Характеристика принципов воспитания.

Принципы воспитания – общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации восп. процесса.

Источником принципов воспитания:

- длительный опыт пед. Деятельности - уровень мышления педагогов, - уровень представления о цели формирования личности и о задачах её воспитания.

Требования к воспитательным принципам:

- Обязательность. - Комплексность, т.е. принципы используются фронтально и все сразу. - Равнозначность, т. е. нет главных и второстепенных принципов.

Современная с-ма воспитания руководствуется принципами:

· общественной направленностью воспитания (воспитателей на формирование социально необходимого типа личности, общественно ценные мотивы деятельности, т. е. формир. у личности качеств признанных в об-ве)

· связью воспитания с жизнью, трудом

- ознакомления воспитанников с общ. и труд. жизнью людей;

- привлечения их к реальным жизненным отношениям, к разл. видам деятельности.

- понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека;

- уважение к людям труда, создающим материальные и дух ценности;

- развит. желания добросовестно работать на пользу общества и собств.;

- сочетание личных и обществ. интересов в трудовой деятельности;

- бережное отношение к общ. достоянию и природным богатствам (приумножить);

- нетерпимое отношение к бесхозяйственности, безответственности, расхищению общ. собственности и варварскому отношению к природным богатствам.

· опорой на положительное в воспитании (успех) (пол. эмоц. фон)

· гуманизацией воспитания (уважение ребенка)

· личностным подходом; воспитатель должен:

- хорошо знать темпераменты, черты характера, взгляды своих воспитанников;

- уметь диагностировать реальный уровень сформированности образа мышления, интересы, труду, ценностные ориентации и др.

- постоянно привлекать восп. к усложняющ. деятельности;

- своевременно выявлять и устранять причины, которые могут помешать достижению цели;

- максимально опиралтся на активность самой личности;

- помогать в выборе целей, методов и форм самовосп-я;

- развивать самостоятельность, инициативу воспитанников.

· единство воспитательных воздействий (усилие педаг., соц. работников, родителей): -Требования людей должны быть едиными; - Взрослые должны развивать те качества, которые хотят привить детям; - Разумные требования, бережное отношение к авторитету коллектива; - должна быть укреплена связь с семьёй.

Принципы воспитания (Гликман):

· целеустремлённость и общ. направленность.

· деятельностный подход. Воспитатель не должен ограничиваться словесными обращениями.

· опосредованность, неявность воспит. воздействия. Воспит. намерения и действия педагогов должны проводиться незаметно для детей.

· сотрудничество педагогов и детей. Участие педагогов в деятел-ти детей позволяет совершенствовать деятельность.

· воспитание личности в группе и коллективе. Для эффективного воспитания детей необходимо влиять на развитие через группу, а лучше коллектив.

· личностная ориентация. Для успешного общения педагог должен учитывать их особенности, по возможности, приспосабливаться к ним.

· пед. гуманизм. Уважение детей, внимание к каждому ребёнку.

Классификация методов воспитания Г.И.Щукиной.

классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г.И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания.

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Наши рекомендации