Раздел II. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………… 3
Введение............................................................................................... 4
ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ...................................................... 5
Раздел I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ............................................. 6
Тема 1. Введение в общую психологию........................................... 6
1.1. Объект, предмет и задачи психологии............................ 6
1.2. Основные отрасли и методы психологии....................... 7
1.3. Понятие о психике и сознании........................................... 8
1.4. Деятельность и поведение человека................................ 9
1.5. Биологическое и социальное в человеке..................... 10
Тема 2. Психические процессы......................................................... 11
2.1. Ощущение как психический процесс............................. 11
2.2. Восприятие, его виды и свойства.................................... 12
2.3. Процессы памяти................................................................ 14
2.4. Процесс мышления............................................................. 15
2.5. Мышление и речь................................................................ 16
2.6. Воображение и его виды.................................................. 17
2.7. Внимание, его виды и свойства...................................... 18
2.8. Эмоциональные процессы............................................... 19
2.9. Мотивационные процессы.............................................. 21
2.10. Волевые процессы............................................................ 22
ТемаЗ. Психические состояния.............. „„.-..................................... 23
3.1. Классификация психических состояний...................... 23
3.2. Депривация, депрессия, фрустрация, агрессия.......... 24
3.3. Психическое состояние стресса..................................... 25
3.4. Сон, врабатывание, утомление, монотония................ 27
3.5. Регуляция и саморегуляция психических состояний ... 29
3.6. Аутогенная тренировка.................................................... 30
РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ...................................... 32
Тема 4. Введение в психологию личности..................................... 32
4.1. Личность, индивид, индивидуальность........................ 32
4.2. Развитие личности и ее структура................................. 33
4.3. Психологическая защита личности....... ;..................... 35
4.4. Компенсаторные механизмы и внутриличностный конфликт 37
4.5. Самосознание и Я-концепция личности...................... 38
4.6. Личностный рост и жизненный путь человека.......... 40
Тема 5. Психические свойства личности....................................... 42
5.1. Направленность личности............................................. 42
5.2. Происхождение и виды способностей........................... 43
5.3. Понятие о темпераменте.................................................... 44
5.4. Характер личности.............................................................. 45
5.5. Акцентуации характера.................................................... 47
Тема 6. Психологические теории личности..................................... 49
6.1. Личность в психологии бихевиоризма........................... 49
6.2. Личность в теории социального научения .................. 50
6.3. Личность в теории психоанализа.................................... 51
6.4. Личность в аналитической психологии......................... 53
6.5. Когнитивная психология личности................................. 54
6.6. Гуманистическая психология личности........................ 55
6.7. Деятельностная теория личности.................................... 56
Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ...................................... 58
Тема 7. Личность и малая социальная группа................................ 58
7.1. Введение в социальную психологию............................ 58
7.2. Социальные роли и статус личности............................. 59
7.3. Виды и характеристика малых групп............................ 60
7.4. Лидерство, конформизм, групповое давление............. 62
Тема 8. Межличностные отношения и общение............................. 63
8.1. Взаимодействие людей и межличностные отношения ... 63
8.2. Понятие и структура общения.......................................... 65
8.3. Виды, этапы и средства общения.................................... 67
Тема 9. Конфликты................................................................................. 68
9.1. Понятие о конфликте и его функциях............................. 68
9.2. Структура и виды конфликтов......................................... 69
9.3. Причины возникновения конфликтов............................. 70
9.4. Управление конфликтами.................................................. 71
Раздел IV. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ...................................... 73
Тсма 10. Введение в психологию управления................................ 73
10.1. Психология управления как наука............................... 73
10.2. Общее понятие об управлении...................................... 74
10.3. Характеристика структуры управления.................... 76
10.4. Психологизация управленческой деятельности...... 77
Тема 11. Объекты и субъекты управления...................................... 79
11.1. Личность как объект управления и самоуправления ... 7 9
11.2. Личность и группа как субъекты управления............ 82
11.3. Организация как объект управления............................ 83
11.4. Управленческие коммуникации в организации........ 85
Гсма 12. Психология труда руководителя...................................... 87
12.1. Виды власти и стили руководства............................... 87
!2.2. Принятие управленческих решений............................. 89
12.3. Психологический климат в организации................... 91
12.4. Особенности управленческого общения................... 92
Литературапо основампсихологии................................ 95
ЧАСТЬ II. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.................................................... 98
Разел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ......................... 99
Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке.............................. 99
