Возрастные кризисы отрочества.

Предподростковый кризис.Описание и анализ предподростко-вого кризиса представляет собой наиболее сложную проблему. Дело в том, что в рамках культурно-исторической теории разны­ми авторами подростковый возраст понимается по-разному. В периодизациях Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина «подростко­вый» кризис - это переход от младшего школьного к подростко­вому возрасту, и потому точнее называть его «предподростко-вым».

Подростковый возраст Д.Б.Эльконин рассматривал как ста­бильный. Стабильный в норме, несмотря на то, чго в реальной жизни в силу особых причин он может протекать весьма бурно. Как можно понять это противоречие? Подростковый возраст - по­нятие, возникшее лишь около ста лет назад [7], не нашло еще в со­временной культуре способов своего разрешения, «амплификации», подобно более древним возрастам. Сегодня нет еще в культуре, в социальных институтах адекватных для решения задач подрост­кового возраста пространств. Действительно, решим мысленно такую задачу: попытаемся представить себе то «место», где подросток был бы «уместен». Младенца естественно представить себе на руках у матери или в кроватке, малыша до трех лет - играющим в кубики или в песо­чек, дошкольника - с куклой или машинкой, младшего школьни­ка - в классе. А где место подростку? На этот вопрос трудно най­ти общий для всех ответ.

Поэтому в жизни мы имеем дело с кризисом, не находящим своего разрешения. Именно так можно объяснить видимое несо­ответствие теоретических посылок реально наблюдаемым прояв­лениям подростничества.

Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечест­венной психологии. Несмотря на большое число исследований, нет пока единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества, цен­тральные новообразования возраста. Да и, наконец, вопрос о том, к стабильному или кризисному возрасту следует относить подро-стничество, остается открытым.

В данном контексте нас интересуют работы, в которых были вы­явлены и проанализированы характеристики перехода от младшего школьного к подростковому возрасту, а не просто исследования психологии детей подросткового возраста. Во-первых, подростко­вый возраст, как мы уже отмечали, трактуется очень широко, слово «подросток» относят к широкому возрастному диапазону: если нижняя граница возраста не опускается ниже 10-ти лет, то верхняя может доходить до 16-ти (Л.И.Божович), и даже до 18-ти (Л.С.Выготский). Поэтому еще раз подчеркнем, что мы ограни­чиваемся лишь описанием перехода от младшего школьного к подростковому возрасту, стараясь и в более широких аналитиче­ских, и экспериментальных конструкциях выделить именно «дра­му развития», воплощающую этот переход.

Л.С.Выготский в работах, посвященных «проблеме возраста» в целом и отдельным возрастным периодам, не дает характери­стики предподросткового кризиса. Его взгляды на подростковый возраст мы находим в работе «Педология подростка», написан­ной в 1931 г., до построения целостной концепции возраста. Это приводит, как мы увидим, к некоторым противоречиям и разно­чтениям.

По мысли Выготского, ключом к гк ишанию психологии под­ростка является проблема интересов. Необходимо исследовать «те основные моменты направленности, своеобразная конфигурация которых определяет на каждой данной ступени структуру, внут­ри которой находят свое место и свое значение все механизмы по­ведения (курсив наш. - К. П.)» [3, с. 7]. При этом «целостные дина­мические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций, и следует с полным основанием называть интересами (курсив наш. -КП.)» [там же, с. 13].

С коренной перестройкой всей системы интересов, побуждаю­щих человека к действию, связаны особенности поведения подро­стков: «падение школьной успеваемости, ухудшение прежде уста­новленных навыков, особенно когда перед ребенком развертыва­ется продуктивная работа творческого характера» [там же, с. 20].

По мысли Л Г Вп~т>тского, подростничество распадается на две фазы - негативную и позитивную, фазу влечений и фазу инте­ресов Л.С.Выготский полагает, что первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установив­шейся системы интересов (отсюда ее протестующий, отрицатель­ный характер) и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Следующая фаза - фаза интересов - ха­рактеризуется вызреванием нового ядра интересов. Выготский также обращает внимание на сходство негативной ф;. jbi подрост-ничества с негативизмом, характерным для трехлетних детей, предупреждая, впрочем, об опасности их отождествления.

Давая характеристику симптомам негативной (критической) фазы подросткового возраста, Выготский отмечает а) их край­нюю вариативность; б) ситуационную зависимость (например, негативизм проявляется в семье и отсутствует в школе и наобо­рот); в) неоднородность и сложность поведения.

