Перспективы развития начальной школы.

Начальная школа постепенно развивается, внедряются новые технологии. В дальнейшем будем совершенствовать, и развивать начальную школу.

17.Деятельность педагогических советов: периодичность, цели, тематика, формы, документация (для образовательных учреждений).

Согласно структуре методической работы в школе №61 координирующую роль в данном направлении работы выполняли научно-методический совет и методические объединения учителей-предметников. В школе работало 8 методических объединений:

1. Методическое объединение учителей начальных классов (руководитель С.В.Михайлина);

2. Методическое объединение учителей естественно - исторического цикла (руководитель Калайтан Л. П.).

3. Методическое объединение учителей математики и физики (руководитель А. А. Янышева)

4. Методическое объединение учителей русского языка и литературы (руководитель Е. Н. Захапова)

5. Методическое объединение учителей физкультуры (руководитель Л.В.Огнева)

6. Методическое объединение учителей иностранного языка (руководитель Т. П. Козулина)

7. Методическое объединение учителей технологии (руководитель А. В. Лещук)

8. Методическое объединение учителей музыки и ИЗО (руководитель Г. В. Воробьева)

Работа всех методических объединений осуществлялась по разработанному плану в соответствии с особенностями школы.

Основные направления работы всех школьных методических объединений: методическая и психологическая подготовка педагогов. Особенно важным являлось использование таких форм работы, которые бы позволяли проявить максимальную активность самому педагогу: заседания «круглых столов», проведение открытых уроков с последующим анализом и самоанализом, проведение открытых заседаний методических объединений. Данные наблюдения и опроса позволили выявить проблемы, связанные с конструированием содержания образования и выбором форм и методов обучения в условиях предпрофильной и профильной подготовки учащихся, с освоением новых педагогических технологий, с взаимообменом опыта работы. Детский коллектив, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений. Особое место в креплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников. В общешкольном коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация. Наличие для детей разных возрастов и занятых разными видами деятельности общих интересов: общешкольные дела, взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков - создает возможности для установления между детьми развернутых типов отношений.

В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших школьников. Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллективов.

18-19. Достижения учреждения. Проблемы учреждения, перспективы ближайшего развития.

В начале учебного года был проведён круглый стол «Достижения и трудности в экспериментальной проектной деятельности». Участники круглого стола обменялись мнениями о том, что изменение технологий, методов и форм обучения способствовали формированию и развитию компетенций для профессионального самоопределения школьников. Изменилась позиция учителя, который стал «наставником», а не только источником знаний. Участники ЭР подчеркнули необходимость продолжения работы по созданию в стенах школы условий, благоприятных для ориентации процесса обучения и воспитания на достижение компетентности всеми школьниками.

Проведены следующие семинары: «Опыт инновационной работы по обучению лидерству», «Социальное партнёрство - один из приоритетов современной модели образования». Поскольку школа - это открытая социально-педагогическая система, изменения, происходящие в нашем обществе, не могли её обойти. Современная российская действительность ставит перед школой новые задачи. Организация всей школьной жизни должна быть направлена на формирование и развитие у школьников умения видеть и ощущать всю остроту социальных реалий, таких как проблемы социальной защищённости - своей и близких, проблемы поиска работы, проблемы безопасности, сохранения и укрепления здоровья. От школьников требуется не только обладать знаниями о социально-экономических и политико-правовых институтах, но и быть знакомыми с их деятельностью и готовыми выполнять различные социальные роли. Главным результатом школьного образования должны стать не только предметные знания, умения и навыки, но и готовность выпускников школы к успешной социальной адаптации.

Одним из факторов, способствующих повышению качества знаний, является работа с одарёнными детьми. В школе сложилась система по оказанию помощи одарённым детям в раскрытии их способностей, способствующая развитию их интересов и склонностей, формированию мотивации к исследовательской деятельности. При этом применяются разнообразные формы работы – научно - практические конференции, предметные олимпиады, интеллектуальные игры и конкурсы различного уровня, индивидуальные и групповые занятия, факультативные занятия. Однако количество участников стабильно, при этом результативность по сравнению с 2007-08 учебным годом несколько понизилась.

Выводы.

1. Учащиеся школы принимали активное участие в различных интеллектуальных мероприятиях, что свидетельствует о наличии у них высокой мотивации к учебной и исследовательской деятельности.

2. Количество участников стабильно, при этом результативность по сравнению с 2007-08 учебным годом несколько понизилась. Это позволяет предположить, что целенаправленная работа педагогического коллектива школы над повышением у учащихся мотивации к интеллектуальной и исследовательской деятельности не подкрепляется работой по специальной подготовке учащихся к участию в интеллектуальных мероприятиях.

