Внеурочные формы организации учебного процесса

Помимо уроков в школе существуют такие формы организации обучения, как:

· факультативные занятия – задача: углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. право выбора факультатива принадлежит учащимся; состав группы стабильный в течение всего периода освоения темы (проблемы);

· спецсеминары – учебные занятия на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, используемая в целях утверждения мировоззренческих позиций, углубления знаний, формирования оценочных суждений;

· практикумы и учебные практики – применяются для выработки практических умений и навыков;

· учебные экскурсии – учебное занятие, проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т.д.;

· дополнительные занятия – групповые или индивидуальные формы учебно-познавательной деятельности учащихся; основные задачи: восполнение пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуального темпа освоения учебного материала, удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету;

· домашняя учебная работа учащихся – направлена на формирование навыков самостоятельной работы, закрепление знаний и способов учебно-познавательной деятельности;

· занятия в предметных кружках, учебно-научных объединениях – форма организации познавательной деятельности, направленной на реализацию определенной образовательной программы, обеспечивающей индивидуальные познавательные потребности и интересы учащихся.

Формы организации внеучебной воспитательной работы

1. массовые:

· коллективные трудовые дела праздники, вечера, утренники конференции, собрания, диспуты

· фестивали, олимпиады смотры художественного творчества выставки

· спортивные, военно-спортивные, трудовые соревнования и турниры

· походы, экспедиции

групповые:

· трудовые объединения

· художественно-творческие объединения

· клубы по интересам, предметные кружки

· детские и юношеские общественные объединения и организации


индивидуальные:

· помощь в разработке и реализации индивидуальной программы самовоспитания помощь в планировании и выполнении организаторской деятельности

· индивидуальная научно-познавательная, творческая и трудовая деятельность

· общественные поручения

Общая структура системы образования Казахстана.

Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:
– формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;
– социальная адаптация школьников к жизни в обществе;
– воспитание гражданственности и любви к Родине;
– обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.

В Конституции Республики Казахстан (статья 30) записано:

"Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам".


Внеурочные формы организации учебного процесса - student2.ru

I.3.1.1. Школьное образование.

Среднее общее образование гарантировано и является обязательным для всех граждан. Помимо этого, приоритетами среднего общего образования являются информатизация и обновление содержания образования.

Перед системой среднего общего образования стоят следующие задачи:

– охват обучением всех школьного возраста

– реализация государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования;

– повышение качества образования в школах путем усовершенствования содержания и методов обучения, введения объективных критериев и подходов к оценке знаний учащихся и деятельности педагогов;

– обеспечение мер по охране здоровья учащихся и педагогов.

Среднее общее образование приобретается поэтапно путем усвоения образовательных программ трех ступеней: начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 или 12 классы). Указанные ступени могут функционировать вместе, в одном общеобразовательном учреждении, или раздельно, в начальной или основной общеобразовательной школе.

В республике функционируют 8290 школ, где обучаются 3117,7 тыс. детей, в том числе 8191 общеобразовательная школа с 3097, 0 тыс. учащихся.


I.3.1.2. Профессиональное образование.

Начальное и среднее профессиональное образование приобретается в профессиональных школах, лицеях и колледжах и сочетается с получением общего среднего образования.

Основные задачи профессионально-технического образования:

– разработка и внедрение государственных общеобразовательных стандартов профессионального образования, их обновление с учетом ситуации на рынке труда и структурных изменений в экономике;

– создание условий для повышения доступности профессионального образования;

– поддержка негосударственного сектора профессионального образования;

– организация и развитие социального партнерства в системе профессионального образования;

– расширение международного сотрудничества по вопросам подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования.

I.3.1.3. Высшее образование.

Высшее профессиональное образование приобретается гражданами, имеющими среднее образование. В Республике Казахстан установлены следующие виды высших учебных заведений:

университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище).

В структуре высшего образования предусмотрено три ступени:

I. Высшее базовое образование, предусматривающее широкую гуманитарную и фундаментальную естественно-научную подготовку по профилю специальности с присвоением академической степени «бакалавр»;

II. Высшее специальное образование с присвоением квалификации «специалист с высшим образование» (дипломированный специалист);

III. Высшее научно-педагогическое высшее образование нацелено на последующее использование выпускников на научной и педагогической (в вузе) работе. Лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, присваивается квалификация «специалист с высшим образованием» и академическая степень «магистр наук»;

Вузам предоставляется право самостоятельно определять соответствующую структуру многоступенчатой подготовки кадров. В вузе могут функционировать как все ступени высшего образования, так и отдельно.

Система высшего профессионального образования республики включает 164 высших учебных заведения, в том числе 47 государственных, 117 частных.

Подготовка кадров для системы образования осуществляется средними специальными и высшими учебными заведениями, головным из которых является Алматинский государственный университет имени Абая.

I.3.1.4. Послевузовское образование.