1.1. Становление и развитие педагогики............................. 99
1.2. Практическая и научная педагогика........................... 101
1.3. Педагогическая деятельность как созидание личности : 103
1.4. Общекультурное значение педагогики....................... 104
Тема 2 . Образование как социокультурный феномен............... 105
2.1. Тенденции современной социокультурной ситуации
и образование............................................................................ 105
2.2. Функции и ценности образования в обществе.......... 107
2.3. Основные модели образования как педагогического процесса 108
2.4. Образование как средство разрешения глобальных проблем : 109
Тема 3. Современное состояние образования.............................. ПО
3.1. Мировые образовательные тенденции....................... ПО
3.2. Образование как развивающаяся система................. 112
3.3. Демократизация школьного образования.................. ИЗ
3.4. Развитие высшей школы в современном мире........... 114
3.5. Система образования в Республике Беларусь.......... 116
3.6. Реформа белорусской общеобразовательной школы............ 117
3.7. Развитие профессионально-технического и среднего специального образования 119
3.8. Реформирование системы высшего образования
в Республике Беларусь........................................................... 120
ОБЩАЯПСИХОЛОГИЯ
Тема 1. Введениевобщуюпсихологию
Билет №1
1.1. Объект, предметизадачипсихологии
Психология (от греческого «психе» — душа) — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике.
Этапы развития психологической науки:
1 этап - психология как наука о душе.
2 этап — психология как наука о сознании.
3 этап — психология как наука о поведении.
4 этап - психология как наука о психике.
В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIXвека. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вунд-том в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной психологии.
Объект психологии — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.
Предмет психологии — это происхождение, закономерности развития и функционирования психики человека и животных.
Задачи психологии:
• научиться понимать сущность психических явлений;
• научиться управлять ими;
• использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;
• быть теоретической основой практики психологической службы.
Билет № 2
1.2. Основныеотраслииметодыпсихологии
Современная психология включает в себя до 40 отдельных дисциплин и научно-практических направлений:
• зоопсихология в изучает особенности психики животных;
• детская психология — изучает психику и связанные с ней условия развития личности растущего человека;
• социальная психология — изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами;
• педагогическая психология — изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;
• психология труда — рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых умений и навыков;
• медицинская психология — изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения или психотерапии;
• юридическая психология — изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы формирования личности и поведения преступника;
• экономическая психология — рассматривает психологические аспекты экономического поведения человека (психология рекламы, имиджа, продавца и покупателя, делового общения, менеджмента и т.д.);
• военная психология — изучает поведение людей в условиях боевых действий;
• патопсихология — (patos— страдание ) — изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Методы психологии:
• методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).
• методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).
• методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и другие).
Билет № 3
13. Понятиеопсихикеисознании
Психика — это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.
Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая независимо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.
Психика человека состоит из трех групп психических явлений:
• психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и другие);
• психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);
• психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности);
Психическая деятельностьзависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:
• сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);
• моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);
• ассоциативные зоны (служат для переработки информации).
В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное.
Главное отличие психики человека от психики животных — это наличие сознания, особенно самосознания.
Сознание — это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.
Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Сознание ребенка также развивается в процессе взаимодействия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя психика при этом и продолжает функционировать.
Формы сознания:индивидуальное, групповое и общественное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.
Структуру сознания можно рассматривать в плане различных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение). Различные формы знания составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонентом сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий человека.
1.4. Деятельностьиповедениечеловека
Деятельность — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, направленное на производство определенных продуктов материальной или духовной культуры. Психологическая структура деятельности такова: цель -» мотив ^способ -> результат.
Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотив — это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.
Основные виды деятельности:общение, игра, учение, труд.
Всякая деятельность состоит из действий и поступков.
Действие — это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различными способами, которые называются операциями.
Поступки — это действия, которые связаны с нравственными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.
В зависимости от степени осознанности действий и поступков выделяют следующие компоненты деятельности:
• Умения — в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части — навыки.
• Навыки — это автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.
• Привычки — в отличие от навыков могут контролироваться сознательно, но в отличие от умений не всегда являются разумными и полезными. Например, дурные привычки: курение, сквернословие и др.
