Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………… 3

Введение............................................................................................... 4

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ...................................................... 5

Раздел I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ............................................. 6

Тема 1. Введение в общую психологию........................................... 6

1.1. Объект, предмет и задачи психологии............................ 6

1.2. Основные отрасли и методы психологии....................... 7

1.3. Понятие о психике и сознании........................................... 8

1.4. Деятельность и поведение человека................................ 9

1.5. Биологическое и социальное в человеке..................... 10

Тема 2. Психические процессы......................................................... 11

2.1. Ощущение как психический процесс............................. 11

2.2. Восприятие, его виды и свойства.................................... 12

2.3. Процессы памяти................................................................ 14

2.4. Процесс мышления............................................................. 15

2.5. Мышление и речь................................................................ 16

2.6. Воображение и его виды.................................................. 17

2.7. Внимание, его виды и свойства...................................... 18

2.8. Эмоциональные процессы............................................... 19

2.9. Мотивационные процессы.............................................. 21

2.10. Волевые процессы............................................................ 22

ТемаЗ. Психические состояния.............. „„.-..................................... 23

3.1. Классификация психических состояний...................... 23

3.2. Депривация, депрессия, фрустрация, агрессия.......... 24

3.3. Психическое состояние стресса..................................... 25

3.4. Сон, врабатывание, утомление, монотония................ 27

3.5. Регуляция и саморегуляция психических состояний ... 29

3.6. Аутогенная тренировка.................................................... 30

РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ...................................... 32

Тема 4. Введение в психологию личности..................................... 32

4.1. Личность, индивид, индивидуальность........................ 32

4.2. Развитие личности и ее структура................................. 33

4.3. Психологическая защита личности....... ;..................... 35

4.4. Компенсаторные механизмы и внутриличностный конфликт 37

4.5. Самосознание и Я-концепция личности...................... 38

4.6. Личностный рост и жизненный путь человека.......... 40

Тема 5. Психические свойства личности....................................... 42

5.1. Направленность личности............................................. 42

5.2. Происхождение и виды способностей........................... 43

5.3. Понятие о темпераменте.................................................... 44

5.4. Характер личности.............................................................. 45

5.5. Акцентуации характера.................................................... 47

Тема 6. Психологические теории личности..................................... 49

6.1. Личность в психологии бихевиоризма........................... 49

6.2. Личность в теории социального научения .................. 50

6.3. Личность в теории психоанализа.................................... 51

6.4. Личность в аналитической психологии......................... 53

6.5. Когнитивная психология личности................................. 54

6.6. Гуманистическая психология личности........................ 55

6.7. Деятельностная теория личности.................................... 56

Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ...................................... 58

Тема 7. Личность и малая социальная группа................................ 58

7.1. Введение в социальную психологию............................ 58

7.2. Социальные роли и статус личности............................. 59

7.3. Виды и характеристика малых групп............................ 60

7.4. Лидерство, конформизм, групповое давление............. 62

Тема 8. Межличностные отношения и общение............................. 63

8.1. Взаимодействие людей и межличностные отношения ... 63

8.2. Понятие и структура общения.......................................... 65

8.3. Виды, этапы и средства общения.................................... 67

Тема 9. Конфликты................................................................................. 68

9.1. Понятие о конфликте и его функциях............................. 68

9.2. Структура и виды конфликтов......................................... 69

9.3. Причины возникновения конфликтов............................. 70

9.4. Управление конфликтами.................................................. 71

Раздел IV. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ...................................... 73

Тсма 10. Введение в психологию управления................................ 73

10.1. Психология управления как наука............................... 73

10.2. Общее понятие об управлении...................................... 74

10.3. Характеристика структуры управления.................... 76

10.4. Психологизация управленческой деятельности...... 77

Тема 11. Объекты и субъекты управления...................................... 79

11.1. Личность как объект управления и самоуправления ... 7 9

11.2. Личность и группа как субъекты управления............ 82

11.3. Организация как объект управления............................ 83

11.4. Управленческие коммуникации в организации........ 85

Гсма 12. Психология труда руководителя...................................... 87

12.1. Виды власти и стили руководства............................... 87

!2.2. Принятие управленческих решений............................. 89

12.3. Психологический климат в организации................... 91

12.4. Особенности управленческого общения................... 92

Литературапо основампсихологии................................ 95

ЧАСТЬ II. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.................................................... 98

Разел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ......................... 99

Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке.............................. 99

1.1. Становление и развитие педагогики............................. 99

1.2. Практическая и научная педагогика........................... 101

1.3. Педагогическая деятельность как созидание личности : 103

1.4. Общекультурное значение педагогики....................... 104

Тема 2 . Образование как социокультурный феномен............... 105

2.1. Тенденции современной социокультурной ситуации

и образование............................................................................ 105