В качестве ведущей формы организации деятельности учащихся используется групповая работа, при которой у учащихся развивается умение общаться, вырабатывать, высказывать и отстаивать свое мнение, нести за него ответственность, находить выходы из проблемных ситуаций, что является необходимым для развития лидерских умений школьников. Одновременно творческими группами педагогов школы разработаны программы курсов по выбору, способствующих успешной социализации школьников - «Я - лидер» для учащихся 7 классов и «Школа самопознания» для учащихся 8 классов. В 9 классе ведется курс «Мой выбор», программа которого разработана Центром социальных и образовательных программ «Мой выбор». Программы курсов «Школа самопознания», «Я - лидер» прошли внутреннюю экспертизу, имеют положительные отзывы внешних экспертов - специалистов Института развития образования Омской области и Омского государственного технического университета. Введение курсов в учебный процесс осуществляется за счет вариативной части учебного плана.

Ведущей технологией во внеклассной работе является технология коллективного творческого дела, разработанная И.П.Ивановым. С использованием этой технологии организуются и проводятся все спортивные мероприятия в школе. Ученики школы принимают активное участие в подготовке и проведении спортивных праздников, школьных эстафет и соревнований, являются участниками соревнований различного уровня, таких как «Лыжня России», «Кросс наций», Сибирский международный марафон, Чемпионат Школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ», окружные и городские соревнования по плаванию, футболу и волейболу, на которых добиваются высоких результатов.

Развитию лидерских умений способствует также реализация подпрограмм «Я - гражданин России», «Вместе», «Здоровье», программы детского общественного объединения «Поколение NEXT». Во время школьных каникул на базе детского оздоровительного лагеря «Березка» наши ученики проходят учебу по программе «Лидер», в 2009 году представленный ими социальный проект был отмечен дипломом III степени. Ученики школы могут гордиться победами и призовыми местами в муниципальных и региональных конкурсах. Команда школы «Сантиметры» является постоянной участницей турниров КВН Омской области и традиционно становится победителем. Команда ДЮП «Пламя» ежегодно побеждает в противопожарных КВН «Юмор юных против пожаров». Учащиеся школы -постоянные участники областного тематического смотра агиттеатров среди образовательных учреждений, победители окружного и городского конкурса «Я - лидер».

Высокую заинтересованность школьников вопросами лидерства подтверждает тот факт, что ежегодно на конференциях различного уровня ребята представляют работы, в которых они исследуют феномен лидерства вообще и спортивного лидерства в частности, влияние лидерских качеств на отношения со сверстниками и взрослыми, на успешность в учебе. Например, «Уровень развития лидерских качеств личности и ее статус в коллективе», «Уверенность в себе - путь к успеху», «Влияние различных социальных факторов на развитие лидерских качеств учеников средней школы». Еще одним направлением работы является повышение профессиональной компетенции педагогов и привлечение родителей к совместной деятельности семьи и школы. Особенно важным здесь является создание условий для активной позиции педагогов и родителей, использование результатов диагностики уровня развития лидерских умений школьников, обобщение и распространение передового опыта работы, использование наглядности, своевременное получение обратной связи. Например, традиционно педагоги школы принимают участие в Фестивалях педагогических проектов в системе образования Омской области, в профессиональных конкурсах «Учитель года» и «Открытие», в научно-практических конференциях, Областных педагогических марафонах, на которых успешно представляют свой опыт.

Основными формами работы с родителями являются родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, родительские конференции. Эффективность работы школы подтверждается полученными результатами: за последние три года повысилась мотивация учащихся к занятиям физической культурой, наблюдается ярко выраженная положительная эмоциональная окраска их деятельности во время проведения занятий. Количество участников внеклассных спортивных мероприятий, а также результативность участия в них за последние три года неуклонно возрастает. Планируемые задачи на 2011 -2012 учебный год:

1. Дальнейшее внедрение системы фиксирования достижений учащихся, способствующих их успешному профессиональному самоопределению.

2. Дальнейшая реализация программы повышения профессиональной компетентности педагогов по формированию и развитию ключевых компетенций профессионального самоопределения школьников и программы повышения мотивации родителей к совместной деятельности семьи и школы, способствующей успешному профессиональному самоопределению школьников. Внедрение и распространение методических рекомендаций по проведению уроков с профориентационным компонентом. Распространение положительного опыта работы школы по теме «Использование компетентностного подхода в профессиональном самоопределении школьников».

Наши рекомендации