Формы организации учебного процесса в СО

В самом начале пути обучения детей с нарушениями развития применялась только индивидуальная форма обучения, что определялось многообразием форм нарушений и малоизу-ченностью этого направления.
Сейчас такой подход используется в случаях, если в силу особенностей развития (дети с глубокими нарушениями интеллекта, дети с нарушениями слуха) или возраста (ранний возраст) ребенок не способен обучаться в коллективе, или же в случае, когда ребенок обучается на дому. При достижении положительных результатов в коррекционно-педагогической работе в индивидуальной форме дополнительно может применяться индивидуально-групповая форма с небольшими группами детей для проведения определенных коррекционных занятий, не требующих строгого индивидуального подхода.

– классно-урочная, при которой педагог руководит деятельностью всех учащихся. Основная характеристика урока – постоянство состава группы учащихся. Эта форма обучения используется в основном в средней и старшей возрастных группах. В младших классах уроки чаще всего строятся по смешанному (комбинированному) типу в связи со сложностью усвоения материала учащимися в этом возрасте.
В специальной педагогике существует так называемая пропедевтическая система работы педагога, заключается она в том, что предварительно педагогом проводится подготовка для получения новых знаний. Эта подготовка может осуществляться на других занятиях, в процессе проведения индивидуальных занятий или каких-либо дополнительных форм обучения.
- дифференцированно-групповая форма работы, когда педагог разбивает класс на группы в зависимости от их уровня развития, особенностей нарушения развития, объемов и темпов познавательной деятельности.

- бригадная форма работы, при которой дети группируются для выполнения какого-либо задания. При обучении в групповой форме дети получают возможности для развития навыков социального общения, речи и мышления; такая форма обучения стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, товарищества и взаимопомощи.

К детям, имеющим значительные отличия в развитии от остальных детей в коллективе, применяют индивидуализированную форму обучения.
Также существует ряд дополнительных форм обучения, таких как внеклассные мероприятия, самоподготовка, экскурсии, факультативные и кружковые занятия и др.

23. Задачи и содержание воспитания в системе СО.

В специальной педагогике воспитание — целенаправленное социальное взаимодействие, смыслом которого является специальная педагогическая помощь человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его развитии, социализации, освоении им действующих социокультурных норм и ценностей, в социокультур­ном включении, содействие ему в достижении свойственного обыч­ному человека образа жизни.

Цели специального воспитания могут быть представлены ком­плексом педагогических задач, направленных на формирование у детей следующих качеств и навыков:- постижение жизненных ценностей и установление опреде­ленных ценностных ориентации; -освоение (на доступном для каждого уровне) базовых со­ставляющих человеческой культуры и формирование культуры его собственной личности — культуры знания, культуры чувств и твор­ческого действия; -обретение чувства доверия и интереса к жизни и к окружаю­щему миру; - познание собственной личности, ее возможностей и границ развития; становление и реализация способности к мотивации само­развития и самопомощи;- формирование жизненно значимых компетенций (знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни, благодаря кото­рым осуществляется познание и упорядочивание предметного мира, самообслуживание, самообеспечение и достигается без­опасность существования); -ориентирование в окружающем мире, в социальных отноше­ниях — пользование информацией, общение, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с окружающими людьми;- навыки контроля и самоконтроля, самооценки собственной деятельности и поведения.

Специальное воспитание предусматривает комплекс воспита­тельных действий, которые должны подготовить ребенка, подро­стка к способности вести максимально соответствующий совре­менному человеку образ жизни, помочь ему в достижении чело­веческой зрелости.

Специальное воспитание основывается на гуманистиче­ском представлении о том, что любой человек, даже с тяжелыми нарушениями жизнедеятельности, обладает потенциальными воз­можностями развития, саморазвития, а значит, и воспитания, что помогает ему встраиваться в меняющийся контекст социальных отношений.

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья м принятые в общей и специальной педагогике классификации методов воспитания, остановимся на трех основных их группах, применяемых в разной степени и в разных сочетаниях в специальном образовании:
информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);
практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы— арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), иппотерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды) и пр.;
побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание).
Как и методы обучения, методы воспитания детей с отклонениями в развитий, во-первых, имеют специфику в своей реализации, а во-вторых, используются в целесообразных сочетаниях как между собой, так и с методами обучения, будучи нередко встроенными в т или иную специальную образовательную технологию.

24. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ООП
Словесные методы. Самыми распространенными словесными метода­ми изложения материала являются объяснение, беседа, рассказ, описание, живое слово учителя. В ка­кой бы форме они не были представлены (в форме рассказа, объяснения или пояснения), служат образ­цами устной речи, являются важными формами об­щения учителя с учениками, обогащают речь учени­ков, способствуют обогащению словарного запаса. Устная форма изложения учебного материала делает его более доступным для понимания учащимися, раз­вивает интерес к изучаемому предмету и способству­ет пониманию речи окружающих.

Наглядные методы(демонстрацию, показ) В процессе обучения детей учителю необходимо не только продемонстрировать тот или иной объект, но и организовать наблюдение, изучение представлен­ного объекта. Процесс усвоения учебного материала будет более эффективным, если сочетать словесные методы с наглядными. Кроме того, при использова­нии наглядных методов следует учитывать, что детям с проблемами в развитии свойственны замедленность восприятия объектов, искаженное воспроизведение объектов, недостаточное различение объектов по форме, контуру, цвету т. п.

Практические методы. Эффективность образовательного процесса повы­шается в том случае, если наглядные методы сочета­ются с практическими. К практическим методам обу­чения относят дидактические и ролевые игры, различные упражнения, задания, а в старших классах -самостоятельные и лабораторные работы. Игровые задания и занимательные упражнения в младших классах выступают в качестве метода стимулирова­ния учения, а в старших классах способствуют зак­реплению полученных теоретических знаний.

Наши рекомендации