Послевузовское профессиональное образование получают специалисты с высшим специальным образованием или академической степенью "магистра". Основными формами послевузовского образования является аспирантура и докторантура высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций. Подготовка научных и научно-педагогических кадров может осуществляться вне аспирантуры и докторантуры в форме соискательства, перевода в старшие научные сотрудники и предоставления творческих отпусков.

Аспирантура открыта по 215 научным специальностям, а докторантура — по 29 специальностям.

Повышение квалификации и переподготовка кадров проводятся организациями образования, организациями, научными и учебными центрами, государственной службой занятости. Они могут осуществляться как за счет государственного бюджета, так и на договорной основе. Переподготовка кадров проводится в Республиканском институте повышения квалификации; переподготовка научно-методических и руководящих кадров системы образования - в областных и городских институтах усовершенствования учителей [1].

Содержание образования

Статья 13. Понятие содержания образования

Содержание образования - это система (комплекс) знаний по каждому уровню образования, являющаяся основой для формирования компетентности и всестороннего развития личности.

Содержание образования определяется образовательными учебными программами, которые разрабатываются на основе государственных общеобязательных стандартов образования.

Статья 14. Образовательные учебные программы

1. Образовательные учебные программы в зависимости от содержания и их направления (назначения) подразделяются на:

1) общеобразовательные (типовые, рабочие);

2) профессиональные (типовые, рабочие);

3) дополнительные.

Типовые общеобразовательные и профессиональные учебные программы разрабатываются в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования.

Рабочие общеобразовательные и профессиональные учебные программы разрабатываются на основе соответствующих типовых учебных программ.

2. Общеобразовательные учебные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, специальности.

В зависимости от содержания общеобразовательные учебные программы подразделяются на учебные программы:

1) дошкольного воспитания и обучения;

2) начального образования;

3) основного среднего образования;

4) общего среднего образования.

Для наиболее полного развития потенциальных возможностей одаренных лиц разрабатываются специализированные образовательные учебные программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных предметов учебной программы.

Для отдельных категорий лиц разрабатываются специальные образовательные учебные программы, учитывающие особенности развития и потенциальные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций.

3. Профессиональные учебные программы направлены на подготовку специалистов технического, обслуживающего и управленческого труда по направлениям профессиональной деятельности в отраслях экономики, последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня личности.

В зависимости от содержания профессиональные учебные программы подразделяются на учебные программы:

1) технического и профессионального образования;

2) послесреднего образования;

3) высшего образования;

4) послевузовского образования.

4. Образовательные учебные программы дополнительного образования предусматривают создание условий для развития личностного самоопределения, творчества обучающихся, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, формирования гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга.

5. Для апробации новых технологий обучения, внедрения нового содержания образования разрабатываются экспериментальные образовательные учебные программы, реализуемые в организациях образования, работающих в режиме эксперимента (экспериментальных площадках).

6. Интегрированные образовательные учебные программы разрабатываются организациями образования по согласованию с уполномоченным органом в области образования. Интегрированные образовательные учебные программы могут быть междисциплинарными и межуровневыми, межвузовскими и международными.

7. Профессиональные учебные программы по военным специальностям утверждаются Министерством обороны Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом в области образования.

8. Типовые профессиональные учебные программы по медицинским и фармацевтическим специальностям утверждаются уполномоченным органом в области здравоохранения.

9. Организация образования вправе при наличии лицензии реализовывать образовательные учебные программы различного уровня.

Статья 15. Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения

1. Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения разрабатываются на основе государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

2. Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения:

1) обеспечивают преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования с учетом принципа единства воспитания, обучения, развития и оздоровления детей;

2) ориентируются на реализацию задатков, наклонностей, способностей, дарований каждого ребенка и подготовку его к освоению образовательной программы начального образования на основе индивидуального подхода с учетом особенностей развития и состояния здоровья.

3. Общеобразовательные учебные программы дошкольного обучения формируют элементарные навыки чтения, письма, счета и опыта языкового общения и предусматривают создание равных стартовых условий для освоения начального образования.

Статья 16. Общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования

1. Общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы.

Срок освоения общеобразовательной учебной программы начального образования - четыре года.

Освоение общеобразовательной учебной программы завершается промежуточным контролем знаний обучающихся и выборочной мониторинговой оценкой учебных достижений обучающихся.

2. Общеобразовательные учебные программы основного среднего образования направлены на освоение обучающимися базисных основ системы наук, формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение личности и профессиональную ориентацию.

Общеобразовательная учебная программа включает предпрофильную подготовку обучающихся.

Изучение содержания каждого предмета завершается на уровне основного среднего образования.

Срок освоения общеобразовательной учебной программы основного среднего образования - шесть лет.

3. Общеобразовательные учебные программы общего среднего образования разрабатываются на основе дифференциации, интеграции и профессиональной ориентации содержания образования с введением профильного обучения по социально-гуманитарному, естественно-научному, технологическому и другим направлениям для осуществления ориентированной допрофессиональной подготовки обучающихся.

