Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока (Месопатамия, Индия, Китай).

. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был продолжительным и мучительным. Содержание образования выглядело крайне скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких рамках определенного общественного положения.

на Древнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Абсолютное большинство населения обходилось семейным воспитанием и обучением.

Школа приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений.

"ДОМА ТАБЛИЧЕК" В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, письменность.

Почти в каждом городе были учебные заведения. Они появились здесь в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностями хозяйства и культуры в грамотных людях - писцах. Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек На глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. В основе методики обучения лежало, таким образом, простое, многократное повторение, механическое запоминание слов.

Индия

Программа обычного обучения состояла прежде всего в пересказах вед, обучении чтению и письму. Повышенное образование получали немногие юноши. В программу повышенного образования входили: поэзия и литература, грамматика и философия, математика, астрономия. Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и, помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития.

Обучение проходило на открытом воздухе. В аграхарах преподавали географию, математику, языки, врачевание.

Китай

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.

Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. В сюй учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно.

8.Воспитание и образование в эпоху эллинизма.

В Элладе культура развивалась в тесной связи с традициями греческой образованности.

В этот период, получивший в науке название эпохи эллинизма, система греческого образования проникает не только в Причерноморье, но и на Кавказ, в Среднюю Азию и Индию.

В Греции в Афинах произошли существенные подвижки в низшем образовании. Мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастическое образование. Учителя вбивали знания кулаком.

По окончании мусического и гимнастического образования учеников ждала новая ступень школьного образования - грамматическая школа. Программой грамматической школы предусматривалось научить правильно писать, читать, говорить, дать понятие о музыке.

Поменялись уклад и программы гимнасий. Они превратились в государственные учреждения. Меньше внимания стали уделять физическому воспитанию, увеличился объем теоретического образования,.

Вершиной образования считались философские школы, фактически превратившиеся в высшие учебные заведения. В Афинах действовали четыре философские школы. Помимо основанных Платоном Академии и Аристотелем - Ликея, были созданы еще две школы - стоиков и эпикурейцев.

В Греции образование было в ведении общественных, государственных организаций, что, впрочем, не исключало частной инициативы.

в Александрии насаждалась греческая образованность, существовали школы низшего и среднего типов.

С особым вниманием относились здесь к высшему образованию. был основан Мусеум. Сюда приглашали лучших ученых. Здесь можно было изучать все науки того времени. Было обязательно изучение математики, астрономии, филологии, медицины. Главной формой обучения были лекционные занятия.

.Воспитание и школа в Византии.

Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей учились грамоте и получали книжное образование. Здесь мальчики 5 - 7 лет попадали под присмотр учителя-наставника.

В дошедших до нас поучениях детям подчеркнута важность и необходимость книжного образования.

Система образования (энкикилос пайдеусис) состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.

Первой ступенью были школы грамоты, где дети получали элементарное образование.грамоте обучались буквослагательным методом с обязательным хоровым произношением вслух

Существовали начальные учебные заведения, где изучали исключительно. Образование выше начального давали грамматические школы. Они могли быть частными и государственными.

Фактически вся гражданская и церковная верхушка училась в грамматической школе. Цель обучения состояла в овладении "эллинской наукой" .В программу входили грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основная часть учащихся ограничивалась изучением предметов первой "четверицы". Венцом образования являлись высшие учебные заведения.

Наши рекомендации