2.2. Функции и ценности образования в обществе.......... 107

2.3. Основные модели образования как педагогического процесса 108

2.4. Образование как средство разрешения глобальных проблем : 109

Тема 3. Современное состояние образования.............................. ПО

3.1. Мировые образовательные тенденции....................... ПО

3.2. Образование как развивающаяся система................. 112

3.3. Демократизация школьного образования.................. ИЗ

3.4. Развитие высшей школы в современном мире........... 114

3.5. Система образования в Республике Беларусь.......... 116

3.6. Реформа белорусской общеобразовательной школы............ 117

3.7. Развитие профессионально-технического и среднего специального образования 119

3.8. Реформирование системы высшего образования

в Республике Беларусь........................................................... 120

ОБЩАЯПСИХОЛОГИЯ

Тема 1. Введениевобщуюпсихологию

Билет №1

1.1. Объект, предметизадачипсихологии

Психология (от греческого «психе» — душа) — это об­ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике.

Этапы развития психологической науки:

1 этап - психология как наука о душе.

2 этап — психология как наука о сознании.

3 этап — психология как наука о поведении.

4 этап - психология как наука о психике.

В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIXвека. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вунд-том в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспе­риментальной психологии.

Объект психологии — это совокупность различных но­сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологии — это происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных.

Задачи психологии:

• научиться понимать сущность психических явлений;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

• быть теоретической основой практики психологиче­ской службы.

Билет № 2

1.2. Основныеотраслииметодыпсихологии

Современная психология включает в себя до 40 отдель­ных дисциплин и научно-практических направлений:

• зоопсихология в изучает особенности психики жи­вотных;

• детская психология — изучает психику и связанные с ней условия развития личности растущего человека;

• социальная психология — изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами;

• педагогическая психология — изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;

• психология труда — рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, законо­мерности развития трудовых умений и навыков;

• медицинская психология — изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения или пси­хотерапии;

• юридическая психология — изучает психологические особенности поведения участников уголовного процес­са, психологические проблемы формирования личности и поведения преступника;

• экономическая психология — рассматривает психоло­гические аспекты экономического поведения человека (психология рекламы, имиджа, продавца и покупателя, делового общения, менеджмента и т.д.);

• военная психология — изучает поведение людей в ус­ловиях боевых действий;

• патопсихология — (patos— страдание ) — изучает от­клонения в развитии психики, распад психики при раз­личных формах мозговой патологии.

Методы психологии:

• методы сбора информации (наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

• методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).

• методы психологического воздействия (дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).





Билет № 3

Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru 13. Понятиеопсихикеисознании

Психика — это свойство животных и человека отра­жать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави­симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

• психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и другие);

• психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

• психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности);

Психическая деятельностьзависит от особенностей че­ловеческого организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

• сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

• моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

• ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики живот­ных — это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание — это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз­нание ребенка также развивается в процессе взаимодей­ствия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя пси­хика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания:индивидуальное, групповое и обще­ственное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане раз­личных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, сужде­ние, умозаключение). Различные формы знания составля­ют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонен­том сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности дейст­вий человека.

1.4. Деятельностьиповедениечеловека

Деятельность — это активное взаимодействие субъек­та с окружающим миром, направленное на производст­во определенных продуктов материальной или духовной культуры. Психологическая структура деятельности такова: цель -» мотив ^способ -> результат.

Мотив — это то, ради чего осуществляется деятель­ность. Мотив — это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.

Основные виды деятельности:общение, игра, учение, труд.

Всякая деятельность состоит из действий и поступков.

Действие — это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различ­ными способами, которые называются операциями.

Поступки — это действия, которые связаны с нравст­венными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.





Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru В зависимости от степени осознанности действий и по­ступков выделяют следующие компоненты деятельности:

• Умения — в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части — навыки.

• Навыки — это автоматизированные компоненты уме­ний, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

• Привычки — в отличие от навыков могут контролиро­ваться сознательно, но в отличие от умений не всегда явля­ются разумными и полезными. Например, дурные привыч­ки: курение, сквернословие и др.

• Деятельность является одним изпроявлений поведе­ния человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не дея­тельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.

1.5. Биологическоеисоциальноевчеловеке

Человек — это особое существо. С одной стороны, он обладает биологическим началом, относится к высшим млекопитающим. С другой — это существо социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так исам характер существова­ния. А многие психологи уточняют, что человек — это существо биопсихосоциальное.

