Основные параметры письменного отчета

- Место прохождения практики.

- Календарные сроки.

- Особенности дошкольного образовательного учреждения и основные проблемы, над которыми работает педагогический коллектив.

- Объем проведенной работы в период практики. Причины отклонения от плана, если они имели место.

- Теоретические основы управления, реализованные в период практики.

- Краткий анализ выполнения заданий практики.

- Самооценка теоретической и практической готовности к управлению педагогическим процессом в ДОУ.

- Знания, умения и навыки, приобретенные в период практики.

- Общие выводы и предложения по совершенствованию организации практики.

- Впечатления, положительные моменты, замечания и пожелания.

9. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на производственной Организационно-методической практике

Самостоятельная работа студентов в ходе производственной Организационно-методической практики составляет 54 часа.

В ходе самостоятельной работы студенты подбирают и анализируют психолого-педагогическую и методическую литературу, необходимую для организации консультаций педагогов и родителей, подбирают средства наглядности, осуществляют отбор материала для выполнения заданий по педагогике, психологии и частным методикам. Особое внимание в процессе самостоятельной работы студенту-практиканту следует уделить анализу нормативно-правовой документации, в соответствии с которой осуществляется управление ДОУ. Необходимую помощь он может получить при консультировании с групповым и факультетским руководителем или заведующим и старшим воспитателем дошкольного учреждения. Время для самостоятельной работы отводится также для выполнения заданий по работе в научном кружке/группе и по написанию курсовой или выпускной квалификационной работы по психологии/педагогике.

Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:

1 этап:

-письменный анализ результатов наблюдений образовательного процесса, изучения педагогической и управленческой документации;

-составление индивидуального и перспективного планов работы под руководством воспитателя и группового руководителя.

2 этап:

- анализ годового плана;

- изучение материалов по инновационной деятельности. Работа в методическом кабинете;

- составление методических рекомендаций по совершенствованию работы в плане оформления методического кабинета и обеспечение ДОУ программно-методическими средствами;

- подготовка консультаций с воспитателями;

- изучение деятельности по организации дополнительных образовательных услуг;

- анализ результатов анкетирования на выявление социально-психологического климата в педагогическом коллективе и теста на выявление личностной самоактуализации воспитателей.

- анализ результатов проведения психодиагностического обследования педагогического коллектива с целью выявления его психологического (нравственного, делового, творческого) климата или профессионально-педагогической мотивации (Приложение 14).

- организация образовательного процесса в группе: проведение и анализ режимных моментов; подготовка, организация и анализ занятий; планирование и анализ игровой и трудовой деятельностей детей;

- планирование и проведение прогулок; организация самостоятельной деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, театрализованной и т. д.); создание психологического комфорта в группе;

- изучение и осуществление работы с родителями.

3 этап:

- подготовка отчетной документации по практике;

- анализ заданий по педагогике и психологии;

- подготовка наглядности к отчету;

- подготовка отчета по практике.

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной Организационно-методической практики

а) основная литература:

1. Бурляева, О. В. Управление дошкольным образованием : учебное пособие / О. В. Бурляева; Мордов. гос. пед.ин-т. – Саранск, 2009. –118 с.

2. Елжова, Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елжова. – Ростов н / Д : Феникс, 2006. – 272 с.

б) дополнительная литература:

1. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ : анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

2. Кудряшова, Л. Составим циклограмму, или Правила игры в административной команде / Л. Кудряшова // Дошкольное образование. – 2007. – № 23. – С. 9.

3. Майер, А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ : методическое пособие / А. А. Майер. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

4. О стимулировании внедрения современных моделей дошкольного образования методические рекомендации // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 2. – С. 4-8.

5. О формировании муниципального заказа на услуги дошкольного образования (из опыта работы Пермского края) // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 2. – С. 8-21.

6. Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, требований к квалификациям этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ Министерства образования РФ от 31.08.95 № 463/1268 Приказ Министерства образования РФ № 622, Госкомвуза РФ № 1646 от 14.12.95 (по состоянию на март 2007 г.) // Электронный адрес: www.inpravo.ru

7. Организация детского питания в дошкольных учреждениях / под ред. И. Я. Конь. – М. : АРКТИ, 2007. – 144 с.

8. Плотникова, И. Индивидуальные карты профессионального мастерства как стимул работы педагога / И. Плотникова // Дошкольное образование. – 2007. – №18. – С. 7 – 9.

9. Скорлупова, О. А. К вопросу об оценке эффективности деятельности органов самоуправления в части организации дошкольного образования / О. А. Скорлупова, Е. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 9. – С. 27 – 30.

10. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 4 – 11.

11. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белова. – М. : АРКТИ, 2007. – 232 с.

12. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 80 с.

в) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Локальные акты образовательных учреждений // http://www.gnesin.ru/normativy/local_acts.html#pr04

2. Образовательные ресурсы сети Интернет // http://www.katalog.iot.ru

3. Российский образовательный портал // http://edu.ru

4. Центр образовательного законодательства // http://www.lexed.ru

5. Менеджер образования: портал информационной поддержки руководителей учреждений дошкольного образования http://www.menobr.ru/products/192/

6. Сайт для работников дошкольного образования «Все для детского сада» (Разделы: Методические разработки, Консультации для воспитателей, Занятия с детьми Документация в учреждении и др.) http://www.ivalex.vistcom.ru/

11. Материально - техническое обеспечение производственной Организационно-методической практики

Реализация программы производственной Организационно-методической практики должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – институтскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет. Для использования ИКТ в учебном процессе необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.

Автор-составитель: Бурляева О. В., доцент кафедры экономики и управления образованием, кандидат педагогических наук, Ширяева Ю. Г., доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования МордГПИ.

Программа одобрена на заседании Ученого совета факультета педагогического и художественного образования от 2011 года, протокол № _.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Примерная схема анализа годового плана:

1. Основные задачи работы дошкольного учреждения в годовом плане и их реализация в последующих разделах; актуальность задач, конкретность их формулировки, учет условий работы детского сада, основных направлений работы города (района, села).

2. Отражение в плане рекомендаций ГУО, учет условий работы дошкольного учреждения.

3. Соответствие плана основным задачам дошкольного образования. Отражение в плане комплексного подхода к воспитанию детей, направленности воспитательно-образовательного процесса на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физического и психического развития, развития у детей базиса личностной культуры, основанной на общечеловеческих ценностях, обеспечение творческих способностей и интересов.

4. Структура годового плана; ее оптимальность; организационно-педагогическая работа, ее содержание; работа с кадрами, ее содержание и направленность; мероприятия, направленные на улучшение качества работы с детьми, их форма и содержание; соответствие намеченных мероприятий основным задачам плана.

5. Взаимосвязь различных форм методической работы (Совета педагогов, коллективных просмотров работы, консультаций и пр.); отражение в годовом плане всех направлений методической работы; планирование работы по созданию развивающей среды; формы контроля по реализации намеченных задач.

Годовые задачи Мероприятия плана
Советы педагогов Семинары Семинары-практикумы Открытые просмотры Консуль-тации Тематичес-кие проверки

Приложение 2

Примерная схема анализа занятия (или НОД):

1. Общие сведения о занятии: вид, время проведения, тема, цель, задачи.

2. Санитарно-гигиенические условия; подготовленность оборудования, необходимого для детей и воспитателя, его качество; психологическая подготовка детей к занятию, мотивирование учебной деятельности, создание эмоционального фона. Организация начала занятия. Приемы переключения внимания детей и его концентрации на учебной работе.

3. Тип и структура занятия, форма проведения, соответствие цели и задачам. Рациональное использование времени.

4. Содержание занятия, соответствие программе, уровню развития детей. Какие знания, умения, и навыки формируются. Информационная насыщенность занятия. Полнота и последовательность ознакомления детей с материалом. Научный уровень материала, его изложение, связь с жизнью.

5. Оптимальность выбора методов и приемов работы на каждом этапе занятия. Насколько выбранные методы обеспечивают сознательность и прочность усвоения знания. Содействие познавательной самостоятельности и активному мышлению детей. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

6. Стимулирование познавательной деятельности детей. Приемы и управления вниманием детей. Стимулирование положительного отношения к учебной деятельности. Методика содержательной оценки знаний, результатов продуктивной деятельности детей.

7. Воспитание детей в процессе занятия. Какие качества личности формируются. Какие приемы и средства воздействия используются, их эффективность. Меры, обеспечивающие высокую работоспособность детей.

Приложение 3

Примерная схема анализа режимных моментов:

1. Режимный процесс (прием детей, сон, подъем после сна, питание, умывание, раздевание, закаливание, утренняя гимнастика).

2. Условия для организации процесса (окружающая обстановка, единство требований и т.д.).

3. Методика проведения (использование показа, разъяснения, приучения, упражнения, игровых методов, дидактических игр, художественной литературы, контроля, требований, оценки, опоры на активность, учет индивидуальных особенностей и пр.)

4. Приемы, создающие положительное отношение к режимным процессам, переход от одного к другому, соблюдение гигиенических требований и т.д.).

5. Использование режимных моментов для решения воспитательных задач (воспитание активности и самостоятельности, взаимопомощи, культуры поведения, бережного отношения к вещам, ответственности и т.д.)

6. Отражение работы в документации воспитателя (планирование содержания и методов работы с группой и отдельными детьми, учет достижений детей, фиксация недостатков, работа с родителями, закрепление навыков в самостоятельной деятельности).

Приложение 4

Образец оформления титульного листа отчета по практике

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Наши рекомендации