Западноевропейская педагогика XVIII – XIX вв.
Вслед за Я.А. Коменским в историю западноевропейской буржуазной педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Дж. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо (Франция), Г. Песталоцци (Швейцария), И. Гербарт и А. Дистерверг (Германия).
В своем труде «Мысли о воспитании» Дж. Локк уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка «чистой доске», на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания.
Локк в своей теории воспитания утверждал, что если ребенок не может получить в обществе необходимые идеи и впечатления, то, значит, надо менять общественные условия. Необходимо развивать физически сильного и духовно цельного человека, который приобретает знания, полезные для общества. Локк полагал, что добро – это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдание. Гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении.
Ж.Ж. Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию. Руссо изложил свои педагогические воззрения в книге «Эмиль, или о воспитании», в которой критикуется книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагается учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка. Особое значение он придавал трудовому воспитанию.
Педагогические принципы Руссо таковы:
Ø Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. Ученика всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины.
Ø Знание следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики – недопустимы и губительны.
Ø Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.
Ø Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.
Идеи Руссо получили дальнейшее развитие в трудах швейцарского педагога XVIII – XIX веков Г. Песталоцци, который утверждал, что цель обучения – в развитии человечности, в гармоническом развитии сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности.
Главная заслуга Песталоцци состоит в том, что он является одним из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармонично развитого человека. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, рисованию, пению, гимнастике, расширил границы обучения, включив в школьные программы элементарные сведения из геометрии и географии.
В своем сочинении «Лингард и Гертруда» Песталоцци развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива.
Педагогические принципы Г. Песталоцци следующие:
Ø Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.
Ø Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.
Ø Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.
Ø Необходимо бороться с вербализмом, то есть «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».
Ø Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.
Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл немецкий педагог И. Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Он считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физические наказания, призывал осуществлять постоянный надзор за поведением детей и записывать их проступки в особый журнал (кондуит).
С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог А. Дистерверг. Особенно полезными являются его идеи активизации учебной деятельности учащихся, усиления значимости их самостоятельной работы. Дистерверг был последователем Песталоцци и основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.
Под природосообразностью он понимал раскрытие врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самодеятельность Дистерверг считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение.
В XIX веке в крупнейших странах Западной Европы и США происходило становление национальных систем образования. Интерес общества и участие государства определили общее направление этого процесса, который в каждой стране имел специфические черты.
В содержании классического образования произошли значительные изменения. В гимназиях, которые продолжали ориентироваться на античный идеал гармонично развитой личности, статус математики сравнялся со статусом древних языков и расширилось преподавание таких дисциплин, как родной язык, история, география, естествознание.
Наряду с классическим образованием развивались реальные и профессиональные школы, призванные удовлетворять потребности растущего производства и торговли. В реальном образовании доминировали предметы естественно-математического цикла.
Таким образом, развитие образования на Западе в течение XIX столетия выражалось в создании учебных заведений классического и современного образования. Последние получали все большее распространение, будучи знаком происходящих в обществе перемен.