Диалектика взаимосвязей биологического и психиче­ского, психического и социального до сих пор представ­ляет для науки серьезную проблему.

Говоря о процессе развития человека в соответствии с генетическим кодом, психологи пользуются термином «со­зревание». При этом они спорят о том, в какой степени поведение человека определяется созреванием, а в какой — социальным научением.

Природные (биологические) особенности человека вы­ступают только в качестве предпосылок, необходимых условий психического развития. Например, свойства нерв­ной системы лежат в основе темперамента, а задатки ~ в основе способностей.

Установлено, что во многом именно генами опреде­ляется множество психологических характеристик чело­века (активность и пассивность, мнительность и тревож-

ность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность, сексуальность и т.д.). Однако, биологические особенности сами по себе еще не определяют личностные качества человека (способно­сти, характер, убеждения и т.п.). При формировании личности человека исключительно велика роль социаль­ной среды, социального опыта, в том числе и воспита­ния в широком смысле этого слова.

Тема 2. Психическиепроцессы

Билет № 4

2.1. Ощущениекакпсихическийпроцесс

Психический процесс — это течение психического яв­ления, вызываемое как внешними воздействиями, так ираздражителями, идущими от внутренней среды орга­низма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, па­мять, мышление, внимание и воображение.

Ощущение — это первейшая и простейшая форма чув­ственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).

Физиологическим аппаратом ощущения является анали­затор,состоящий из трех частей:

• рецептор — часть анализатора, преобразующая энер­гию внешнего воздействия в нервные сигналы;

• нервный путь, по которому нервные сигналы переда­ются в мозг;

• корковая часть полушарий головного мозга, где нерв­ные сигналы осознаются.

Типы ощущений:

• Внешние ощущения — зрительные, слуховые, обоня­тельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений располо­жены на поверхности тела.

• Внутренние ощущения — голод, жажда, тошнота, из­жога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма.




И

Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru • Двигательные (кинестезические) ощущения — это ощуще­
ния движения и положения тела в пространстве. Рецепторы
двигательного анализатора находятся в мышцах и связках.

Ощущение каждого человека имеет определенный диа­пазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения.За пределами нижнего порога ощущение еще не возни­кает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога ■ уже не возникает, так как раздражи­тель слишком силен.

Все ощущения имеют общие законы:

• Закон сенсибилизации — состоит в повышении чувст­вительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате сис­тематических упражнений человек может повысить свою чувствительность.

• Закон адаптации (приспособления) — состоит в из­менении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.

• Закон контрастности — состоит в изменении чувст­вительности под влиянием предшествующего раздражи­теля. Например, одна и та же фигура на белом фоне ка­жется темнее, а на черном — светлее.

Билет № 5

Билет №6

2.3. Процессыпамяти

Память — это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек вос­принимал, делал или переживал. Образы предметов и явлений, которые создаются в процессе восприятия, не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Они могут быть воспроизведены в виде представлений. Образы пред­ставлений памяти, конечно, бледнее образов восприятия, но именно они лежат в основе закрепленного нами про­шлого опыта.

Компоненты памяти:

■SЗапоминание.

ЩСохранение.

SВоспроизведение.

SЗабывание.

Видыпамяти:

• Наглядно-образная — это память на зрительные, зву­ковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы.

• Словесно-логическая — выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку.

• Двигательная (моторная) — выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений.

• Эмоциональная память — это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побу-

дительные силы к совершению или отказу от соверше­ния того или иного поступка.

Памяти присуши следующие характеристики:объем, быстрота, точность и длительность.

Возможные расстройства памяти:

• Гиперфункция памяти — когда воспоминания вдруг ста­новятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гипер­функция памяти принимает форму навязчивьгх воспоми­наний.

• Амнезия — утрата способности сохранять или вос­производить имеющуюся информацию.

Билет №9

2.4. Процессмышления

Мышление — (,зто психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отноше-

"нйях, высшая фо^ТуТаТтворческой активности чёЗтовёка.

"Мышление можно представить как познавательный про­цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре­шение. Мьщщггельный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из форм

"^етё^шности человека (мыслительная деятельность). Виды мышления:

• Наглядно-действенное — отличается тем, что решение
нестандартной задачи (практической или теоретической)
ищется посредством наблюдения реальных объектов, их
взаимодействий и выполнения материальных преобразова­
ний, в которых принимает участие сам субъект мышления.

• Наглядно-образное Iосуществляется на основе преоб­
разований образов восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования и обобщения
предметного содержания представлений, формирующих от­
ражение реальности в образно-концептуальной форме.

• Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое,
вербально-логическое или дискурсивное — это опосре­
дованное прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических операций с по­
нятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ­
ного логического рассуждения, в котором каждая по-





Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru следующая мысль обусловлена предшествующей. Это раз­личного вида дедуктивные и индуктивные умозаключе­ния, способы доказательств и т.д.

Процессы мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в качествах ума:

■SСамостоятельность мышления.

ЖШирота и глубина ума.

щ Гибкость мысли.

■fБыстрота и критичность ума.

Билет №9

2.5. Мышлениеиречь

Человеческое мышление тесно связано с речью.И речь, и мышление протекают на одной и той же основе ~ на основе языка, который можно рассматривать как знако­вую систему, служащую для фиксации, хранения, ос­мысления и передачи информации. Язык служит средст­вом общения между людьми. Собственно, языки и сфор­мировались вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения.

Речь ~ это словесный (вербальный ) язык в действии, процесс практического применения человеком именно сло­весного языка, а не какого-нибудь другого (языка жестов, звуков, красок, программирования и т.д.).

Виды речи:

• Внутренняя речь — это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов. Внутренняя речь ко­ротка, свернута, часто целое предложение сокращается до одного слова.

• Внешняя речь — бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, дис­пут, дискуссия).

Свойства речи:

• Содержательность речи - зависит прежде всего от
ценности и объема содержащейся в ней информации.

• Понятность речи — зависит от ее смыслового значения, языковых особенностей, а также от уровня разви­тия слушателей.

• Выразительность речи — определяется отчетливостью
произношения (дикцией), а также интонацией как совокупностью темпа, тона, ритма и пауз.

Билет №7

2.6. Воображениеиеговиды

Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове­ком раньше. Это возможно на основе изменения и пре­образования уже имеющихся в сознании образов, а точ­нее — представлений памяти.

Воображения создаются с помощью следующих приемов:

• вычленение из целостного образа каких-либо элемен­тов (например, представление о величине палки как сред­стве удлинить руку);

• изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.);

• агглютинация — соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);

• конструирование предметов в зависимости от их на­значения (топор, луноход и т.п.);

• гиперболизация — мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, тру­сость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);

• перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.);

• типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объ­ектов (создание образов в художественной литературе:Ев­гений Онегин, Наташа Ростова и т.д.);

Таким образом, воображение основано на преобра­зовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастиче­ский вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жиз­ни, из прошлого опыта.

Виды воображения:

• Непроизвольное (пассивное) — когда образы возника­ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови­дениях, при чтении книг и т.д.).

• Произвольное(активное) — когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий:






Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru а) воссоздающее — создание образов на основе лично­
го опыта, текста, чертежа, карты и т.д.

б) творческое — (более сложный вид воображения) —
самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.

• Фантазии — это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности.

• Мечты — нацелены на будущее, это образы желае­мого будущего.

• Грезы — мечты, которые очень слабо связаны с реаль­ностью и которые никогда не реализуются.

Билет №8

2.7. Внимание, его виды исвойства

Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.

Виды внимания:

• Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенно­стями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвиж­ность объекта.

• Произвольное внимание — возникает вследствие соз­нательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.

• Послепроизвольное внимание — возникает вслед за про­извольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.

Свойства внимания:

• Избирательность внимания — сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.

• Устойчивость внимания — длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности.

• Распределение внимания — одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.

• Объем внимания — количество объектов, одновремен­но охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясно­сти восприятия (средний объем внимания: 5—7 объектов).

• Переключаемость внимания — способность внимания переключаться с одного объекта на другой.

От особенностей внимания зависят такие черты лич­ности, как внимательность, наблюдательность и рассе­янность.

Все психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и внима­ние) в своей совокупности представляют психическое яв­ление, которое называют интеллектом.

Для оценки уровня интеллекта наибольшей популярно­стью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (IQ), который можно измерить с помощью тестов (Векслер, Бине).

Максимальное значение IQ— 200 баллов, минималь­но—Обаллов. От 84 до 116 баллов — средний уровень интеллекта, от 116 до 180 - повышенный уровень, от 10 до 84 — умственно отсталые (дебилы, имбецилы, идиоты).

Дебилъностъ — легкая степень слабоумия. Дебилы способ­ны к обучению, овладевают несложными трудовыми про­цессами, их социальное приспособление ограничено.

Имбецилъность — средняя степень слабоумия. Речь имбе-цилов развита слабо, они не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.

