Творчество как педагогическое явление.
Творчества - творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Взгляд на творчество как педагогическое явление первым выразил И. Кант (1724—1804). Он поставил вопрос об универсально-общечеловеческой природе творческих способностей личности. По Канту человек — двуединое существо, одновременно принадлежащее и миру природы, и миру свободы. В мире природы человек подчиняется естественной необходимости, а в мире свободы он нравственно творит себя, возрастает в своем стремлении к счастью. Механизмом творческого развития человека Кант считал его способность к фантазированию, без которого невозможны воспитание и развитие личности, чувствующей свою собственную ценность.
Творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом) распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.
Творческие способности присущи только человеку как представителю Homo sapiens. В образовательном контексте они представлены в категориях «креативное Я», «творческий потенциал», «творческость», «креативность».
Образование, способствующее проявлению человеком собственной индивидуальности, содействует развитию его креативности. Важной проблемой обучения является не столько содержание задания, выполненного учащимся (студентом), сколько эмоциональное отношение к этому заданию. Именно отношение как проявление чувств и эмоций рассматривается в качестве средства развития индивидуальности обучающегося. Чтобы развивать творческий потенциал личности, педагог должен принимать эмоциональное состояния обучающегося, поддерживать это состояния.
Д.Б. Богоявленская считает, что системообразующим качеством творческой личности является стремление к интеллектуальному успеху. В качестве единицы анализа творческой личности вводится интеллектуальная активность личности (ИАЛ). Интеллектуальная активность включает в себя, во-первых, интеллектуальные способности; во-вторых, личностно-мотивационные факторы умственной деятельности. Реальным проявлением интеллектуальной активности является продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, не обусловленного ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы.
Системообразующие характеристики творческой личности:
• продуктивное самосознание как совокупность креативных представлений о себе;
• интеллектуально-творческая инициатива;
• жажда познания и преобразования;
• чувствительность к проблеме, новизне;
• потребность в нестандартном решении встающих перед человеком задач;
• критичность ума;
• самостоятельность в поиске пути и выборе способов решения возникающих проблем.
Эти характеристики являются своего рода фундаментом творческой активности, которая проявляется в таких процессуальных состояниях, как интерес, замысел, состояние предрешения, подготовка к реализации решения, озарение, решение, проверка. Творчество обнаруживается в личностном росте, который характеризуется такими понятиями: «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание», «довооружение себя» и др.
Рассмотрим творчество как явление педагогическое. Это явление представляет собой фрагмент реальной действительности, возникающий там и тогда, где и когда есть отношения «учительства-ученичества», «обучающего-обучающегося», «преподавания-учения».
Педагогическое явление включает такие элементы, как: педагог — учащийся (студент) — средства образования (обучения, воспитания) — среда (культурно-образовательная), в которой это явление разворачивается.
Для формирования творческой направленности личности учащихся имеются генетические предпосылки, которые в педагогике определяются как ее творческий потенциал. Творческий потенциал — это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens. Своеобразие природы ребенка проявляется в обостренной чувствительности и отзывчивости на воздействия педагога и внешней среды.
Растущий ребенок максимально активен в освоений и созидании социального опыта, самосовершенствовании, взрослении. Детству свойственны впечатлительность, непосредственность. Ребенок больше, чем взрослый, способен жить в воображаемом мире, в игре. В педагогике активнее всего разрабатываются концепции, программы развития творческих способностей, установки на творческую деятельность у детей с дошкольного возраста. При этом неважно, с какими видами творчества придется человеку столкнуться непосредственно: техникой, наукой, сферой обслуживания, искусством или производительным трудом. Необходимо пробудить в нем потребность к созданию нового, нестереотипного продукта, научить делать самостоятельный выбор, принимать важные решения, нести ответственность за них, адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности.
