Народная педагогика: особенности, методы и средства народного воспитания.

Методы воспитания народной педагогики

Метод – в переводе с греческого означает путь или способ достижения заданной цели. В педагогике метод воспитания можно рассматривать как общественно обусловленное педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитуемого (родителями и детьми, учителем и учеником, социальным педагогом и воспитуемым), способствующее организации жизнедеятельности, отношений, общения, а также совокупность средств и приемов воспитательного воздействия, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания. Выбор методов воспитания зависит от цели и задач воспитания, содержания и закономерностей воспитательной деятельности, условий ее реализации; особенностей объекта и субъекта воспитания.

С точки зрения воспитательных целей и задач, которые ставит перед собой педагог, метод воспитания можно рассматривать как способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, способствующий выработке у воспитанников заданных качеств.

Методы воспитания народной педагогики соотносятся с системой методов, принятых в общей педагогике, где они подразделяются на три группы: 1) методы формирования сознания; 2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, направленные на трансформацию нравственных знаний в поведения; 3) методы стимулирования поведения и деятельности.

В народной педагогике выделяются следующие методы воспитания: разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намек, укор, осуждение, наказание и т.д.

Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и т.д.).

После разъяснения и показа использовались упражнения, сопровождаемые советом: "Упражняй руки, выработай привычку к определенной работе". Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приемы труда.

Другим распространенным приемом в народной педагогике является назидание. В памятниках народной педагогики встречается кодекс назиданий старшего – младшему, учителя – ученику, народного мудреца – молодежи, отца – сыну.

А. Е. Измайлов отмечает, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрек, даже определенные педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом "если". И далее приводит примеры подобных афоризмов. Узбеки говорят: "Если дурной человек откажется от зла, мир станет цветком", "Если родина спокойна, лицо твое не пожелтеет". Казахи считают: "Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний". Каракалпаки на основе житейской философии советуют: "Если посеял просо, не жди пшеницы". Киргизы призывают: "Если ты велик – будь скромен". Таджики указывают признак мужественности: "Если ты мужчина, выходи на поле боя". Туркмены обращаются ко всем, кто отвечает за людские судьбы: "Если ты правитель – грей свой народ, как солнце".

Методы народной педагогики имеют и свои возрастные особенности. Например, в раннем детстве широко используется метод приучения. Например, детей приобщают к регулярному выполнению гигиенических процедур, вовремя ложиться спать и вовремя вставать, быть опрятными и аккуратными, содержать игрушки и одежду в порядке, без напоминаний делать вовремя уроки, быть вежливыми с родителями, взрослыми, сверстниками и т.д.

В более старшем возрасте ребенок уже пытается разобраться, понять причину, почему он должен поступать так, а не иначе. В этот период эффективным оказывается метод убеждения, которое содержит разъяснение и доказательство, чтобы ребенок осознал разумность определенных действий и поступков, усваивал нормы и модели поведения, принятые в обществе, и чтобы выполнение этих норм становились для него осознанной необходимостью.

А. Э. Измайлов отмечает действенность таких методов народного воспитания, как поощрение и одобрение. Ребенок, по его мнению, всегда испытывает потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Похвала и одобрение оказывают большое стимулирующее воздействие на детей. Осознавая роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: "Дети и боги любят бывать там, где их хвалят". При этом рекомендуется слова одобрения и похвалы произносить с улыбкой на лице.

В этнопедагогике широко используется и такой метод народного воспитания, как намек. Узбекские пословицы гласят: "Для умного человека достаточно и намека", "Умному – намек, глупому – палка". Г. Н. Волков отмечает, что "педагогическая ценность намеков в том, что о недостатках поведения того или иного мальчика они позволяют говорить в безобидном тоне".

В памятниках устного народного творчества, особенно на Востоке и Кавказе, зафиксированы такие методы народного воспитания, как родительское благословение и благопожелание. Родители благословляют своих детей на добрые дела, общественно важные поступки, а любящие жены напутствуют своих возлюбленных на ратные подвиги.

Все вышеперечисленные методы народного воспитания использовались для стимулирования или оценки деятельности человека, если они вписывались в нормы человеческого общежития. Но, к сожалению, в жизни случались и отклонения от норм народной этики. В таких случаях приходилось обращаться к таким методам, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрек.

Самым действенным методом народного воспитания в этнопедагогике считается личный пример. Любые методы воспитания окажутся не эффективными, если сами воспитатели (родители или учителя) не будут служить примером для подражания.

