, 2004, с. 122-126.     №1, 2004, с. 125-126; №2, 2004, с. 119-123.
6 класс РС   РЯШ №4, 1997, с. 41-48. №4, 2002, с. 120-125.   №5, 1997, с. 68-75. №5, 2002, с. 118-122. №6, 1997, с. 52-57. №6, 2002, с. 120-123; №1, 2003, с. 123-125. №1, 1998, с. 67-72. №1, 2003, с. 125-128;  
7 класс РС   РЯШ №4, 1998, с. 52-55. №4, 2004, с. 121-124. №5, 1998, с. 49-51. №5, 2004, с. 120-122. №6, 1998, с. 54-57. №6, 2004, с. 116-118.   №1, 1999, с. 29-32. №2, 2005, с. 121-123.
8 класс РС   РЯШ №3, 1999, с. 37-41. №3, 2000, с. 125-128 №4, 1999, с. 29-31. №5, 2000, с. 124-128. №5, 1999, с. 32-36. №6, 2000, с. 120-124. №6, 1999, с. 20-22. №1, 2001, с.51-54.  
9 класс РС   РЯШ №3, 2000, с. 18-21. №4, 2001, с. 124-128. №5, 2000, с. 23-26. №5, 2001, с. 125-128. №6, 2000, с. 54-57. №6, 2001, с. 120-123. №1, 2001, с. 51-54. №1, 2002, с. 117-120.

Таблица 4. Рекомендации журнала «Русская словесность» по примерному (ориентировочному) планированию уроков русского языка по учебному комплексу В.В.Бабайцевой «Русский язык» (для углубленного изучения: 5-9 (11) классы). – М.: Дрофа, 1995, 1997, 1998 и др.

Лабораторно-практическое занятие № 11 - student2.ru Четверть Класс I четверть II четверть III четверть IV четверть
5 класс №3, 1999, с. 31-37. №4, 1999, с. 25-31. №5, 1999, с. 26-32. №6, 1999, с. 15-20.
6 класс №4, 2000, с. 19-25. №5, 2000, с. 20-23. № 6, 2000, с. 49-53. №1, 2001, с. 45-51.
7 класс №5, 2001, с. 61-69. № 6, 2001, с. 54-60. №7, 2001, с. 56-62. №1, 2002, с. 59-65.
8 класс

Наши рекомендации