ЕС. Альтшуллер особое внимание обращает на подростков. Он пишет, что оптимальный возраст для определения целей жизни — 13—16 лет. «В этом возрасте наступает пик творческих способностей человека и один из пиков поисковой активности. Можно начинать работать практически в любом направлении: впереди достаточно времени для учебы, специализации, сбора информационного фонда, исследований, достижений... Мало кто решится засесть за учебники в 50 лет... и заботы уже не те — дети, внуки... 13—16 лет — возраст наибольшей свободы от обязательств. В эти годы человек все равно выбирает свой жизненный путь, ставит перед собой цели, которых достигнет потом... Здесь бы и помочь».
Качеством личности, помогающим сегодняшним учащимся жить в новом, постоянно изменяющемся мире, является креативностькак готовность к постоянному, в течение всей жизни личностному и профессиональному развитию. Под готовностью к дальнейшему развитию понимают систему свойств и качеств учащегося (студента), обеспечивающих ему потребность и возможность «довооружения себя» (В.И. Слободчиков) новыми знаниями и умениями, новыми стратегиями и тактиками взаимодействия с окружающими. В этой связи современному учащемуся (студенту) необходимо:
• обрести свое «Я» (осознать, что он есть, «как он есть»), позволяющее более эффективно воспринимать реальность и выстраивать свои отношения с миром;
• быть естественным, грациозным, спонтанным в своих чувствах и проявлениях;
• пребывать в состоянии творчества, которое является проявлением душевного здоровья личности и окрашивает любую деятельность, придавая ей эмоциональную насыщенность.
Для педагогики значимо как объективное творчество, представленное оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами (новыми теориями, научными открытиями, произведениями искусства), так и субъективное творчество учащихся, проявляющееся в овладении новыми для данной личности способами познавательной деятельности, в открытии новых смыслов в прежней деятельности.
О динамике, развития творческого потенциала учащегося судят по развитию таких личностных новообразований, как:
• способность открытия нового знания;
• появление новых мотивов, целей учебной деятельности;
• владение новыми (для личности) способами деятельности;
• импровизационность как способность внезапно принимать решение;
• расширение поля интеллектуальной активности;
• креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.
Личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности человека: мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, практически действенный.
Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся (студентов), — это личность, профессионал, осознающий, что творчество — одно из самых характерных проявлений человеческой свободы.
В систему социально-педагогических характеристик такого педагога входят:
• способность к целостному самосовершенствованию;
• признание в качестве приоритетов образования целостности развития личности учащегося, становления индивидуальности, гармонизации отношений растущей личности с природой, обществом, самим собой;
• установка на диалог с учащимися и взаимопонимание;
• умение насытить образовательное пространство импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством;
• готовность создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения, взаимной терпимости, открытости критике, нововведениям;
• умение преобразовывать образовательную среду в оптимальное пространство его творческого развития.
Требования, предъявляемые к учителям, работающим с одаренными детьми 4—11 лет.
Учитель должен:
• быть доброжелательным и чутким;
• разбираться в особенностях психики одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
• иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста (в том числе со своими собственными детьми);
• иметь высокий уровень интеллектуального развития;
• обладать широким кругом интересов и умений;
• иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
• иметь живой и активный характер;
• обладать чувством юмора (но без сарказма);
• проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
• иметь творческое, возможно, нетрадиционное мировоззрение;
• уважать желание ребенка работать самостоятельно.
Педагоги исходят из того, что творчество — это не только самостоятельный вид деятельности: оно потенциально заключено в любой профессии, в разных сферах общественного производства и характеризует стиль деятельности.
Обучение, будучи составной частью образования, является развивающим, если оно своим содержанием, способами организации, формами осуществления ориентировано на более эффективное целостное развитие личности, формирование у нее готовности к дальнейшему самосовершенствованию в течение всей жизни.Под готовностью к дальнейшему самосовершенствованию понимается система сройств и качеств учащегося, обеспечивающая потребность и возможность самостоятельной работы по «довооружению себя» (В.И. Слободчиков) новыми знаниями, умениями, стратегиями взаимодействия с окружающими.
В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:
• выражает активно-преобразовательное отношение к миру;
• включает личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;
• выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;
• определяет собственную индивидуальность для другого;
• реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;
• защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.