Указанные методы воспитания не являются набором теоретических умозаключений. Они воплощены в нравственных кодексах многих народов, таких как "Кут-сюр" у якутов, "Адыге-хабзе" у народов Кавказа, в пословицах, поговорках, афоризмах и т.д. и напрямую воздействуют на волю и чувства человека. Они проверены временем и опытом разных народов. В этом заключается их действенность, сила и достоверность.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта1
  Обобщение опыта – многообразный и всесторонний процесс, систематическая и планомерная работа, в которой в той или иной мере принимает участие каждый работник системы профобразования. Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта невозможно без тщательно продуманной и научно обоснованной программы, а также без организации этой работы в каждом звене системы профобразования. Сущность передового (результативного) опыта В словаре педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса. Педагогический опыт подразделяется на: исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса), новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства). В основе передового опыта лежит стремление педагогов создать индивидуальную систему профессионального мастерства, избежать шаблонные подходы, стереотипные действия. «Передовой педагогический опыт – это такое мастерство педагогов, которое даёт стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, развитии конкретного педагога, в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников учреждения образования». Передовой педагогический опыт – это результат большого напряженного, а главное, творческого труда. Критерии, по которым можно судить о наличии передового опыта Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерии, по которым можно судить о наличии передового опыта. Первым важным признаком или критерием ППО является актуальность, т.е. его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями. Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов. Третий показатель ППО – рациональность, т.е. оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью. Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени. Пятый показатель ППО - Новизна - Отсутствие аналогов в практике педагогической работы. Шестой показатель ППО - Значимость . Опыт должен представлять значимый интерес для определенных категорий специалистов, типов учреждений, регионов. Седьмой показатель ППО – Эффективность. Позитивные качественные результаты использования в практике (по данным мониторинга). Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. Девятый – Воспроизводимость. Идеи обобщаемого опыта должны быть применимы в массовой практике педагогической работы Планирование работы по изучению и обобщению передового опыта строится по формуле: Цель (для чего?) – содержание (что?) – методы, средства (как?) – результат (какой?). Планировать такую работу не просто – её нельзя выразить в количественных показателях. Длительность изучения и обобщения педагогического опыта находится в прямой зависимости от объёма изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение одного учебного полугодия, а может планироваться на год и более. Методы изучения педагогического опыта Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы: 1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе образовательного мониторинга учащихся; сравнение документов автора педагогического опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; 2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого педагогического опыта. 3. Наблюдение: сбор информации путем прямой и непосредственной регистрации образовательно-воспитательных процессов и явлений. Метод наблюдения принесет определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным. 4. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в сопоставлении результатов. 5. Метод самооценки: метод, оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей. 6. Беседа: ее ценность как метода исследования состоит в том, что она дает возможность непосредственного контакта с педагогами и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. 7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов. 8. Изучение продуктов деятельности: изучение умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе учебно-воспитательного воздействия, их способностей, интересов по результатам деятельности. 9. Эксперимент (может быть контактирующим, обучающим, итоговым, формирующим): Проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в целесообразности внедрения проверяемого опыта. Обобщение педагогического опыта Обобщение опыта предполагает: выделение главных идей опыта, оценку его по выше названным критериям, его характеристику в категориях педагогики (цель, содержание, технологии, формы, методы, приёмы, средства, условия, результаты), описание с обозначением составных элементов опыта и раскрытие связей между ними. Обобщить опыт – значит описать его в виде целостной структуры. Понять, почувствовать, увидеть структуру опыта – важная задача педагога, обобщающего свой или чужой опыт. Собранные факты и материалы необходимо систематизировать по отдельным вопросам, которые исследовались в работе педагога. Затем выделить типичное, характерное, отбросив второстепенное, несущественное, сделать обоснованные выводы. Провести педагогический анализ отобранных и систематизированных материалов. Собрав достаточный материал, проанализировав и обобщив его, педагог описывает опыт, прилагает к нему необходимый материал (перечень его зависит от сути изучаемого опыта). Задача описания передового опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.

. закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

Большое внимание разработке закономерности и принципов организации педагогического процесса уделял выдающийся русский педагог А.С. Макаренко. Он утверждал, что хороший педагог – это не тот педагог, который заучивает правила и требования к организации педагогического процесса, а тот, который изучает законы тех психических явлений, которыми собирается управлять.

Термин закономерность является производным от «закон», который в современной философии определяется, как внутренняя связь и взаимообусловленность явлений.

Под закономерностями целостного педагогического процесса (воспитания и обучения) понимают существенные, устойчивые связи в развитии и формировании личности, реализация которых позволяет добиваться высоких результатов в ее воспитании и обучении. На основе закономерностей, которые характеризуют научную (теоретическую, объективную) сторону педагогического процесса, формируются принципы (лат. слово, означает первооснова) его практической реализации.

Принципы педагогического процесса – руководящие нормативные требования, предъявляемые к практической организации обучения и воспитания.

Наиболее продуктивно система общепедагогических закономерностей была раскрыта в работах академиком И.Ф. Харламовым. В частности, к числу важных закономерностей (принципов) педагогического процесса, он относил:

1) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им ОО в самых различных его проявлениях.

2) Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность, обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Стимулы активности личности:

Потребность как понятие означает психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недостает.

Интерес – это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер.

Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель.

3) В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога к воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

Воспитание – это эффект благожелательного сотрудничества, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками.

4) В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которые он хочет достичь в своем развитии (П.К. Анохин).

5) В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся.Психологической основой этой закономерности является то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования.

6) В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. На поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности.

7) Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

8) В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.

Современные педагогические технологии.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Традиционная технология.

.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-коллективную систему обучения;

-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

-исследовательские методы в обучении;

-проектные методы обучения;

-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии и др.

§2. ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы. А не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Особенности личностно – ориентированного урока.

1.Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.

2.Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

3.Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

4.Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.

5.Стемление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

§4. ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

1.Технология разноуровнего обучения.

Изучались способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие категории:

-малоспособные; которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

-талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

-около 90% ученики, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы. Овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом , вариативном(творческом) уровнях.

Варианты дифференциации.

-Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения.

-Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях.

2.Технология коллективного взаимообучения.

Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».

При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их.

Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и. понимания;

в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

— каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

— повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

— отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение

3. Технология сотрудничества.

Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп. – общность ццели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

4. Технология модульного обучения

Его сущность в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем управлять учением. Модуль состоит из циклов уроков (двух- и четырехурочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно - опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).

Технология перспективно - опережающего обучения.

Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.

.

Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельной технологии;

-как элемент педагогической технологии;

-в качестве формы урока или его части;

-его внеклассной работе.

Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.

Деловые игры пришли в школу из жизни взрослых. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.

В имитационных имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.).

Операционные помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В ) тих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующих реальные.

В ролевых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между учащимися распределяются роли действующих лиц.

Игровые технологии.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений - на уроках математики, драматизированные отношения героев - на уроках чтения, истории. Например, при изучении темы «Одежда в разные времена» дети получают домашнее задание по истории: одеть бумажных кукол в одежду разных эпох, вырезать из бумаги, раскрасить, придумать диалоги для беседы.

.

Технологии проблемного обучения

Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, способа доказательства геометрической теоремы и т.д.

Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций.

1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении.

1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

В проблемном обучении главным является исследовательский метод — такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.

Структура и органы управления образовательной организацией

Управление Школой осуществляется в соответствии с Законом Рк «Об образовании» и Уставом школы на принципах единоначалия и самоуправления, демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности, взаимодействия с предприятиями, учреждениями, организациями, в которых работают обучающиеся, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и общественностью.

Директор Школы является единоличным исполнительным органом.

Директор Школы назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области в лице комитета образования администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области.

Трудовой договор с директором Школы подписывает Председатель Комитета образования администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области в лице комитета образования администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области.

Директор Школы подотчетен Учредителю. Срок полномочий директора определяется трудовым договором.

К компетенции директора Школы относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Школы, за исключением вопросов, отнесенных Уставом к компетенции Учредителя.

Компетенция директора Школы:

- осуществляет общее руководство Школой;
- выдает доверенности от имени Школы;
- открывает лицевые счета в органах Федерального казначейства в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
- распоряжается имуществом и средствами Школы в порядке и пределах, установленных действующим законодательством и Уставом Школы;
- согласовывает с Учредителем совершение сделок, в которых имеется заинтересованность;
- утверждает структуру и штатное расписание в пределах бюджетной сметы Школы, утвержденной в соответствии с порядком, установленным муниципальными правовыми актами;
- заключает договоры с физическими и юридическими лицами;
- издает приказы и распоряжения, утверждает положения, правила, инструкции, графики и иные локальные акты по вопросам, входящим в компетенцию директора Школы, обязательные для выполнения обучающимися и всеми работниками Школы;
- устанавливает форму, систему и размер оплаты труда работников Школы в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области в лице комитета образования администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области.
об оплате труда работников муниципальных учреждений, бюджетной сметой Школы;
- осуществляет прием на работу и увольнение с работы, осуществляет расстановку кадров Школы, заключает с работниками трудовые договоры, заключает коллективный договор, если решение о его заключении принято трудовым коллективом;
- распределяет учебную нагрузку совместно с руководителями методических объединений;
- принимает решение о поощрениях, дисциплинарных и материальных взысканиях к работникам Школы;
- совместно с профсоюзным комитетом разрабатывает и утверждает Положение о материальном поощрении и доплатах учителям и работникам Школы по согласованию с управляющим советом Школы;
- устанавливает доплаты и другие выплаты в пределах имеющихся средств в соответствии с локальными актами Школы, с учетом мнения представительного органа работников Школы;
- утверждает правила внутреннего трудового распорядка Школы;
- утверждает Положение о формировании управл

Наши рекомендации