Тема 8. Развитиетворческого потенциалаличности
8.1. Понятиеотворчествеикреативности
Творчество — это такое отношение к деятельности, результатом которого является создание новых, оригинальных или более совершенных материальных и духовных ценностей. В зависимости от содержания деятельности различают научное, художественное, техническое, экономическое и другие виды творчества.
В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:
• выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку неизвестен;
• реализует право личности на свободу, выход за пределы «обязательного»;
• является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.
Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек в любом виде деятельности на какое-то время может стать творцом. Тем не менее, существуют люди, которые используют оригинальные способы решения любых жизненных задач. Это творческий тип личности. Особенностью творческой личности является креативность.
Креативность — это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает удовлетворение потребности в исследовательской активности.
Креативной личности присущи следующие свойства:
• когнитивные — чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в системе, комплексно; развитое воображение и фантазия;
• эмоциональные — высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности; чувства, вызывающие состояние возбуждения, радостного волнения, бодрости;
• мотивационные — потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости;
• коммуникативные— инициативность, склонность к лидерству, спонтанность.
Креативность активно стала изучаться после опубликования работ американского психолога Дж. Гилфорда, когда он выделил:
• конвергентное мышление — идет по одному руслу и находит только одно решение;
• дивергентное мышление — допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам.
Дивергентное, то есть творческое мышление, и лежит, по мнению Гилфорда, в основе креативности. В отличие от конвергентного мышления, оно имеет свои особые черты:
• подвижность — способность мышления к обнаружению и постановке проблем; для творческих людей не составляет труда перейти от одного аспекта к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения;
• пластичность — творческие люди предлагают множество решений проблем, обладают семантической (языковой) спонтанной гибкостью; способны к генерированию большого количества разнообразных идей;
• оригинальность — способность мышления продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность увидеть в объекте новые признаки, найти ему новое применение.
Творческой личностью не рождаются. Креативные способности не создаются, а как-бы высвобождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставляет окружающая среда для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас.
Основными параметрами творческой личности можно считать следующие:
Sинтеллектуально-творческая инициатива;
Sжажда познания и преобразования;
Sчувствительность к проблемам, ко всему новому;
sсклонность к нестандартному решению задач;
Sкритичность ума, то есть стремление к оценке, выявлению недостатков;
sсамостоятельность в поиске путей и выборе способов решения возникающих проблем.