• Деятельность является одним изпроявлений поведения человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не деятельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.
1.5. Биологическоеисоциальноевчеловеке
Человек — это особое существо. С одной стороны, он обладает биологическим началом, относится к высшим млекопитающим. С другой — это существо социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так исам характер существования. А многие психологи уточняют, что человек — это существо биопсихосоциальное.
Диалектика взаимосвязей биологического и психического, психического и социального до сих пор представляет для науки серьезную проблему.
Говоря о процессе развития человека в соответствии с генетическим кодом, психологи пользуются термином «созревание». При этом они спорят о том, в какой степени поведение человека определяется созреванием, а в какой — социальным научением.
Природные (биологические) особенности человека выступают только в качестве предпосылок, необходимых условий психического развития. Например, свойства нервной системы лежат в основе темперамента, а задатки ~ в основе способностей.
Установлено, что во многом именно генами определяется множество психологических характеристик человека (активность и пассивность, мнительность и тревож-
ность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность, сексуальность и т.д.). Однако, биологические особенности сами по себе еще не определяют личностные качества человека (способности, характер, убеждения и т.п.). При формировании личности человека исключительно велика роль социальной среды, социального опыта, в том числе и воспитания в широком смысле этого слова.
Тема 2. Психическиепроцессы
Билет № 4
2.1. Ощущениекакпсихическийпроцесс
Психический процесс — это течение психического явления, вызываемое как внешними воздействиями, так ираздражителями, идущими от внутренней среды организма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание и воображение.
Ощущение — это первейшая и простейшая форма чувственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).
Физиологическим аппаратом ощущения является анализатор,состоящий из трех частей:
• рецептор — часть анализатора, преобразующая энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
• нервный путь, по которому нервные сигналы передаются в мозг;
• корковая часть полушарий головного мозга, где нервные сигналы осознаются.
Типы ощущений:
• Внешние ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений расположены на поверхности тела.
• Внутренние ощущения — голод, жажда, тошнота, изжога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма.
И
• Двигательные (кинестезические) ощущения — это ощуще
ния движения и положения тела в пространстве. Рецепторы
двигательного анализатора находятся в мышцах и связках.
Ощущение каждого человека имеет определенный диапазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения.За пределами нижнего порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога ■ уже не возникает, так как раздражитель слишком силен.
Все ощущения имеют общие законы:
• Закон сенсибилизации — состоит в повышении чувствительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате систематических упражнений человек может повысить свою чувствительность.
• Закон адаптации (приспособления) — состоит в изменении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.
• Закон контрастности — состоит в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя. Например, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном — светлее.
Билет № 5
Билет №6
2.3. Процессыпамяти
Память — это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек воспринимал, делал или переживал. Образы предметов и явлений, которые создаются в процессе восприятия, не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Они могут быть воспроизведены в виде представлений. Образы представлений памяти, конечно, бледнее образов восприятия, но именно они лежат в основе закрепленного нами прошлого опыта.
Компоненты памяти:
■SЗапоминание.
ЩСохранение.
SВоспроизведение.
SЗабывание.
Видыпамяти:
• Наглядно-образная — это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы.
• Словесно-логическая — выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку.
• Двигательная (моторная) — выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений.
• Эмоциональная память — это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побу-
дительные силы к совершению или отказу от совершения того или иного поступка.
Памяти присуши следующие характеристики:объем, быстрота, точность и длительность.
Возможные расстройства памяти:
• Гиперфункция памяти — когда воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гиперфункция памяти принимает форму навязчивьгх воспоминаний.
• Амнезия — утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию.
Билет №9
2.4. Процессмышления
Мышление — (,зто психический процесс отражения реальности в ее наиболее существенных связях и отноше-
"нйях, высшая фо^ТуТаТтворческой активности чёЗтовёка.
"Мышление можно представить как познавательный процесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и решение. Мьщщггельный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из форм
"^етё^шности человека (мыслительная деятельность). Виды мышления:
• Наглядно-действенное — отличается тем, что решение
нестандартной задачи (практической или теоретической)
ищется посредством наблюдения реальных объектов, их
взаимодействий и выполнения материальных преобразова
ний, в которых принимает участие сам субъект мышления.