Элементы творчества. Все более популярным становится мнение о том, что любой человек, обладающий интеллектом выше среднего и определенными навыками, может создать даже великое произведение. Некоторые ученые считают, что не существует каких-либо способностей, отличающих людей творческих от людей нетворческих. Психологи прищли к выводу о том, что творчество таких гигантов, как Эйнштейн, Кюри, Моцарт, можно рассматривать как продолжение обычных, повседневных мыслительных процессов. Таким образом, можно утверждать, что большинство из нас обладает всем тем, что необходимо для творчества, нужно только научиться это делать.
Творчество (креативность) можно описать с помощью трех составляющих: чувствительности, синергии, интуиции.
Чувствительность — использование наших чувств, наших "окон в мир". Существуют гипотезы, согласно которым творчески одаренные личности воспринимают действительность гораздо отчетливее, чем все остальные.
Синергия — соединение несовместимых на первый взгляд вещей в единое целое — полезное и функционирующее. Примером синергии может служить объединение двух идей из разных областей знания таким образом, что они начинают успешно работать в новом контексте.
Общеизвестно, что Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок объединив монетный штамп и винный пресс (функция первого оставлять отпечаток на монете, второго— выжимать сок из винограда). Поместив штамп под пресс, Гутенберг получил отпечатки на бумаге.
Эта простая, но оригинальная комбинация трансформировалась в печатный станок и изменила мир, сделав книги широко доступными.
Интуиция ведет к неожиданному, незапланированному открытию. В истории известны случаи, когда ученые интуитивно находили нужное решение. Но объяснять успех только одной интуицией было бы неверно. Она может сыграть важную роль в процессе творчества, но должна быть подкреплена знанием, настойчивостью и трудолюбием.
Художник из Сан-Диего Роберт Перайн однажды покрыл свои акварели кусками стекла неправильной формы, благодаря чему изображение стало преломляться в скошенных гранях стекла и приобрело блестящий и мерцающий вид. В результате художнику удалось объединить саму картину и ее оформление и создать новую форму творчества.
Решение задач и творческое мышление взаимосвязаны, что подтверждается содержанием этих процессов. Так, творческое мышление создает нечто новое, но и решение задачи предполагает поиск неизвестного результата. Следовательно, решение задач обладает некоторыми чертами творчества.
Все великие изобретатели — большие мастера ставить перед собой задачи. В Соединенных Штатах ежегодно проводится конференция, призванная выявлять наиболее талантливые изобретения наших дней.
Ученые пришли к выводу о том, что значительная часть происходящего в школе или на работе не способствует развитию творчества. В то же время творческие личности рассматривают свою работу как любимое занятие, они трудятся часами, движимые любопытством и желанием достичь поставленной цели. Такая мотивация называется внутренней, так как она исходит от самого индивида. Мотивация же, обычно предлагаемая в школе и на работе, исходя от других в виде обещаний хорошей оценки или денег, называется внешней,. Для того чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию.
В большинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствует только внешняя мотивация — школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата. И все же здесь следует организовать деятельность так, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя стать способным ученым, великим писателем или талантливым художником, не обладая необходимыми знаниями и навыками.
Максим Горький писал: "Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества". Таким образом, суть творчества — это труд, рожденный внутренним мотивом. Обобщив сказанное, мы приходим к выводу о том, что внутренние мотивы — это удовольствие от самого творческого процесса, стремление к самовыражению, а внешние — это стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. И опять же М. Горький отчетливо обозначил мотивы: "На вопрос: почему я стал писать? — отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что было у меня так много впечатлений, что не писать я не мог".
В формировании творческих способностей важную роль играют факторы внешней среды. Основу для новых идей дает хорошее образование, предполагающее культивирование в себе любви к учебе, выбор для изучения предметов, позволяющих приобрести новые знания.
Творчеству способствуют и личностные качества. Творческий человек не должен быть подвержен конформизму и встречать перемены "в штыки". Необходимо учиться тому, что неудачи — важная и неотъемлемая часть нашей жизни и любому значительному успеху, как правило, предшествует серия неудач.