В работе «Педология подростка» Выготский вводит представ­ление о трехчленном строении критического или переходного пе­риода. Трудность и противоречивость его позиции, однако, со­стоит в том, что трехфазная модель кризиса включает в себя тре­тью фазу позитивного развития, но в других работах третья фаза скорее трактуется как стабильный возраст.

Важно отметить, что Выготский пубертатный возраст относит к числу стабильных, что позволяет ему удержать единую логику ана­лиза критических возрастов как особенных. В работе «Проблема возраста» Л.С.Выготский выделяет кризис 13 лет и следующий за ним стабильный пубертатный возраст. Комментируя эту работу Д.Б.Эльконин пишет следующее: «Интересно отметить, что в публикуемых в настоящем томе главах книги "Педология подро­стка" Выготский еще не определял подростковый возраст как ста­бильный, употребляя часто понятия "переходный возраст" и "подростковый возраст" как синонимы» [3, с. 413].

Л.И.Божович смотрит на проблему подросткового возраста иначе. Она весь возраст полового созревания полагает критиче­ским: «Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с бы­стрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхрон­ности в физическом, психическом и социальном развитии подро­стка, очень трудно» [1, с. 229]. Кроме того, Л.И.Божович обраща­ет внимание и еще на одну особенность: источником депривации становятся не только внешние запреты, хотя и они имеют место, но и, что важнее, внутренние запреты, накладываемые подрост­ком на самого себя.

К позитивным сдвигам Л.И.Божович относит новый уровень самосознания, который связан со способностью подростка по­знать самого себя как личность, с присущими именно ей качест­вами. Возникновение самосознания обусловлено развитием мыш­ления, прежде всего мышления в понятиях. Для подростка харак­терна неустойчивость самооценки, которая описывается то взле­том самоуверенности, то сомнениями в себе.

По мысли Л.И.Божович, подростковый возраст (подростко­вый кризис) состоит из двух фаз - 12-15 лет и 15-17 лет. К концу подросткового возраста формируется самоопределение. Оно ос­новано уже на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, характеризуется учетом своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с выбором профессии.

В работе Л.И.Божович делается весьма важная попытка свя­зать специфику переходного возраста с формируемыми новообра­зованиями. Так, обращается внимание на развитие рефлексии, но ее возникновение датируется скорее самим подростковым перио­дом, нежели предшествующим младшим школьным возрастом. Описание подросткового кризиса скорее приближается к описа­нию стабильного периода: рефлексия формируется одновременно с развитием отношения к себе (самопознанием), т. е. рассматри­ваются тенденции, действующие одновременно, параллельно. Да­лее указывается на новообразование переходного периода - са­моопределение, что также скорее соответствует стабильному (хотя и бурно протекающему) периоду, поскольку новообразова­ние по схеме, предложенной Выготским, есть итог стабильного возраста. Отнести же самоопределение к новообразованиям пере­ходного периода (кратковременным, поглощаемым социальной ситуацией развития следующего стабильного периода) нельзя, поскольку самоопределение полагается важнейшим личностным приобретением, определяющим переход к юности.

Однако у Л.И.Божович есть и важное указание на особенность подросткового кризиса, а именно указание на то, что депривация потребности в самопроявлении частично обусловлена запретами, которые накладывает подросток на самого себя. Внутренне про­тиворечие, а не просто внешний конфликт между желаемым и разрешаемым, и есть суть подросткового возраста, понимаемого как переход, но именно внутренний, т. е. не блокирующий развитие, а обусловливающий его.

Наиболее популярным среди отечественных исследователей подросткового кризиса является клиническое описание младших подростков, данное в большой работе под редакцией Д. Б.Эль-конина и Т. В.Драгуновой «Возрастные и индивидуальные осо­бенности младших подростков» [2]. В ней прослеживается дина­мика развития детей 11-12 лет на протяжении одного года. Сам выбор испытуемых - младших подростков - говорит о том, что завершение младшего школьного возраста и начало подростково­го интересует исследователей особо.

Главный тезиг авторов состоит в том. что у детей этого возрас­та формируется «чувство взрослости» - crpt мление быть, казаться и действовать как взрослый. Если это чувство взрослости находит в жизни ребенка адекватное отношение со стороны взрослых, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз развития более благоприятен. Если же ребенок, испытывающий уже «чувство взрослости», сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

Этот тезис, как мы видим, весьма схож с позицией Л.И.Божо-вич. Депривация стремления к взрослости (или невозможность реализовать внутреннюю позицию школьника в семь лет) приво­дит к внешней конфликтности поведения и именно в этом случае квалифицируется как кризис.

