Тема. Становление педагогики как науки
Тема. Становление педагогики как науки
Вопросы для изучения:
- Ян Амос Коменский – основоположник педагогической науки:
- цель образования;
- принцип природосообразности воспитания и обучения как основополагающий;
- дидактические принципы (доступности, последовательности, наглядности);
- характеристика классно-урочной системы обучения;
- система школ и ее дидактическое обоснование.
- И.Ф. Гербарт о воспитании:
- нравственные (этические) идеи воспитания;
- цели воспитания;
- средства управления детьми.
- Педагогическое наследие К.Д. Ушинского:
- идея народности в воспитании;
- педагогическая антропология как отрасль педагогического знания.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 13 – 16.
Дополнительная литература:
- История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж, Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1988.
- Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 2 т. Т. 1. – М., 1953.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Просвещение, 1971. – С. 91 – 156, С. 156 – 180, С. 245 – 313.
Задания:
- Изучить рекомендуемую литературу.
- Изучить указанные главы «Великой дидактики» Я.А. Коменского (ист. 3, 5).
- Записать полное название труда Я.А. Коменского, проанализировать его. Выделите в нем подход к определению дидактики, цель образования, характеристику учащихся, основное содержание книги.
- Раскрыть цель образования человека (гл. IV).
- Охарактеризовать образование, ответить на вопросы: На кого оно направлено, Когда оно должно осуществляться, Кем и Где? Каковы основания этому? (гл. VI - X)
- Анализируя основоположения Я.А. Коменского, показать связь действий педагога и природы (гл. XVI – XVIII, XX). Заполнить таблицу:
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ (по номерам) | |
Законы природы | Требования к организации обучения |
· Определить сущность принципов природосообразности, наглядности, последовательности, доступности, сознательности обучения (ист. 2).
· Охарактеризовать классно-урочную систему обучения Я.А. Коменского (ист. 2).
· Дать характеристику основных ступеней образования по Я.А. Коменскому (гл. XXVII, XXVIII-XXXI):
Школы | Периоды | Возраст и успешность учащихся | Особенности организации обучения | ||
Цели обучения | Содержание воспитания | Средства и методы | |||
- Рассмотреть определенные И.Ф. Гербартом основания для выделения теории воспитания как отрасли педагогического знания (ист. 2, 5):
-нравственные идеи, составляющие основу воспитания,
-цели и средства процессов управления и воспитания.
- Рассмотреть основные вопросы педагогической теории К.Д. Ушинского (ист. 2, 4):
-идея народности в воспитании;
-педагогическая антропология как отрасль педагогического знания.
Количество часов на самостоятельную работу: 6
Форма контроля: проверка письменной работы.
Самостоятельная работа 2 (модуль 2, после СМ).
Тема. Образование и воспитание как процессы социального наследования
Вопросы для изучения:
- Понятие об образовании.
- Понятие о воспитании.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. – М.: Школьная пресса, 2002.
Дополнительная литература:
- Амонашвили Ш.А. О сущности образования в Школе Жизни // Трактат «Школа Жизни». – М.: Народное образование, 1998 (статья прилагается).
- Педагогическая энциклопедия (любое издание).
- Педагогический словарь (любое издание).
- Рубакин Н.А. Что такое образованный, интеллигентный человек? // Основы педагогики / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. – М.: УРАО, 1999 (статья прилагается).
Задания:
- Изучить рекомендуемую литературу, выписать определения понятий «образование», «воспитание».
- Сравнить процессы образования и воспитания
- по цели (для чего?),
- по результату (характеристики личности),
- по содержанию (что осваивает человек?),
- Выделить общее и различия.
Количество часов на самостоятельную работу: 2
Форма контроля: проверка письменной работы.
Н. А. Рубакин
Тема. Становление педагогики как науки
Вопросы для изучения:
- Ян Амос Коменский – основоположник педагогической науки:
- цель образования;
- принцип природосообразности воспитания и обучения как основополагающий;
- дидактические принципы (доступности, последовательности, наглядности);
- характеристика классно-урочной системы обучения;
- система школ и ее дидактическое обоснование.
- И.Ф. Гербарт о воспитании:
- нравственные (этические) идеи воспитания;
- цели воспитания;
- средства управления детьми.
- Педагогическое наследие К.Д. Ушинского:
- идея народности в воспитании;
- педагогическая антропология как отрасль педагогического знания.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 13 – 16.
Дополнительная литература:
- История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж, Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1988.
- Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 2 т. Т. 1. – М., 1953.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Просвещение, 1971. – С. 91 – 156, С. 156 – 180, С. 245 – 313.
Задания:
- Изучить рекомендуемую литературу.
- Изучить указанные главы «Великой дидактики» Я.А. Коменского (ист. 3, 5).
- Записать полное название труда Я.А. Коменского, проанализировать его. Выделите в нем подход к определению дидактики, цель образования, характеристику учащихся, основное содержание книги.
- Раскрыть цель образования человека (гл. IV).
- Охарактеризовать образование, ответить на вопросы: На кого оно направлено, Когда оно должно осуществляться, Кем и Где? Каковы основания этому? (гл. VI - X)
- Анализируя основоположения Я.А. Коменского, показать связь действий педагога и природы (гл. XVI – XVIII, XX). Заполнить таблицу:
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ (по номерам) | |
Законы природы | Требования к организации обучения |
· Определить сущность принципов природосообразности, наглядности, последовательности, доступности, сознательности обучения (ист. 2).
· Охарактеризовать классно-урочную систему обучения Я.А. Коменского (ист. 2).
· Дать характеристику основных ступеней образования по Я.А. Коменскому (гл. XXVII, XXVIII-XXXI):
Школы | Периоды | Возраст и успешность учащихся | Особенности организации обучения | ||
Цели обучения | Содержание воспитания | Средства и методы | |||
- Рассмотреть определенные И.Ф. Гербартом основания для выделения теории воспитания как отрасли педагогического знания (ист. 2, 5):
-нравственные идеи, составляющие основу воспитания,
-цели и средства процессов управления и воспитания.
- Рассмотреть основные вопросы педагогической теории К.Д. Ушинского (ист. 2, 4):
-идея народности в воспитании;
-педагогическая антропология как отрасль педагогического знания.
Количество часов на самостоятельную работу: 6
Форма контроля: проверка письменной работы.
Самостоятельная работа 2 (модуль 2, после СМ).