И преподавателей (непосредственных руководителей практики)

учреждения образования (базы практики)

Руководитель учреждения образования

или его заместитель по учебной (учебно-производственной) работе:

- проводит работу с преподавателями учебного заведения по вопросам предстоящей практики;

- знакомит студентов с составом преподавателей, передовым педагогическим опытом, документацией, учебно-производственной базой (кабинетами, библиотекой и др.), с общей постановкой учебно-воспитательной работы, предоставляет практикантам возможность присутствовать на заседаниях педагогического совета, предметных (профильных) комиссий, родительского комитета, знакомит с планами их работы;

- совместно с руководителем практики от кафедры прикрепляет студентов к группам;

- посещает выборочно занятия, воспитательные и другие мероприятия студентов-практикантов и принимает участие в их обсуждении;

- на основе обобщения опыта вносит предложения по совершенствованию педагогической практики;

- проводит совещание по итогам педагогической практики в учреждении образования.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

- знакомит студентов с планом воспитательной работы учреждения образования;

- знакомит студентов с состоянием и особенностями воспитательной работы в учреждении образования и теми изменениями, которые осуществляются в связи с современными требованиями к воспитанию учащихся;

- разъясняет студентам принцип планирования воспитательной работы;

- знакомит практикантов с методическими новинками и передовым опытом воспитательной работы;

- помогает студентам в планировании и проведении массовых воспитательных мероприятий;

- посещает (выборочно) воспитательные мероприятия, проводимые студентами, и участвует в их обсуждении;

- оказывает помощь кураторам в их работе с практикантами;

- участвует в совещании, проводимом руководителем учреждения образования, по педагогической практике.

Преподаватель учреждения образования

(непосредственный руководитель практики):

- знакомит прикрепленных к нему студентов с основами педагогической деятельности, с планом своей учебно-воспитательной работы, проводит открытые занятия и внеклассные мероприятия, организует их обсуждение;

- совместно с руководителем практики от кафедры намечает и определяет студентам темы занятий и внеклассных мероприятий по предмету;

- проводит разъяснительную работу со студентами по вопросу разработки календарного (тематического) плана работы педагога-предметника;

- консультирует студентов при подготовке их к проведению занятий, просматривает и утверждает планы предстоящих занятий;

- знакомит прикрепленных к нему студентов с программами, учебниками и учебными пособиями, необходимыми в процессе педагогической практики;

- оказывает студентам помощь при подготовке и проведении практических и лабораторных занятий и др.;

- участвует в организации индивидуального и группового «проигрывания» студентами предстоящих занятий и различных форм внеклассных мероприятий по предмету;

- участвует в анализе и оценке каждого данного студентами занятия;

- поручает проведение занятий с отстающими, проверку тетрадей, изготовление наглядных пособий, демонстрацию учебных кино- и диафильмов, подготовку лабораторных работ и т.д.;

- принимает участие в методических собеседованиях со студентами по важнейшим проблемам учебно-воспитательной работы в учреждении образования, организуемых групповым руководителем;

- обеспечивает высокую эффективность процесса формирования целостной системы необходимых преподавателю профессионально-педагогических умений и навыков путем организации работы студентов в параллельных группах и совершенствования, таким образом, их тренировочной деятельности;

- раскрывает практическое использование новейших научных идей, а также передового педагогического опыта для совершенствования учебно-воспитательной работы по предмету;

- обучает студентов методике осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы в зависимости от их способностей, творческих склонностей и задатков;

- создает условия для успешного прохождения студентами педагогической практики и переживания радости успехов;

- дает оценку учебной работы студентов;

- участвует в совещании, проводимом руководителем учреждения образования по педагогической практике, а также, по возможности, в курсовых собраниях по педагогической практике в университете.

Куратор:

- знакомит студентов с составом учащихся группы, с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, с основными воспитательными задачами и планом своей работы;

- совместно с руководителем практики от кафедры конкретизирует воспитательные задачи программы практики, помогает студентам при составлении плана воспитательной работы, утверждает план, контролирует его выполнение, дает консультации;

- совместно с преподавателем психологии руководит работой практикантов по изучению учащихся и составлению психолого-педагогических характеристик;

- организует практическое изучение студентами методических основ планирования воспитательной работы с группой и использования передового педагогического опыта в деятельности кураторов;

- осуществляет показ образцов различных форм внеурочной воспитательной работы, а также практического применения разработанных методов воспитания учащихся;

- присутствует на зачетных воспитательных мероприятиях студентов, участвует в их обсуждении и оценке;

- консультирует студентов при подготовке к предстоящей воспитательной работе, разъясняет методические особенности проведения запланированных воспитательных мероприятий;

- привлекает студентов к текущей воспитательной работе с группой (дежурство, посещение учащихся на дому, беседы с родителями и др.);

- оказывает помощь в написании планов-конспектов воспитательных мероприятий, обсуждает их с практикантами и утверждает;

- организует предварительное «проигрывание» студентами различных форм воспитательной работы с целью формирования у них первоначального методического опыта их проведения;

- посещает проводимые студентами воспитательные мероприятия, анализирует их, дает соответствующую оценку и рекомендации по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы;

- принимает участие в методических собеседованиях, проводимых по вопросам совершенствования работы куратора;

- оказывает помощь студентам в овладении методикой изучения учащихся и коллектива группы, в анализе накапливаемого материала и его обобщении, а также написании психолого-педагогической характеристики на коллектив группы;

- дает оценку воспитательной работы, которую осуществляли студенты;

- участвует в совещании, проводимом руководителем учреждения образования по педагогической практике, а также, по возможности, в курсовых собраниях по педагогической практике в университете.

Учет и оценка работы, выполненной студентами в период

Педагогической практики

На последней неделе практики студенты сдают руководителю практики от кафедры отчетную документацию:

1. Письменный отчет о ходе и результатах практики (Приложение № 1);

2. Дневник педагогической практики (Приложение № 2);

3. Конспект одного зачетного занятия;

4. Конспект одного зачетного воспитательного мероприятия;

5. Письменный анализ занятия, посещенного у одного из практикантов (Приложение № 3);

6. Психолого-педагогическую характеристику на учащегося (Приложение № 4).

На основании представленных документов руководитель практики от кафедры выставляет дифференцированную оценку.

Итоги педагогической практики подводятся на итоговом курсовом собрании в университете в присутствии декана или одного из его заместителей, заведующих кафедрами, руководителя практики от факультета и руководителей практики от кафедры. Присутствие студентов на курсовом собрании обязательно.

В случае невыполнения студентом программы практики в полном объеме, ему могут быть установлены индивидуальные сроки прохождения практики в свободное от учёбы время.

Педагогическая практика студентов заочной формы обучения

Педагогическая практика студентов-заочников проводится на VI курсе в XI семестре.

До начала практики со студентами проводится курсовое собрание, которое организует руководитель практики от факультета с обязательным участием преподавателей - руководителей практики от кафедры. Руководитель практики от факультета подробно разъясняет студентам организационные особенности педагогической практики, а также требования к ведению текущей и отчетной документации, раскрывает научно-педагогические основы организации практики и дает рекомендации о проведении внеклассной воспитательной работы, консультирует студентов по вопросам изучения учащихся и написания психолого-педагогической характеристики.

Студенты заочного факультета при организации педагогической практики делятся на две группы: не работающие по специальности и работающие по специальности менее одного года; работающие по специальности более одного года.

Практика студентов, не работающих по специальности

Наши рекомендации