Подростковые кризисы.Далее, по период гл<Щ'л Д.Б.Эль-конгча пес/с спбильного подросткового возраста наступает следующий возрастной кризис. Это критический переход от под­росткового к юношескому возрасту, а чатем кризис 17-ти тст -переход к взрослости. Эти возрасты в гораздо меньшей степени представлены в отечественной психологической литературе имен­но как критические. Несмотря на интерес к этим завершающим детство точкам онтогенеза [8], очевидно, что их симптоматика в возрастном плане оказывается слишком разнородной, чтобы рас­сматривать ее как характеристику нормативных кризисов. Можно указать на исследования перехода к взрослости западных психо­логов, работающих в парадигме «жизненных задач».

Особое внимание при исследовании подросткового возраста занимает проблема формирования идентичности. В детстве ребе­нок может судить о себе в соответствии с позициями в разных со­обществах и пространствах. Отношение к себе как к сыну или как к ученику может не совпадать, но подобное несовпадение не вос­принимается как тревожащее. Можно сказать, что до подростково­го возраста «Я» фрагментарно, осколочно или ситуационно зави­симо. В подростковом возрасге встает новая задача развития -формирование целостной идентичности. Этот взгляд на проблемы подросткового возраста ввел в рассмотрение Э.Эриксон. Позже проблема идентичности исследовалась многими авторами, наи­более известны работы Джеймса Марсиа [21].

Формирование идентичности, по Эриксону, есть процесс са­моопределения. Идентичность (тождественность) может быть понята в двух измерениях - временном и ситуативно-ролевом. В первом измерении - временном - идентичность обеспечивает пре­емственность, связь прошлого, настоящего и будущего. В ситуатив­но-ролевом измерении идентичность составляет центральное обра­зование, удерживающее в единстве многие ситуации и, соответ­ственно, роли, в которых выступает человек. Человек, сформи­ровавший идентичность, оказывается самотождественным, он остается самим собой независимо от ситуации действования, но он одновременно и адекватен ситуации, не теряя при этом сво­его лица.

Формирование идентичности (кризис идентичности) требует иногда от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей. Особенно важна реструктури­зация отношений с родителями, поскольку взрослеющий человек не может далее довольствоваться ролью опекаемого и управляе­мого.

Джеймс Марсиа выделил четыре основных варианта или со­стояния формирования идентичности, они получили названия статусов идентичности.

1. Предрешенностъ - принятие на себя обязательств, не прохо­дя через кризис идентичности. Таким образом можно охарактери­зовать статус идентичности тех людей, которым в силу внешних обстоятельств рано пришлось принять на себя преждевременную взрослость.

2. Диффузия идентичности - состояние избегания решений, от­каз от поиска собственной идентичности, своеобразное продление детства.

3. Мораторий - собственно период построения своей идентич­ности, состояние поиска ответов на вопросы кто я, какой я.

4. Достижение идентичности - благополучное завершение кризиса идентичности - возникновение новой самотождествен­ности.

В исследовании Л.И.Бершедовой рассматривается кризис 17-ти лет как захватывающий период от 15 до 18 лет. «Единство ка­чественных преобразований в целостной системе отношений к миру, себе и людям детерминировано ъ этот критический период сложным процессом самоопределения как впервые возникающего явления, "эффективного центра" социальной ситуации развития» [11, с. 32]. Этот период рассматривается как особенный в онтоге­незе, поскольку его содержанием является становление человека как субъекта собственного развития [9]. Самоопределение в юности характеризуется двуплановостью, которая создает исходное противоречие, переживаемое как ценностно-смысловой кризис.

В целом можно высказать предположение, что чем младше ребенок, чем «древнее» возраст, тем определеннее и конкретнее его проявления. Напротив, чем выше продвигается индивид по «лестнице» возрастов, тем выше влияние конкретных обстоятельств индивидуальной жизни и социокультурных особенностей.

Возможно, социальная ситуация развития в юности и опреде­ляется встречей ребенка с изменяющимся миром (в противоположность другим возрастным кризисам, когда ребенок открывает для себя особую, новую, но устойчивую форму следующего возраста).

Наши рекомендации