Срок освоения общеобразовательной учебной программы общего среднего образования - два года.

Статья 17. Образовательные учебные программы технического и профессионального образования

1. Техническое и профессиональное образование является составной частью уровня среднего образования и направлено на подготовку квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда по основным направлениям общественно-полезной профессиональной деятельности.

2. Образовательные учебные программы технического и профессионального образования в зависимости от содержания программы и уровня квалификации подготовки обучающихся делятся на учебные программы:

1) технического и профессионального образования, предусматривающего подготовку кадров по массовым профессиям технического и обслуживающего труда.

Содержание образовательных учебных программ предусматривает:

изучение интегрированных курсов по общеобразовательным предметам, являющимся профилирующими для успешного освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин, прохождение производственного обучения по приобретению профессиональных навыков;

присвоение обучающимся достигнутого уровня профессиональной квалификации (разряда, класса, категории) по конкретной профессии;

2) технического и профессионального образования, предусматривающего овладение более сложными (смежными) профессиями, специальностями и практическими навыками выполнения работ технического и обслуживающего труда во всех отраслях экономики, связанными с высокими технологиями и профессиональной деятельностью.

Содержание образовательных учебных программ предусматривает:

изучение общегуманитарных, экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики по приобретению и закреплению профессиональных навыков;

присвоение обучающимся повышенного уровня профессиональной квалификации по конкретной специальности;

3) технического и профессионального образования, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных специалистов технического труда, их переподготовку и повышение квалификации.

Содержание образовательных учебных программ предусматривает:

изучение интегрированных образовательных программ технического и профессионального образования с образовательными программами 1 - 2 курсов высших учебных заведений.

По завершении двухлетнего обучения и прохождения промежуточной аттестации обучающимся присваивается достигнутый уровень профессиональной квалификации (разряд, класс, категория) по конкретной специальности.

По завершении трехлетнего обучения и прохождения промежуточной аттестации обучающимся присваивается повышенный уровень профессиональной квалификации по конкретной специальности.

По завершении полного курса обучения и прохождения итоговой аттестации обучающимся присваивается квалификация специалиста среднего звена.

3. Профессиональные учебные программы технического и профессионального образования по специальностям культуры и искусства разрабатываются с учетом принципа ранней профессионализации и особенностей подготовки обучающихся по указанным специальностям. Продолжительность обучения зависит от сложности учебных программ и уровня присваиваемой квалификации и определяется соответствующим государственным общеобязательным стандартом образования.

4. Профессиональные учебные программы технического и профессионального образования для граждан, имеющих общее среднее образование, предусматривают изучение общепрофессиональных, экономических, специальных дисциплин и выполнение учебно-производственных работ, определяющих будущую профессиональную деятельность по избранной специальности.

5. Профессиональные учебные программы технического и профессионального образования состоят из программ теоретического и производственного обучения.

Управление, внутришкольное управление, внутришкольный менеджмент
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью,анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы — общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и кор-ригирования.
Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогического труда и др. Сегодня на смену философии "воздействия" в управлении школой идет философия "взаимодействия", "сотрудничества", "рефлексивного управления".

Теория управления школой существенно дополняется теорией внутришкольного менеджмента (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.). Теория менеджмента привлекает прежде всего своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дают основание для •разработки самостоятельного направления — внутришкольного менеджмента.

Основные признаки общественного управления
Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления — совета школы.Функции и содержание работы совета определяются "Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации"1.
Высшим руководящим органом школы является конференция,которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения,учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Таким образом, Устав одной общеобразовательной школы в своих деталях может отличаться от Устава другой школы, но общая направленность Устава задается "Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях".Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяет язык обучения. Совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным направлениям работы учебного заведения и устанавливает их права, обязанности, границы полномочий. Делегатами конференции с правом решающего голоса на собраниях своих коллективов избираются учащиеся II и III ступеней, учителя и другие работники учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), представители общественности.
1 См.: Вестник образования: Справочно-информационное издание Министерства образования РФ. — М., 1991. — С. 5.


В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения).
Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:
организует выполнение решений конференций;
наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы этих учащихся;
устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс, необходимость и вид ученической формы;
рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;
заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов;
совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создает условия для педагогического образования родителей1.
Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы и общественными организациями. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета.
Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.
Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп.
Диверсификация (в пер. с лат. — разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий,

, школ с углубленным изучением отдельных предметов, — как государственных, так и негосударственных.
В заключение укажем некоторые особенности управления негосударственным образовательным учреждением. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый по усмотрению учредителя. Негосударственное образовательное учреждение имеет свой Устав, в котором определены правомочия попечительского совета, структура управления, порядок назначения и, выборов руководителя образовательного учреждения.

Наши рекомендации