Понятийный аппарат коррекционной педагогики.
1. Основные понятия, связанные с формированием коррекционной педагогики как науки.
До 1920-го года лечением и обучением детей с отклонениями в психическом развитии занимались врачи психиатры. В широком употреблении был принят заимствованный из-за рубежа (Германии) такой термин как «лечебная педагогика». Основной подход - лица с ОПФР нуждаются не только в медицинской помощи, но и в осуществлении этой помощи педагогическими методами.
Исторически сложилось так, что детей с ОПФР изучали в русле всестороннего подхода к развитию человека, в русле дефектологии.
В 90-х гг. за рубежом проблемами детей с особенностями занимались в рамках гуманистических традиций (парадигм). Вместо термина «дефектология» появляется термин «коррекционная педагогика», где акцент делался не на дефекте, а на коррекции. Термин «коррекция» мог быть использован только в отношениях к технологическим компонентам специальной педагогики, либо среде в которой находится ребенок. С начала 90-х гг. термин «коррекционная педагогика» стал использоваться общей педагогикой для обозначения педагогической помощи детям и подросткам, испытывающим адаптационные трудности в образовательных учреждениях. Гуманизация общественного сознания и современное социальное право считает неэтичным использование терминологии, смыслом которого является исправление коррекция человека или его качеств. Считается, что человек имеет право на индивидуальность, и общество должно учитывать это и в том числе имеет право на ограниченную жизнедеятельность. Считается, что общество обязано предложить помощь, а не коррекцию, а человек может ее принять.
Термин «специальная педагогика» имеет иной сущностный смысл: личностное развитие, удовлетворение особых образовательных потребностей, реабилитацию и абилитацию средствами образования. «Специальная педагогика» является общепринятым международным педагогическим термином, т.к. сообразуется с современными гуманистическими ориентациями системы образования. В Европе при понимании термина «специальная педагогика» ориентируются на англ. Корень «special» – особый, индивидуальный, этот термин подчеркивает личностную ориентированность и на решение индивидуальных проблем конкретного человека. В США специальное образование охватывает проблемы образования всех детей отличающихся от нормы, в т.ч. и одаренных. В то же время большая часть специалистов понимает под специальной педагогикой – работу с детьми с недостатками в развитии.
18. Цели, формы и принципы специального образования.
Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
Принципы специального образования.
На государственном уровне специальная помощь в РБ оказывается в рамках 3х структур:
1. Министерство образования.
2. Министерство здравоохранения.
3. Министерство труда и социальной защиты.
Координирует усилия межведомственный Совет по проблемам инвалидов при Совете министров. Основные законодательные документы:
· Закон об образовании.
· Закон об образовании лиц с особенностями ПФР (Закон о специальном образовании).
· Концепция реформирования специального образования.
· Положение по специальной общеобразовательной школе (о школе-интернате для детей с ОПФР).
Принципы построения специального образования:
1. Государственный характер.
2. Принцип общей доступности образования.
3. Приоритет общечеловеческих ценностей:
4. Опора на наследие национальной культуры.
5. Адаптивность системы образования уровням подготовки и особенностям развития учащихся.
6. Коррекционно-компенсаторная направленность учебно-воспитательного процесса.
7. Личностно-ценностная ориентация обучения и воспитания.
Преемственность в работе всех звеньев системы образования.
19. Система специального образования: элементы и организация.
Система специального образования:
1 – стандарты специального образования, которые определяют содержание – учебно-методические комплексы, учебные планы, учебные программы, учебники, адаптивная образовательная среда;
2- участники образовательного процесса – педагогические работники, дети с ОПФР, родители;
3- система управления специальным образованием – республиканские органы управления – Министерство образования РБ и управление специальным образованием при нем (выполняет следующие функции: определяют политику государства в сфере специального образования, осуществляют координацию функций, информационно-аналитическую работу, планирование развития системы специального образования, методическую работу (семинары)) и местный уровень управления;
4- учреждения, обеспечивающие получение специального образования.
Специальное образование представляет собой сложную дифференцированную систему.
20.Вертикальная и горизонтальная структуры системы образования.
Система специального образования сегодня имеет как вертикальную, так и горизонтальную структуру.
Вертикальная структура:
1 уровень – период раннего младенчества (от рождения до 3х лет).
2 уровень – школьный период (от 3х лет до 6,7 лет).
3 уровень – период обязательного обучения (от 6,7 лет до 16-21 года).
4 уровень – период среднего образования и профессиональной подготовки (до 21 года).
5 уровень – период обучения и переподготовки взрослых инвалидов.
Горизонтальная структура:
Учитывает уровень развития ребёнка, характер нарушений, особенности познавательной сферы.