Создание ситуации успеха в учении

Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха у обучаемых, которые испытывают определенные трудности в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных трудностей. Поэтому преподавателям следует так подбирать некоторым обучаемым, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, что придало бы им уверенности в себе, и они могли продолжить свою учебную деятельность в более благоприятном темпе. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха создаются преподавателем и путем поощрения промежуточных действий обучаемого, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

Методы управления процессом обучения

Овладение знаниями — сложный психологический процесс. Он включает: усвоение знаний, приобретение их и применение знаний, т.е. оперирование ими и использование их.

Педагогическое руководство процессом усвоения знаний учащимися начинается с постановки проблемы и осознания поставленных задач.

Усвоение — включает понимание (восприятие и осмысление) и запоминание.

Ведущим элементом в этом взаимодействии всегда является понимание — залог сознательного, а не формального, усвоения знаний, умений и навыков.

Для того, чтобы понять учебный материал, его надо, прежде всего, воспринять.

Восприятие — всегда активный процесс, характеризующийся целенаправленностью и избирательностью.

Восприятию обычно предшествует соответствующая подготовка учащихся. Это создание соответствующей установки на предстоящее восприятие, освежение в памяти тех знаний (представлений, понятий), с которым будет вступать в «связи» новый учебный материал и формирование мотивов его изучения.

Поэтому восприятием учащихся необходимо руководить, что предусматривает постановку вопросов, задач, помогающих раскрыть сущность изучаемого явления, организацию наблюдений, выполнение самостоятельных заданий практического характера, связанных с восприятием новых знаний, четкое объяснение учебного материала.

Вторым звеном понимания является осмысливание изучаемых знаний, Осмысливание знаний — означает проникновение сознания учащихся в их сущность, раскрытие в изучаемых явлениях и предметах главного, существенного, определение вида, рода, отнесение частного к общему, выделение частного из общего, установление причинно-следственных связей рассматриваемых явлений, мотивов выполняемых действий, поступков и т.д.

Осмысливание связано с аналитико-синтетической, деятельностью мышления, с сравнением, сопоставлением и обобщением материала.

Осмысливание происходит через включение новых знаний в систему ранее усвоенных знаний как по данному, так и по другим, учебным предметам.

Таким образом, понимание осуществляется в двух фазах:

в процессе восприятия — непроизвольное понимание;

осмысления — произвольное понимание.

Запоминание в учебном процессе также выступает в двух фазах.

Непроизвольное запоминание знаний осуществляется уже в процессе восприятия, и особенно в процессе осмысливания;; учебного материала, т.е. в деятельности, которая специально не направлена на запоминание, которая преследует познавательные цели (понять, осмыслить и осознать учебный материал), а не мнемические задачи (запомнит, заучить учебный материал).

Продуктивность непроизвольного запоминания выше тогда, когда нужный учебный, материал выступает в деятельности учащихся как основная цель, а не способ к ее достижению, т.е. когда он является предметом деятельности. Чем выше уровень умственной активности и самостоятельности, проявленной учеником при выполнении познавательной задачи, чем глубже осмыслен изучаемый материал, тем выше продуктивность непроизвольного запоминания.

Наряду с непроизвольным запоминанием в учебном процессе имеет место и произвольное запоминание, которое осуществляется в специально организованной деятельности, когда мнемическая задача выдвигается на первый план. Продуктивность произвольного, так же как и непроизвольного запоминания зависит от уровня умственной активности и самостоятельности учащихся, проявленной ими при выполнении мнемической задачи.

Для целенаправленного оперативного заучивания различных правил, понятий , законов, явлений, устройств и т.д. учителя часто для ускорения запоминания прибегают к использованию специальных дидактических приемов. Например, на уроках физики при изучении темы: «Природа света», рассматривая соств белого света, чтобы запомнить цвета в спектре и порядок их расположения учитель использует следующее словосочетание для стимулирования мнемической активности: каждый охотник желает знать где сидит фазан (к, о, ж, з, г, с, ф), в котором первая буква каждого слова является первой буквой цвета в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Другой пример, при изучении темы «Электрические конденсаторы» для быстрого и правильного запоминания его устройства учитель нередко использует такой дидактический прием. Объясняя устройство плоского конденсатора и демонстрируя детали его модели учитель произносит следующее утверждение: «один проводник – это проводник, один изолятор – это изолятор, а два проводника и изолятор есть конденсатор».

В тесной взаимосвязи со знаниями выступают и умения. Умения, которые овладевают учащиеся в процессе обучения очень разнообразны:

умение наблюдать и делать правильные выводы из наблюдений;

устно и письменно излагать мысли;

решать задачи;

читать и составлять технические чертежи;

ухаживать за растениями и животными;

разбирать и собирать механизмы и т.д.

Наши рекомендации