• Наглядно-образное Iосуществляется на основе преоб
разований образов восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования и обобщения
предметного содержания представлений, формирующих от
ражение реальности в образно-концептуальной форме.
• Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое,
вербально-логическое или дискурсивное — это опосре
дованное прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических операций с по
нятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ
ного логического рассуждения, в котором каждая по-
следующая мысль обусловлена предшествующей. Это различного вида дедуктивные и индуктивные умозаключения, способы доказательств и т.д.
Процессы мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в качествах ума:
■SСамостоятельность мышления.
ЖШирота и глубина ума.
щ Гибкость мысли.
■fБыстрота и критичность ума.
Билет №9
2.5. Мышлениеиречь
Человеческое мышление тесно связано с речью.И речь, и мышление протекают на одной и той же основе ~ на основе языка, который можно рассматривать как знаковую систему, служащую для фиксации, хранения, осмысления и передачи информации. Язык служит средством общения между людьми. Собственно, языки и сформировались вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения.
Речь ~ это словесный (вербальный ) язык в действии, процесс практического применения человеком именно словесного языка, а не какого-нибудь другого (языка жестов, звуков, красок, программирования и т.д.).
Виды речи:
• Внутренняя речь — это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов. Внутренняя речь коротка, свернута, часто целое предложение сокращается до одного слова.
• Внешняя речь — бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, диспут, дискуссия).
Свойства речи:
• Содержательность речи - зависит прежде всего от
ценности и объема содержащейся в ней информации.
• Понятность речи — зависит от ее смыслового значения, языковых особенностей, а также от уровня развития слушателей.
• Выразительность речи — определяется отчетливостью
произношения (дикцией), а также интонацией как совокупностью темпа, тона, ритма и пауз.
Билет №7
2.6. Воображениеиеговиды
Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Это возможно на основе изменения и преобразования уже имеющихся в сознании образов, а точнее — представлений памяти.
Воображения создаются с помощью следующих приемов:
• вычленение из целостного образа каких-либо элементов (например, представление о величине палки как средстве удлинить руку);
• изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.);
• агглютинация — соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);
• конструирование предметов в зависимости от их назначения (топор, луноход и т.п.);
• гиперболизация — мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);
• перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.);
• типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (создание образов в художественной литературе:Евгений Онегин, Наташа Ростова и т.д.);
Таким образом, воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта.
Виды воображения:
• Непроизвольное (пассивное) — когда образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (в сновидениях, при чтении книг и т.д.).
• Произвольное(активное) — когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий:
а) воссоздающее — создание образов на основе лично
го опыта, текста, чертежа, карты и т.д.
б) творческое — (более сложный вид воображения) —
самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.
• Фантазии — это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности.
• Мечты — нацелены на будущее, это образы желаемого будущего.
• Грезы — мечты, которые очень слабо связаны с реальностью и которые никогда не реализуются.
Билет №8
2.7. Внимание, его виды исвойства
Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.
Виды внимания:
• Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвижность объекта.
• Произвольное внимание — возникает вследствие сознательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.
• Послепроизвольное внимание — возникает вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.
Свойства внимания:
• Избирательность внимания — сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.
• Устойчивость внимания — длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности.
• Распределение внимания — одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.
• Объем внимания — количество объектов, одновременно охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясности восприятия (средний объем внимания: 5—7 объектов).
• Переключаемость внимания — способность внимания переключаться с одного объекта на другой.
От особенностей внимания зависят такие черты личности, как внимательность, наблюдательность и рассеянность.
Все психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и внимание) в своей совокупности представляют психическое явление, которое называют интеллектом.
Для оценки уровня интеллекта наибольшей популярностью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (IQ), который можно измерить с помощью тестов (Векслер, Бине).
Максимальное значение IQ— 200 баллов, минимально—Обаллов. От 84 до 116 баллов — средний уровень интеллекта, от 116 до 180 - повышенный уровень, от 10 до 84 — умственно отсталые (дебилы, имбецилы, идиоты).
Дебилъностъ — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают несложными трудовыми процессами, их социальное приспособление ограничено.
Имбецилъность — средняя степень слабоумия. Речь имбе-цилов развита слабо, они не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.