Идиотия — самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти полностью отсутствует речь и мышление, они нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

Билет №11

2.8. Эмоциональные процессы

Эмоциональные процессы,как и все психические про­цессы, представляют собой отражение реальности, но толь­ко в виде ее оценки. Эта оценка психически проявляется в виде эмоционального переживания, в более или менее внешне выраженной экспрессии.

В эмоциях проявляется оценка индивидом возможно­стей удовлетворения своих потребностей. Однако, для воз­никновения эмоции необходима не только актуализация потребности, создающая определенное напряжение пси­хики, но и понимание ситуации как благоприятной или неблагоприятной для достижения цели.

Наиболее распространенные эмоции:радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и другие. Одни из них являются положительными, другие —





Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru отрицательными в зависимости от удовлетворенности или неудовлетворенности индивида.

В зависимостиот силыэмоциональных переживаний эмоцииподразделяют на следующие виды;

• Настроения — слабо выраженные эмоциональные пе­реживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин, их вызывающих. Настроения переживаются либо в качестве общего эмоционального фона (приподнятое, подавленное настроение и т.д.), либо как определенное эмоциональное состояние (скука, печаль, тос­ка, страх или, напротив, увлеченность, радость, ликова­ние, восторг и т.д.).

• Аффекты — эмоциональные переживания большой силы с коротким периодом протекания, характеризую­щиеся нарушением волевого контроля. Аффекты связаны с нарушением волевого контроля: ярость, ужас, отчая­ние, и т.п. Сопровождается резкими выразительными движениями, криками, плачем.

• Страсти — сильные, глубокие, длительные и устой­чивые эмоциональные переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Например, страсть к театру, книгам, компьютеру и т.п., или же сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.

• Чувства — в отличие от обычных эмоций (непо­средственных, временных переживаний) — это более слож­ные, устоявшиеся отношения. Чувство включает в себя це­лую гамму эмоций. Это наиболее длительные и устойчивые эмоциональные переживания, имеющие четко выраженный предметный характер. Человек не может испытывать чувство вообще, если оно не отнесено к кому-нибудь или чему-нибудь конкретно. Чувства подразделяют на три группы:

—моральные чувства — связаны с нравственной оцен­кой поступков своих и других людей (чувство долга, чес­ти, дружбы, любви и т.д.);

—интеллектуальные чувства — связаны с удовлетворе­нием познавательных потребностей (чувство успешно­сти обучения и др.);

—эстетические чувства — возникают в связи с удовле­творением эстетических потребностей (чувство прекрас­ного, безобразного, возвышенного или низменного).

2.9. Мотивационныепроцессы

Мотивация — это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и воз­никновению мотивов — внутренних побудителей к актив­ной деятельности или поведению.

Потребность — это испытываемая человеком нужда в чем-то.

Потребности бывают:

■Sпотенциальные и актуализированные;

Sматериальные и духовные;

■Sбиологические и социальные;

Sпросоциальные и асоциальные;

■Sиндивидуальные, групповые и общественные;

Sздоровые и нездоровые;

Sведущие и второстепенные;

•/ устойчивые и неустойчивые;

Sреальные и иллюзорные.

Классификация потребностей по А.Х. Маслоу:

— потребности физиологические (органические) — голод, жажда, половое влечение и др.;

— потребности в безопасности ~ чувствовать себя за­щищенным, избавиться от страха, от агрессивности;

— потребности в принадлежности и любви — принадле­жать к общности, находиться рядом с людьми, быть при­нятыми ими;

— потребность уважения (почитания) — одобрение, признание, авторитет, компетентность, достижение ус­пехов;

— познавательные потребности — знать, уметь, пони­мать, исследовать;

— эстетические потребности — гармония, симметрия, порядок, красота;

—. потребность в самоактуализации — реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности. Это наивысшая потребность в иерархии А.Х. Маслоу.

На основе этой классификации Маслоу создал свою ие­рархическую теорию мотивации, согласно которой инди­вид после удовлетворения потребностей низшего уровня стре­мится удовлетворить потребности более высокого уровня.





Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ - student2.ru Мотивы как внутренние побудители удовлетворения потребностей могут переживаться в виде самых различ­ных психических явлений (как осознанных, так и не­осознаваемых).» Это могут быть: желания, влечения, на­мерения, установки, интересы, стремления, убеждения, идеалы и другие.

Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач, мотивы одобрения, аффилационные мотивы (от­ражающие потребность в общении), мотивы власти, аль­труистические мотивы (стремления к бескорыстной по­мощи) и другие.

Человек может одновременно находиться под воздейст­вием нескольких мотивов (полимотивиро<

Наши рекомендации