Мотивация творческой деятельности
Источники, или факторы, мотивации творческой деятельности можно подразделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние источники мотивации — это те, которые связаны с ценностными ориентациями личности, такими как жажда славы, стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего высокого положения в обществе и т.п. Известно, что внешнее одобрение, признание и почести являются могучим побудителем к творчеству для многих творческих людей. А для школьников источниками такой мотивации часто выступают стремления выделиться среди других, получить отличные оценки, заслужить одобрение учителей и родителей.
Многие внешние факторы творческой мотивации находят свое выражение в нравственно-психологической стороне творчества: в осознании социальной важности и нужности творческой деятельности, в чувстве долга и ответственности за характер и использование результатов творческого труда. Творцы вынуждены постоянно помнить о том, что их деятельность должна носить гуманистический характер. Перед ними всегда встает вопрос о целесообразности продолжения своей работы, если заранее известны ее возможные трагические последствия. Об этом не раз говорили крупнейшие ученые и представители искусства XXвека - А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, И. В. Курчатов, Д.С. Лихачев и другие.
Одним из внешних источников творческой мотивации является также социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве сопер-
пиков или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается «белая» и «черная» зависть. 11ри белой зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. «Черная» зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти (синдром Сальери) и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего.
Внутренние источники творческой мотивации — это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности. Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора — вот примеры интеллектуально-гворческих чувств. О том, что внутренняя, почти инстинктивная потребность в создании нового вынуждает человека к творчеству, свидетельствует опыт многих талантливых людей. Например, Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству. О том же пошутил однажды и Михаил Жванецкий: «Писать, как и писать, — нужно тогда, когда терпеть уже невозможно».
Чувство эстетического удовлетворения как источник творческой мотивации, как правило, повышает творческую активность, стимулирует творческий поиск. Эстетическое наслаждение самим процессом и результатом творческого труда, проникновение в мир неизвестного, раскрытие глубокой гармонии и удивительного разнообразия явлений, восторг перед открывающейся красотой жизненных закономерностей, ощущение растущей силы творческого разума и духа порождают целую гамму сильнейших человеческих переживаний в форме творческого вдохновения.
Внешние и внутренние факторы творческой мотивации тесно связаны друг с другом. Например, A.M. Горький отмечал: «На вопрос: почему я стал писать? — отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог». Более того, единство творческой мотивации проявляется в самом факте суще-ствования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.
8 J. Активизацияразвитиякреативнойличности
Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала личности в большой степени зависит от особенностей обучения в школьные годы. Развитию креативных способностей учащихся особенно способствуют игровые и проблемные методы обучения, занятия в различных внешкольных учреждениях и кружках. При этом креативность легче и чаще всего проявляется в той деятельности, к которой у ребенка есть определенные склонности. Поэтому детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве видов деятельности, наталкивая на тот, в котором они могут реализовать свои задатки.
Родителям и педагогам следует знать, что креативность не сводится только к интеллекту. Это подтверждают выявленные психологами четыре группы детей с различными соотношением интеллекта и креативности:
• дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности — уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптированы;
• дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом — стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников;
• дети с низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности — часто попадают в группу «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, как «странные фантазеры» бывают непоняты ни учителями, ни сверстниками;
• дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей — внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку; низкий уровень предметных способностей компенсируется адаптируемостью, общительностью.
Можно добавить, что одаренным детям присущи высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива — склонность ставить перед собой новые более сложные задачи. А это, по мнению российского психолога Д.Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.
Развитие творческого потенциала учащихся активизируется, если учебно-познавательная деятельность осуществляется как учебно-творческая с использованием лич-постно-ориентированных или развивающих технологий обучения, которые реализуются с опорой на эвристические методы и приемы обучения (мозговая атака, мозговой штурм, метод эвристических вопросов, метод аналогий, игровые, проблемные методы и другие).
Названные технологии и методы:
• направлены на активизацию личностного развития учащихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на свои способности и опыт;
• позволяют повысить степень мотивации, эмоциональности, самостоятельности и активности учебно-творческой деятельности;
• обеспечивают использование полученного опыта в
будущем для решения нестандартных жизненных и про
фессиональных задач.
Среди условий, активизирующих развитие дивергентного, то есть творческого, мышления, специалисты выделяют также следующие:
Sситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
Sразрешение и поощрение множества вопросов;
Sстимулирование ответственности и независимости;
Sакцент на самосостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях;
Sвнимание к интересам детей со стороны взрослых.
Развитию креативности препятствует:избежание риска, стремление к успеху во что бы то ни стало, жесткие стереотипы в мышлении и поведении, конформизм, неодобрительная оценка воображения и фантазии, преклонение перед авторитетами и другие.