Идиотия — самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти полностью отсутствует речь и мышление, они нуждаются в постоянном уходе и надзоре.
Билет №11
2.8. Эмоциональные процессы
Эмоциональные процессы,как и все психические процессы, представляют собой отражение реальности, но только в виде ее оценки. Эта оценка психически проявляется в виде эмоционального переживания, в более или менее внешне выраженной экспрессии.
В эмоциях проявляется оценка индивидом возможностей удовлетворения своих потребностей. Однако, для возникновения эмоции необходима не только актуализация потребности, создающая определенное напряжение психики, но и понимание ситуации как благоприятной или неблагоприятной для достижения цели.
Наиболее распространенные эмоции:радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и другие. Одни из них являются положительными, другие —
отрицательными в зависимости от удовлетворенности или неудовлетворенности индивида.
В зависимостиот силыэмоциональных переживаний эмоцииподразделяют на следующие виды;
• Настроения — слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин, их вызывающих. Настроения переживаются либо в качестве общего эмоционального фона (приподнятое, подавленное настроение и т.д.), либо как определенное эмоциональное состояние (скука, печаль, тоска, страх или, напротив, увлеченность, радость, ликование, восторг и т.д.).
• Аффекты — эмоциональные переживания большой силы с коротким периодом протекания, характеризующиеся нарушением волевого контроля. Аффекты связаны с нарушением волевого контроля: ярость, ужас, отчаяние, и т.п. Сопровождается резкими выразительными движениями, криками, плачем.
• Страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые эмоциональные переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Например, страсть к театру, книгам, компьютеру и т.п., или же сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.
• Чувства — в отличие от обычных эмоций (непосредственных, временных переживаний) — это более сложные, устоявшиеся отношения. Чувство включает в себя целую гамму эмоций. Это наиболее длительные и устойчивые эмоциональные переживания, имеющие четко выраженный предметный характер. Человек не может испытывать чувство вообще, если оно не отнесено к кому-нибудь или чему-нибудь конкретно. Чувства подразделяют на три группы:
—моральные чувства — связаны с нравственной оценкой поступков своих и других людей (чувство долга, чести, дружбы, любви и т.д.);
—интеллектуальные чувства — связаны с удовлетворением познавательных потребностей (чувство успешности обучения и др.);
—эстетические чувства — возникают в связи с удовлетворением эстетических потребностей (чувство прекрасного, безобразного, возвышенного или низменного).
2.9. Мотивационныепроцессы
Мотивация — это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и возникновению мотивов — внутренних побудителей к активной деятельности или поведению.
Потребность — это испытываемая человеком нужда в чем-то.
Потребности бывают:
■Sпотенциальные и актуализированные;
Sматериальные и духовные;
■Sбиологические и социальные;
Sпросоциальные и асоциальные;
■Sиндивидуальные, групповые и общественные;
Sздоровые и нездоровые;
Sведущие и второстепенные;
•/ устойчивые и неустойчивые;
Sреальные и иллюзорные.
Классификация потребностей по А.Х. Маслоу:
— потребности физиологические (органические) — голод, жажда, половое влечение и др.;
— потребности в безопасности ~ чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности;
— потребности в принадлежности и любви — принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятыми ими;
— потребность уважения (почитания) — одобрение, признание, авторитет, компетентность, достижение успехов;
— познавательные потребности — знать, уметь, понимать, исследовать;
— эстетические потребности — гармония, симметрия, порядок, красота;
—. потребность в самоактуализации — реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности. Это наивысшая потребность в иерархии А.Х. Маслоу.
На основе этой классификации Маслоу создал свою иерархическую теорию мотивации, согласно которой индивид после удовлетворения потребностей низшего уровня стремится удовлетворить потребности более высокого уровня.
Мотивы как внутренние побудители удовлетворения потребностей могут переживаться в виде самых различных психических явлений (как осознанных, так и неосознаваемых).» Это могут быть: желания, влечения, намерения, установки, интересы, стремления, убеждения, идеалы и другие.
Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач, мотивы одобрения, аффилационные мотивы (отражающие потребность в общении), мотивы власти, альтруистические мотивы (стремления к бескорыстной помощи) и другие.
Человек может одновременно находиться под воздействием нескольких мотивов (полимотивиро<